Психолого-педагогическое сопровождение прохождения ребенком кризиса одного года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – провести сравнительный анализ и определить эффективные средства профилактики негативной симптоматики кризиса одного года, основанные на его психологической сущности и специфике протекания в современных социокультурных условиях.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность кризиса первого года жизни;
2) выявить симптоматику, причины и последствия кризиса;
3) рассмотреть особенности протекания кризиса одного года в контексте современной социокультурной ситуации;
4) разработать рекомендации родителям и педагогам, содержащие эффективные средства профилактики негативной симптоматики кризиса одного года с учётом специфики детского развития на современном этапе.

Содержание

Введение ……………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПРОХОЖДЕНИЯ РЕБЁНКОМ КРИЗИСА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ………...5
1.1. Понятие «возрастного кризиса» в психологии………………................5
1.2. Социальная ситуация развития в период перехода от младенчества к раннему детству ……………………………….10
1.3. Причины и симптоматика кризиса одного года………………………21
1.4. Проблема и актуальность психолого-педагогического сопровождения прохождения ребенком кризиса одного года……………………………………..25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………….28
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ РЕБЁНКОМ КРИЗИСА ОДНОГО ГОДА ……………………………………………………………………………….29
2.1. Организация методики исследования……………………………….....29
2.2. Влияние семьи на прохождение ребенком кризиса одного года...…..47
2.3. Профилактика негативной симптомати ки.……………………………58
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………….61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...64
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………....66
РЕЗЮМЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………….67

Вложенные файлы: 1 файл

Сенникова 5.12.2012правка.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, сопровождение рассматривается как профессиональное направление деятельности медиков, психологов, педагогов, социальных работников. Вместе с тем, практика требует консолидации деятельности всех специалистов с родителями и другими родственниками, органами социальной и правовой защиты детей, что стимулирует формирование нового интегративного по содержанию понятия «психолого-педагогическое сопровождение» развития детей младенческого возраста и соответствующей ей концепции и службы реализации ее идей.

     Психолго-педагогическое сопровождение развития ребенка первого года жизни мы понимаем как специально организованное содействие укреплению его здоровья и социальному становлению; развитию в комплексе всех его основных сфер (сенсорной, эмоциональной, двигательной, социальной и др.); формированию элементарных социальных и коммуникативных умений младенца, его отношений с матерью, отцом, ближайшими родственниками, окружающим миром, закладывающих траекторию социализации ребенка на дальнейших этапах его развития.

Модель психолого-педагогического  сопровождения развития ребенка  первого года жизни должна отражать структурные компоненты процесса взаимодействия всех его участников. Отсутствие подобной модели в психолого-педагогической теории и практике затрудняет реализацию основных положений государственной политики в области поддержки и социальной защиты детей и семьи. Накопленный опыт педагогического просвещения по вопросам ухода за ребенком первого года жизни и его развития находится в ведомстве учреждений здравоохранения и в силу объективных социально-политических, социально-экономических условий претерпевает негативные изменения.

     Анализ разработанности проблемы показывает, что теоретические и технологические основы сопровождения развития детей различных возрастных групп разработаны недостаточно, а идея психолого-педагогического сопровождения развития младенцев требует специальной разработки.

Опираясь на анализ практики и имеющиеся научные разработки, можно выделить факторы, затрудняющие разработку модели психолого-педагогического сопровождения развития младенцев:

- низкий уровень социально-педагогической  и психологической компетентности  родителей и родственников, участвующих в сопровождении развития ребенка младенческого возраста;

- нехватка квалифицированных  социально-педагогически ориентированных  кадров, подготовленных к работе  с детьми младенческого возраста;

- отсутствие социально-педагогической  компоненты в системе профессионального обучения специалистов (психологов, медиков, воспитателей ДОУ), вступающих во взаимодействие с ребенком первого года жизни и семьей;

- недостаточность взаимодействия  различных ведомств и специалистов  в работе с данной категорией  детей.

     Исследования в области психолого-педагогического  сопровождения развития детей первого года жизни на основе такого взаимодействия отсутствуют, что обусловило выбор темы нашего исследования.

процесс психолого-педагогического  сопровождения развития детей младенческого возраста успешен, если:

- он осуществляется  с самого раннего этапа жизни  ребенка, растущего в нормальных  условиях биологической семьи,  функционально компетентных, мотивированных  на ответственность за развитие  ребенка родителей; 

- обеспечивается адекватность содержания социально-педагогического сопровождения особенностям развития ребенка в определенные подпериоды первого года жизни;

- учитывается специфика  развития ребенка младенческого  возраста как «социального существа»  (JI.C. Выготский);

- реализуется интегративный  характер взаимодействия специалистов  различных профилей (медицинского  персонала, социального педагога, психолога и др.) с опорой на  приоритетную субъектную позицию семьи в этом процессе.  
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

 

Возрастной кризис характеризуется сменой ведущей деятельности, так как реализация прежней ведущей деятельности в новых возрастных условиях затруднена, невозможна, возрастная детерминанта исчерпана. Внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис при обострении внутриличностных противоречий. Человек при этом становится все более реактивным, неустойчивым, отвечает на слабые раздражители неадекватно интенсивными реакциями, что приводит к существенным изменениям в поведении, появлении трудновоспитуемости.

Особенности протекания возрастных кризисов во многом зависят  от индивидуальных социобиологических особенностей: характера, эмоционально-мотивационной  сферы и др. Начало кризисного периода  знаменуется конфликтом между желаемым и доступным, т. е. рассогласованием рефлексивных моделей (представления человека о собственной личности, о других людях, об окружающем мире, направленность личности и др.) и готовности человека выполнить прогнозируемую жизненную траекторию.

Кризис первого  года — возрастной кризис, возникающий на стыке младенческого и раннего возраста, когда начинает складываться образ Я.

 Его основу составляет опыт, накапливавшийся ребенком в отношениях с окружающими людьми и предметным миром. В поведенческом плане кризис проявляется различными симптомами в зависимости от характера отношений с окружающими взрослыми людьми. При адекватном отношении взрослых к личности, умениям и возможностям ребенка отмечаются прогрессивные изменения в деятельности и поведении и облегчается прохождение ребенком кризисного периода. Если родители не сумеют перестроить свое отношение к ребенку, то может произойти подавление его личности, либо закрепление конфликтных отношений, что еще больше затруднит протекание кризиса.

 

Более конкретно именно про кризис 1 года

Как должны вести себя родители?

В чем перестройка отношений? 
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ КРИЗИСА ОДНОГО ГОДА

 

2.1. Организация и методики исследования  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

2.2. Влияние семьи на прохождение ребенком кризиса одного года

 

     Кризис одного года остается малоизученным. С одной стороны, чаще всего этот кризис проходит в семье, в каком-либо воспитательном учреждении, с другой - этот кризис, по терминологии Д.Б.Эльконина, относится к числу «малых», он разделяет два периода одной эпохи - младенчество и ранний возраст.

Кризис характеризуется  общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения: нарушение всех биоритмических процессов ( сон - бодрствование); нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода); эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость). Кризис не относится к числу острых.

     Что касается  детей, вошедших в период кризиса  одного года, то им очень важна  родительская любовь, помощь и  поддержка. Ребенок стремится  к самостоятельности. Но это  автономность весьма относительна. Малыш еще ничего не умеет делать сам.  Он постоянно нуждается в помощи и поддержке взрослого, даже ходить ему еще трудно самому. Взрослый по-прежнему необходим ему, но теперь уже по-другому: ребенку нужно не только хорошее отношение к нему вообще, а отношение к его конкретным действиям и к его успехам. Без оценки и поддержки взрослого он не может ощущать свою самостоятельность и активность. Отсюда повышенная чувствительность годовалых детей к поощрениям и порицаниям, их обидчивость, требования внимания к своим действиям. Ориентация на оценку взрослого является тем качественным преобразованием, которое происходит в кризисный период одного года. Противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от взрослого (от его практической помощи и его оценки) составляет суть этого возрастного кризиса. Это противоречие разрешается на следующем этапе развития [21. с. 32-55].

  Прохождение ребенком  кризиса первого года еще зависит  и от уровня образованности, педагогической культуры родителей, их просвещенности по данной теме. Наиболее продуктивное прохождение ребенком кризиса будет зависеть именно от правильного отношения родителей и других близких ему людей, правильного тактичного поведения, требуемого от них в данный период. Многие родители (особенно молодые неопытные, с первым ребенком в семье) не проявляют должной выдержки и терпения, кричат на ребенка, ругают, наказывают часто за любую провинность, тем самым усиливая в ребенке негативные формы поведения и усложняя дальнейшее протекание кризисного периода. Очень важно пропагандировать особенно среди молодых родителей педагогическую, психологическую литературу по данной проблеме, проводить беседы в поликлиниках, организовывать курсы для родителей, чтобы углубить и расширить их знания по данной проблеме. В дальнейшем это значительно облегчит им процесс воспитания детей (см. приложение 6).

В рамках написания данной дипломной работы по выбранной теме, я проводила наблюдение за собственным  ребенком, который как раз «вступил на порог кризиса одного года». Эти наблюдения дали очень интересные результаты, которые мы приводим в качестве примеров проявления различных симптомов кризиса в данный возрастной период.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Профилактика  негативной симптоматики кризиса  одного года

 

В разных восп.условиях кризтис прох. По разному… это в 2.2

Работу  можно проводить в полик доу  …..

Для чего эти ср-ва проф-ки

 

Критичный период, в течение  которого у ребенка наблюдается  изменение поведения, повышенная чувствительность, капризность, возбудимость, может начаться и в 9 месяцев, а продлиться до полутора лет.

Кризис, такой важный для малыша, порой сильно утомляет родителей, которые не находя выхода из ситуации, могут начать излишне  наказывать ребенка. Как действовать  родителям, чтобы максимально сгладить негативную симптоматику прохождения кризиса первого года жизни?

- принять то, что малыш  уже личность, со своими желаниями,  требованиями, взглядами. Старайтесь  считаться с ним. Это не означает, что можно позволять малышу  все, что он захочет, но и  все время подавлять его формирующуюся индивидуальность тоже не стоит.

- установить рамки  дозволенного, которые не нарушать  и самим родителям. Если сказали  один раз, что нельзя трогать,  к примеру, пульт от телевизора, то его нельзя трогать ни  в коем случае. Если сегодня  вы говорите, что нельзя трогать, а завтра сами суете его плачущему ребенку, то этим вы не только вредите себе, вы укорените в душе малыша противоречия и подрываете свой же авторитет.

- личный пример. Если  малыш что-то требует или наоборот  отказывается выполнять просьбу, тихим голосом с ровной интонацией повторить свою просьбу. Если начать кричать, то малыш не послушает, а начнет кричать в ответ еще громче.

- отвлекать малыша. Когда  ребенок требует и кричит, надо  стараться отвлечь его от объекта  его требований, предложить ему что-то другое, только не из разряда запрещенных предметов, а из того, что ребенку можно трогать, брать, играться.

- позитивное подкрепление. Почаще хвалить малыша за то, что он сделал хорошо. В те  моменты, когда он спокойно  послушался и выполнил просьбу. Это будет стимулировать его отказаться от вредных моделей поведения.

      Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит [25].

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской  самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью (см. приложение 7) . Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом - все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек - здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра "разборкой" новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это - часы, если мне можно играть ими, то можно и всеми другими).

Еще один важный момент: правила желательно повторять каждый раз, когда возникает оговоренная в них ситуация. А чтобы обойтись без занудства, можно сложить из каждого правила стишок, например: "Раз идем с тобой гулять, надо шапку надевать". "Ну что ж, надо так надо", - подумает про себя юный скандалист и... покорится. Большинство взрослых запретов обычно касаются безопасности ребенка. Но и тут можно проявить творческий подход. Так, если маленького исследователя тянет совершить нечто запрещенное, постарайтесь тут же переключить его внимание. Например, взрослую книжку с тонкими страницами, которые кроха может легко порвать, заменить книжкой-раскладушкой для малышей, где странички сделаны из картона. "Безобразия" в ванной свести к цивилизованной игре с водой в игрушечном тазике. Скажем, дети полутора лет и старше с огромным удовольствием играют в рыбалку. В магазинах сегодня продаются наборы для этой игры, в которых плавающие рыбки и удочка снабжены крошечными магнитами.

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение прохождения ребенком кризиса одного года