Психолого-педагогическое сопровождение прохождения ребенком кризиса одного года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – провести сравнительный анализ и определить эффективные средства профилактики негативной симптоматики кризиса одного года, основанные на его психологической сущности и специфике протекания в современных социокультурных условиях.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность кризиса первого года жизни;
2) выявить симптоматику, причины и последствия кризиса;
3) рассмотреть особенности протекания кризиса одного года в контексте современной социокультурной ситуации;
4) разработать рекомендации родителям и педагогам, содержащие эффективные средства профилактики негативной симптоматики кризиса одного года с учётом специфики детского развития на современном этапе.

Содержание

Введение ……………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПРОХОЖДЕНИЯ РЕБЁНКОМ КРИЗИСА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ………...5
1.1. Понятие «возрастного кризиса» в психологии………………................5
1.2. Социальная ситуация развития в период перехода от младенчества к раннему детству ……………………………….10
1.3. Причины и симптоматика кризиса одного года………………………21
1.4. Проблема и актуальность психолого-педагогического сопровождения прохождения ребенком кризиса одного года……………………………………..25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………….28
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ РЕБЁНКОМ КРИЗИСА ОДНОГО ГОДА ……………………………………………………………………………….29
2.1. Организация методики исследования……………………………….....29
2.2. Влияние семьи на прохождение ребенком кризиса одного года...…..47
2.3. Профилактика негативной симптомати ки.……………………………58
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………….61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...64
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………....66
РЕЗЮМЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………….67

Вложенные файлы: 1 файл

Сенникова 5.12.2012правка.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

К началу периода раннего  детства у ребенка уже наработан  определенный уровень коммуникации, носящий больше невербальный характер (жесты и мимика). Речь неподкрепленную эмоциями он еще не понимает. Получение новых знаний о предметном мире способствует интенсивному взаимодействию ребенка со взрослым и стимулирует развитие речи.

Характер словарного запаса ребенка раннего возраста остается пассивным (понимает, но не использует в речи) примерно до 1,7 годам. С 2 лет  в детской речи начинает интенсивно формироваться грамматическая структура предложения, слова становятся частями речи, согласуются окончания [34, c. 224].

 Социальная ситуация  совместной деятельности ребенка  и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в конце младенческого возраста, а в период раннего возраста становится ведущим. Ведущий вид деятельности в раннем возрасте - предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления.

Для того чтобы понять, как происходит становление предметного действия, необходимо представить его структуру. Человеческое действие состоит из ориентировочной и исполнительной части. Оно всегда контролируется и оценивается.

 

    В совместном предметном действии первоначально слиты его цель и предметная ориентация, исполнение и оценка. Схема развития предметного действия представлена на таблице 2.

Таблица 1.2  
Схема развития предметного действия в раннем возрасте

Линия ориентации самого ребенка в свойствах действия и ситуации

Линия развития от совместного выполнения действия к самостоятельному


а) неспецифическое употребление орудий 
б) попытки специфического использования орудий при отсутствии сформированного способа его применения 
в) владение специфическим способом употребления орудия


а) совместное действие 
б) частично-совместное действие или совместно-разделенное действие 
в) выполнение действия на основе показа 
г) словесное указание

II перенос действия: 
а) с одного предмета на другой 
б) из одной ситуации в другую

 


 

Таким образом, социальная ситуация развития в младенчестве – новая форма единства матери и ребёнка, тесно связана с возникающим новым видом деятельности – общением. В первые месяцы жизни происходит оформление потребности в общении. Младенцы после двух месяцев вступают во взаимодействие со взрослым, которое можно назвать общением, так как они развивают особую активность, объектом которой является взрослый, стремятся привлечь его внимание. Первую половину младенчества часто называют «впитывающей». Ребёнок взаимодействует с миром поначалу как реципиент – вбирает в себя пищу, прислушивается к разнообразию звуков, вглядывается в окружение, делает первые попытки взять предметы. Это очень чувствительный период. Для того, чтобы первый опыт жизни ребёнка был плодотворным, взрослым следует обратить внимание на своевременность и умеренность тех стимулов, которые он адресует малышу. Правильное общение с ребенком со стороны взрослых в этот период поможет наиболее безболезненному протеканию кризиса одного года, который завершает период младенчества. Позитивный вариант прохождения кризиса первого года помогает ребенку приобрести важное социальное качество - дисциплинированность. Нейтральное отношение взрослых к симптоматике кризисных проявлений может формировать такие социальные качества как тревожность и конформизм. Неправильно построенное общение взрослого дает основания для формирования в поведении ребенка агрессивности и эгоизма [24, c. 190-194].

  Развитие детей  в современных условиях несколько  отличается то того, что было  раньше.     Сегодня общественный кризис детства очевиден, но также очевиден кризис современной семьи.      Изменения ценностных ориентаций, возросший темп жизни, особенности современных родительских установок и позиций (повышение требований к уровню образования, популяризация идеологии личного успеха), родительская некомпетентность и стили эмоционального взаимодействия приводят к ослаблению внутрисемейных связей и принижению самоценности семьи и детства, что самым отрицательным образом сказывается на психологическом развитии ребёнка. Всё меньше времени остается для содержательного внутрисемейного общения, для совместных занятий, поддержания и развития семейных традиций. Внутренние напряженные отношения ослабляют семью, эмоциональное отчуждение становится характерной чертой детско-родительских отношений. Таким образом, современные дети подвергаются влиянию общественного кризиса детства и кризиса современной семьи, что приводит  к усложнению протекания  личностного кризиса [12, c. 25-38].

     Влияние  внутрисемейных отношений на  развитие и воспитание ребенка (особенно ребенка раннего возраста) признается всеми. Гармония их – залог здоровья и успешности растущей личности. Именно семья выступает определяющим социальным фактором в развитии и становлении личности ребенка. Родители и другие члены семьи, задавая нормативы развития, по-разному моделируют прохождение критического периода развития у своих детей. Данным вопросом занимались: А.А. Бесчасная, Е.С. Белова, А.Л. Венгер, Е.Л. Горлова, С.В. Дармодехин, Е.А. Савина, Э.О. Смирнова,  А.Г. Лидерс, , Э.Г. Эйдемиллер, и др [35. C.25-61]. Предметная деятельность,  являющейся основной в раннем возрасте, ведёт за собой всё психическое развитие ребёнка. Овладение предметными действиями возможно только во взаимодействии с ближайшим взрослым, в рамках ситуативно-делового общения. От того, насколько это взаимодействие будет  эффективным зависит сформированность предметной деятельности и полноценное развитие ребёнка раннего возраста в переходный период.                   

    Следует также отметить, что к числу наиболее интересных исследований области раннего детства принадлежит работа английского психолога Томаса Бауэра. Его книга «Психическое развитие младенца» в какой-то степени уникальна. Она содержит важные экспериментальные данные о развитии психофизиологических процессов, среди которых, на наш взгляд, наиболее интересны данные о развитии интермодальных и сенсорных координации, и о возможности ускорения достижения определенных этапов познавательного развития с помощью специальной тренировки. В зарубежной литературе по раннему детству едва ли найдется другая работа, в которой бы столь ясно и компактно излагалось значительное количество фактического и теоретического материала, накопленного в результате экспериментального исследования психики ребенка в первые дни, недели, месяцы жизни. Проведенные эксперименты позволили Т. Бауэру установить ряд новых фактов, характеризующих развитие познавательных и двигательных способностей младенца.

     Особый  интерес результаты его исследований  имеют в связи с известной концепцией интеллектуального развития ребенка, разработанной Ж.Пиаже. Пытаясь использовать для интерпретации своих данных концептуальную модель развития, предложенную этим видным швейцарским психологом, Т. Бауэр вместе с тем приводит доказательства ошибочности ряда выдвигаемых Ж. Пиаже положений. Речь идет об известном тезисе, согласно которому психические процессы ребенка на ранних этапах онтогенеза характеризуются «полным и бессознательным эгоцентризмом», который простирается вплоть до отсутствия у младенца понимания факта продолжения существования предметов, переставших непосредственно воздействовать на его органы чувств. Экспериментальные исследования Т.Бауэра показывают, что наблюдения Ж. Пиаже, приводимые в качестве доказательства этого тезиса, могут в действительности объясняться специфическими для него формами отражения объективной действительности. Иными словами, солипсизм отнюдь не свойствен младенцам даже самого раннего возраста. Они воспринимают не те или иные постоянно меняющиеся состояния своих органов чувств, а реальные предметы. При этом, правда, они воспринимают предметы лишь как нечто объективно и независимо от них существующее, как нечто противостоящее им во внешнем окружении.  
    Отвергая бихевиористические концепции, сводящие развитие младенца к накоплению суммы навыков, Т. Бауэр стремится вскрыть динамику формирования тех внутренних процессов психического отражения действительности, которые приводят к перестройке внешнего поведения младенца и которые играют определенную роль в регуляции и ориентации этого поведения. Ход этого развития он стремится осмыслить как процесс не только количественных и качественных изменений, порождаемых внутренними противоречиями между наличными возможностями младенца и требованиями окружения.

1.3. Причины и симптоматика кризиса одного года

 

Кризис первого  года — возрастной кризис, возникающий на стыке младенческого и раннего возраста, когда начинает складываться образ Я. Его основу составляет опыт, накапливавшийся ребенком в отношениях с окружающими людьми и предметным миром. Складывающийся образ Я, в свою очередь, качественно изменяет характер этих отношений. Из непосредственных они становятся опосредованными отношением ребенка к себе и его оценкой действий взрослого. В поведенческом плане кризис проявляется различными симптомами в зависимости от характера отношений с окружающими взрослыми людьми. Эти симптомы во многом схожи с симптомами других критических возрастов (3 и 7 лет) (Л.С. Выготский, Л.И. Венгер, Д.Б. Эльконин).

При адекватном отношении взрослых к личности, умениям и возможностям ребенка отмечаются прогрессивные изменения в деятельности и поведении: быстрое накопление навыков и умений, появление уверенности, настойчивости в достижении цели, в общении с близкими и посторонними людьми. В случае завышенных требований взрослых к ребенку или, напротив, заниженных, а также при индифферентном отношении, игнорировании личности малыша и его достижений часто проявляются такие симптомы как обидчивость, капризность, упрямство, агрессия, резкие аффективные вспышки. Особенно характерными являются частые проявления непослушания в режимных моментах: трудности при укладывании спать, кормлении, одевании. Обычно такие симптомы исчезают, если родители начинают больше играть с ребенком, положительно оценивая его умения, самостоятельные действия, проявлять чуткость и уважение к личности малыша, его желаниям, праву на выбор действий, занятий и т. п. Если родители не сумеют перестроить свое отношение к ребенку, то может произойти подавление его личности, либо закрепление конфликтных отношений [2, c. 159].

Причины кризиса 1 года — это расширяющиеся физические возможности ребенка. Исследования, основанные на статистике развития детей, показывают следующее: в 8 месяцев ребенок может самостоятельно сесть; в 9 месяцев он начинает неуверенно ползать на четвереньках; в 10 месяцев малыш уже уверен в себе, в 11, 12 месяцев может сидеть, стоять, ползать и наклоняться. Таким образом, к концу первого года физические возможности ребенка возрастают и он уже способен самостоятельно передвигаться.

О начале кризиса 1 года сигнализируют  характерные черты присущие данному  психическому явлению, симптомы кризиса 1 года, а именно: настойчивость в требованиях, крик, плач, упрямство. Более сильные аффекты выражаются показательным падением ребенка с битьем по полу руками и ногами. Последнее обычно связано с излишними запретами взрослых.      Кризис 1 года проходит на фоне общего торможения развития ребенка или даже отката в развитии. При этом наблюдаются:

  • нарушения биоритма (сон – бодрствование)
  • нарушение режима питания
  • эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость)

 В кризисный период  у годовалого ребенка особенно  обостряется привязанность к  маме. Он хочет повсюду следовать  за ней, не оставляет ее ни  на секунду одну. Если же мама уходит, он сильно скучает, и после ее возвращения не отпускает от себя ни на шаг. Для того чтобы мама могла выкроить хоть несколько минут для себя или для домашних дел, ей лучше сначала выделить некоторое время для полноценной игры с ребенком. Очень скоро малыш удовлетворится присутствием мамы и сам потребует свободы. Тогда можно будет увлечь его какой-нибудь игрушкой и на некоторое время заняться своими делами. Если же ребенок не дает маме даже зайти в ванную и подолгу плачет под дверью, то эту неприятную ситуацию легче всего перевести в игру. Можно просовывать в щель под дверью цветные листы бумаги или фантики от конфет. Ребенок моментально вступит в игру, и досадное исчезновение мамы за дверью превратится в увлекательное занятие [2, с.27].

Кризисный период, возникающий у ребенка в возрасте около года, проходят практически все дети. Большинство малышей к этому времени уже могут ходить, начинают говорить, делают попытки самостоятельно есть и одеваться. Зачастую, малыши капризничают в ответ на чрезмерную опеку родителей. Новые возможности позволяют ребенку впервые ощутить себя самостоятельным, но, оторвавшись от матери, он начинает бояться потерять ее, и старается не отходить от нее далеко. Как правило, девочки переживают этот кризис к полутора годам, мальчики — к двум.

Так, возросшая, благодаря  ходьбе и первому слову, самостоятельность  ребенка делает рамки единства матери и ребенка слишком узкими.

О ребенке этого возраста нельзя сказать, ходящий он или неходящий. Речь может идти в данном случае, по мнению Л.С. Выготского, о самом становлении ходьбы. Это и есть первый момент в содержании данного кризиса.

Второй момент, описывающий  суть кризиса первого года жизни - относится к речи. И здесь мы не можем сказать, является ли ребенок говорящим или нет. Однако именно здесь можно говорить о наличии латентного периода в становлении речи, который длится, по Л. С. Выготскому, примерно три месяца.

В качестве третьего момента, характеризующего кризис первого года жизни, Л.С. Выготский называет особенности проявления аффектов и воли. В связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим [11, с. 296].

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение прохождения ребенком кризиса одного года