Психолого-педагогическое сопровождение прохождения ребенком кризиса одного года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – провести сравнительный анализ и определить эффективные средства профилактики негативной симптоматики кризиса одного года, основанные на его психологической сущности и специфике протекания в современных социокультурных условиях.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность кризиса первого года жизни;
2) выявить симптоматику, причины и последствия кризиса;
3) рассмотреть особенности протекания кризиса одного года в контексте современной социокультурной ситуации;
4) разработать рекомендации родителям и педагогам, содержащие эффективные средства профилактики негативной симптоматики кризиса одного года с учётом специфики детского развития на современном этапе.

Содержание

Введение ……………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПРОХОЖДЕНИЯ РЕБЁНКОМ КРИЗИСА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ………...5
1.1. Понятие «возрастного кризиса» в психологии………………................5
1.2. Социальная ситуация развития в период перехода от младенчества к раннему детству ……………………………….10
1.3. Причины и симптоматика кризиса одного года………………………21
1.4. Проблема и актуальность психолого-педагогического сопровождения прохождения ребенком кризиса одного года……………………………………..25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………….28
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ РЕБЁНКОМ КРИЗИСА ОДНОГО ГОДА ……………………………………………………………………………….29
2.1. Организация методики исследования……………………………….....29
2.2. Влияние семьи на прохождение ребенком кризиса одного года...…..47
2.3. Профилактика негативной симптомати ки.……………………………58
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………….61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...64
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………....66
РЕЗЮМЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………….67

Вложенные файлы: 1 файл

Сенникова 5.12.2012правка.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

При кризисе одного года рост двигательных возможностей приводит к расширению пространства, возникает мотивирующее представление (образ привлекательного предмета или ситуации, находящихся вне поля не-посредственного восприятия). Появляется стремление к недоступным предметам. Условием разрешения кризиса является весьма жесткое разделение взрослым пространства на разрешенное и запрещаемое. При ярких аффективных вспышках необходимо отвлечение, переход к другим привлекательным предметам, организация первых элементарных занятий с ребенком. Если отвлечь ребенка не удалось, запрет все равно не стоит отменять, иначе могут закрепиться разнообразные поведенческие формы (плач, крик, агрессия и т. д.), провоцирующие родителей предоставить требуемое [37].

Вот некоторые из «симптомов», по которым можно узнать кризис первого года.

  • Проявление новых форм поведения ребенка, он может отказываться от выполнения необходимых процедур.
  • Малыш превращается из покладистого в «трудного» ребенка – проявляет непослушание, упрямство, требует все больше внимания.
  • Бурная реакция на замечания и запреты, реагирует плачем, агрессивным поведением или обижается.
  • Противоречия в поведении - ребенок может просить вашей помощи и тут же сам от нее отказаться.

Проблема кризиса первого  года возникает тогда, когда родители не успевают перестроиться вслед  за быстро развивающимся ребенком. 
Конечно, это не означает, что теперь ребенку нужно все разрешать, но и запрещать все подряд – не лучший выход. Некоторые запреты, конечно нужны, например, касающиеся безопасности ребенка. Но и их не должно быть слишком много, чтобы малыш мог усвоить и запомнить их, а не то, что родители только и делают, что все запрещают.

Для кризиса первого  года характерны следующие признаки:

  • «трудновоспитуемость» – ребенок словно не слышит ваших слов, требует к себе повышенного внимания;
  • резко возрастает желание сделать все самому;
  • малыш обостренно реагирует на замечания;
  • учащаются капризы на, казалось бы, пустом месте.

Многих конфликтных  ситуаций можно избежать, если подключить чувство юмора, творческий подход и  умение играть. Ваша основная задача –  направить кипучую энергию в  мирное русло, а опасному или неприемлемому устремлению найти адекватную замену.

Например, на кухне, где  так много заманчивых взрослых вещей, вроде горячей сковородки или  острых ножей, можно найти не менее  притягательные, но куда более безопасные пластмассовые миски или корзинку с луком и чесноком – пусть разбирает и складывает снова. Можно выдать и небольшую небьющуюся тарелочку с горсткой отварного риса или овощей. Пусть малыш рассадит вокруг кукол и мишек и угощает их. Вот вам одновременно и развитие сюжетной игры, и мелкой моторики, и полчаса свободного времени для мамы. 

К концу первого года жизни самостоятельность ребенка резко возрастает. К этому возрасту он уже встает на ноги и учится самостоятельно ходить. Свобода передвижения приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он был неразрывно связан раньше.

Стремление к независимости  нередко выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против управления собой, сам пытается управлять близкими взрослыми, сам  хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть. Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Годовалый малыш неожиданно для родителей может превратиться из спокойного и покорного существа в капризного, неуправляемого деспота. Это и есть кризис первого года жизни — главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту [15, с. 367].

Проявления кризисного периода были специально исследованы в работе С. Ю. Мещеряковой. В этой работе родители малышей от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев ежемесячно заполняли анкету с разнообразными вопросами об особенностях поведения ребенка. В результате анкетирования было установлено, что в возрасте от 10 до 15 месяцев в поведении детей наблюдаются резкие изменения, которые имеют преходящий характер и могут быть сгруппированы в пять подгрупп:

1) «трудновоспитуемость» ребенка — упрямство, настырность, непослушание, требования повышенного внимания и пр.;

2) резкое увеличение новоприобретений, как положительных, так и отрицательных — попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания, отказы от выполнения необходимых режимных процедур, овладение большим числом новых умений как в игре, так и в действиях по самообслуживанию;

3) повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых — обидчивость, недовольство, агрессия, направленная на взрослых или на предметы;

4) необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях, связанных с выполнением каких-либо действий (например, ребенок просит о помощи, но сразу отказывается от нее);

5) повышенная капризность ребенка.

Как можно видеть, круг показателей  кризисного периода охватывает все  сферы жизни ребенка. Главная  из них — сфера предметной деятельности. Здесь резко возрастает самостоятельность, активность игровых и предметных действий, их разнообразие и овладение новыми способами, а главное — стремление все делать самому, даже при отсутствии соответствующих умений [6].

Другой сферой проявления кризисных  симптомов являются отношения со взрослыми. Здесь явно нарастает избирательность в отношениях с различными взрослыми; наблюдается неприязнь и недоверчивость к посторонним взрослым, повышенная требовательность и порою агрессивность в отношениях с близкими.

И наконец, существенные изменения  происходят в отношении ребенка к самому себе. Явное стремление отстоять свою независимость и утвердить свое право на самостоятельность проявляется и в его повышенной обидчивости, и в протестах против взрослых, и в настойчивых требованиях выполнения его желаний.

Таким образом, в этот период разрывается первичная связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого, резко повышающая его собственную активность [3].

Итак, кризис 1 года, как и все дальнейшие кризисы, обусловлен так называемыми  «новообразованиями». То есть созреванием неких абсолютно новых качеств личности, которые, в свою очередь меняют саму личность и заставляют ее искать новые типы поведения исходя из новых задач и возможностей. Важно помнить, что ребенку самому очень тяжело переживать эти кризисы. Капризы и истерики только раскачивают психику. Нужно стараться избегать их, смягчать или предотвращать.

       В настоящее время наиболее полная концепция психологии возрастных кризисов предложена К.Н. Поливановой (2000). Кризис - это совершенно специфическое психологическое пространство, в котором совершается акт развития. Ключевое понятие этой концепции - «объективация-субъективация». В предшествующий кризису стабильный период формируется то или иное новообразование, которое связано с выходом на новый уровень произвольности. Объективно оно присутствует у ребенка, но он еще не владеет своей новой способностью. Для превращения ребенка в субъект новой способности нужны соответствующие условия. Таким условием и оказывается психологическое пространство кризиса. Итак, психологическое содержание возрастного кризиса в концепции К.Н. Поливановой - субъективация способностей. При этом кризис характеризуется единством деструктивных и конструктивных компонентов. Основным механизмом кризиса является проба. Поведенческие реакции, характерные для кризиса, являются формой ориентировки, пробы. Таким образом, на современном этапе развития психологии возрастные кризисы рассматриваются как нормативные, закономерные периоды жизненного цикла человека. Они выполняют функцию «разделителей» между стабильными периодами. Происходящие при этом изменения затрагивают различные уровни организации человека (Ганзен, Головей).

   Л.С. Выготский в своих работах не разделял понятия возрастного кризиса и критического периода, он часто употреблял их как синонимы наряду с понятием критического возраста.

    Б.Г. Ананьев использовал понятие критического периода для обозначения моментов спада, понижения тех или иных психофизиологических функций. Как можно разрешить это противоречие и развести эти понятия? На наш взгляд, удачными являются следующие определения. 
Критический период - это неизбежный, нормативный период перестройки функциональных структур и системы отношений личности. 
Кризис представляет собой социально-психологическое противоречие, сопровождающееся негативными переживаниями и возможной дезорганизацией поведения вследствие изменений и перестроек, происшедших в критический период. Проблема сенситивных периодов обычно рассматривается применительно к периодам детства. Термин «сенситивность» обозначает «чувствительность», повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

Б.Г. Ананьев определял сенситивные периоды как временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения. Эта сенсибилизированность функций является эффектом совместного действия созревания функций и относительной сформированности сложных действий.

Б.Г. Ананьев использовал понятие сенситивных периодов (наряду с критическими) и при изучении периода взрослости. Он соотносил их с подъемом уровневых характеристик функций, подготовленных перестройкой структуры.

В соответствии с концепциями В.Н. Мясищева и С.Л. Рубинштейна, личность - это прежде всего отношения. Возрастной кризис - это во многом кризис системы отношений. Меняется отношение ребенка к другим людям, к самому себе, к предметной среде. Эмоционально-нравственные качества ребенка окрашивают все его поведение в период возрастного кризиса и влияют на его психическое здоровье. К глобальным факторам социального уровня можно отнести социокультурную среду и семейную ситуацию. В социокультурной среде особое значение имеют специфика табу, а также установки в обществе, влияющие на образ взрослости у ребенка. При взаимоотношениях в семье необходимы: правильная реакция на новые формы поведения, поощрение самостоятельности с соблюдением принципа динамического равновесия между новыми правами и обязанностями, продуманная система запретов и эмоциональная поддержка [22, c. 110].

Итак, пройдя период младенчества и освоив множество новых навыков, ребенок подходит к этапу качественного скачка в развитии, предполагающего перестройку всей системы отношений и деятельности ребенка. В психологии этот период носит название кризис одного года - и как любой критический период, он весьма непрост и для малыша,  и для родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Проблема  и актуальность психолого-педагогического  сопровождения прохождения ребенком  кризиса одного года

 

конкретные  тенденции дальнейш развития ребёнка

Что пораждает кризис года и что  в нем хорошего и плохого

     Государственная политика, направленная на охрану детства, поддержку материнства и семьи, в качестве главного результата рассматривает новое качество социального здоровья семьи и детей, изменение положения детства и семьи в системе общественных отношений, повышение воспитательного потенциала семьи.

     Реализация  приоритетных направлений деятельности  государства и общества в области  здоровьесбережения, поддержки семьи  и детства невозможна без развития семейно-центрированной системы сопровождения.

Актуальность исследования процесса комплексного, психолого-педагогического сопровождения развития детей первого года жизни обусловлена рядом сложившихся противоречий:

- между объективной  необходимостью сохранения здоровья населения как главной ценности государства, обеспечения естественного прироста населения и отсутствием реальных механизмов здоровьесбережения в период подготовки семьи и матери к рождению ребенка, перинатальный и постнатальный периоды;

- между востребованностью  активного участия родителей,  родственников, семьи в целом  в процессе образования, воспитания  и развития ребенка и низким  уровнем социально-педагогической  компетентности обозначенных участников  образовательно-воспитательного процесса, особенно применительно к детям первого года жизни;

- между признанием  в психологии и педагогике  уникальных возможностей младенческого  возраста для успешного развития  ребенка и отсутствием реальных  практических механизмов содействия  успешному развитию этих детей;

- между социально признанными  обязанностями родителей и семьи  в обеспечении условий для  нормального развития ребенка,  заботы о физическом, нравственном, духовном здоровье детей и  социально-педагогической незрелостью  части родительства и семьи в обеспечении этих условий.

      Внимание  ученых и практиков к созданию  системы психолого-педагогического  сопровождения, обеспечивающей нормальное  развитие ребенка с самого  раннего этапа его жизни, вызвано  осознанием необратимости возможных  нарушений и несвоевременного формирования ведущих линий развития младенца, влекущих за собой искажение общего развития. Размытость психологических новообразований, затрудняющих развитие личности, в дальнейших возрастных периодах провоцирует вторичные дефекты в ее становлении. В дальнейшем это затрудняет процесс адаптации личности ребенка в обществе, ограничивая степень ее активности и социально-статусную позицию в системе общественных отношений [37, c. 240].

     В последнее  время в психологии и педагогике  широкое распространение приобретает парадигма сопровождения различных категорий детей, дифференцируемых по возрасту, виду проблем, аспекту развития (Э.М.Александровская, С.А. Беличева, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Р.В. Овчарова и др.). Данная идея получила широкое распространение в практике различных образовательных учреждений, в детских садах (Г. Бардиер, И. Ромазан, Т.Чередникова), школах (Э.М. Алек-санровская, М.Р. Битянова, О.А. Добрынина, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева и др.), средних и высших учебных заведениях (P.O. Агавелян). При исследовании специфики содержания сопровождения в различных видах образовательных учреждений, специалисты указывают многообразные основания дифференциации содержания сопровождения: образовательные цели и задачи, возможности учреждений, возраст детей. (М.Р. Битянова, В.Э. Паханьян и др.).

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение прохождения ребенком кризиса одного года