Психо-коррекционная программа по нивелированию агрессивных форм поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:02, дипломная работа

Краткое описание

Современный подросток живёт в мире сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во- первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадёжности и раздражении. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, а вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше всего страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые – не созданы. В целом в обществе имеется дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Качественные изменения микросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование чувства психологического комфорта, защищённости. Нередко имеет место жестокое обращение с детьми, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими.

Содержание

Введение
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема
1.1 Проблема агрессивности и её представление в психолого-педагогических исследованиях. Виды агрессивности в детском возрасте
1.2 Проявление агрессии в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста. Типология агрессивного поведения современных подростков
1.3 Особенности агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
Глава II. Характеристика основных направлений осуществления педагогической коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.1 Выявление и изучение форм агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.2 Методы коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта. Проектирование программы коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
2.3 Организация индивидуальной работы с подростками по коррекции агрессивного поведения. Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребёнком
Заключение
Список литературы
Приложение
подросток агрессивный поведение коррекция

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 173.97 Кб (Скачать файл)

Б. Несоциализированная.

Дети страдают психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного  мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникнуть спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую  или стрессовую ситуацию. Личностными  чертами таких детей являются весьма высокая тревожность, эмоциональное  напряжение, склонность к возбуждению  и импульсивному поведению. Внешне это проявляется прямой вербальной и физической агрессией. [16., с.25-28]

Фурманов выделил четыре группы детей, основываясь на проявлениях  агрессии:

▪ Дети, склонные к проявлению физической агрессии.

Это активные, деятельные и  целеустремлённые ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонность и авантюризмом. У них отмечают лидерские качества, умение сплотить сверстников, умение правильно  распределить групповые роли, увлечь за собой. В то же время демонстрируют  свою власть, доминируют над другими  людьми и проявляют садистские тенденции.

▪ Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии.

Этих ребят отличают психическая  неуравновешенность, постоянная тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях  склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатления  угрюмых, недоступных и высокомерных. Для них характерен постоянный конфликт внутриличностный, который влечёт за собой состояния напряжения и возбуждения. Поскольку они обладают сензитивным складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха.

▪ Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии.

Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация впечатлений  и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствия. У детей и низкими  духовными интересами отмечается усиление примитивных влечений. Они отдаются чувственным наслаждениям, стремятся  к немедленному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих. Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры: с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску, с другой – феминные черты характера: сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость. Очень плохо переносят критику в свой адрес.

▪ Дети, склонные к проявлению негативизма.

Детей этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера – эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Всё это задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление. Не способны владеть эмоциями, начинают сразу активно выражать своё негативное отношение. В то же время дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое слово [2, с. 34-39].

Агрессивный стиль жизни  стал эффективным и «заманчивым». Прямая и косвенная пропаганда агрессивности  приводит к усвоению такой формы  поведения, особенно детьми и подростками. Можно констатировать, что агрессивное  поведение является неотъемлемой часть  жизни человека и жизни общества. Оно может быть деструктивным, разрушающим  личность человека и представляющим угрозу окружающим, выходящим за пределы  моральных и юридических норм.

Вывод

Таким образом, рассмотрев проблему агрессивности в психолого-педагогических исследованиях, мы пришли к выводу, что существовали разные точки зрения на проблему детской агрессивности. Её проявление является, может носить либо «защитный» характер, либо «нападающий». В детском возрасте отмечается разная агрессия по видам и формам. Но она является разрушающим фактором для самой личности ребёнка.

 

1.2. Проявление  агрессии в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста  

 

Типология агрессивного поведения современных подростков

В данном параграфе рассмотрим проявление агрессии в подростковом возрасте, а также типологию агрессивного поведения современных подростков.

Одним из самых сложных  периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. Границы подросткового  периода примерно совпадают с  обучением детей в 5-8 классах средней  школы и охватывают возраст от 10-11 до 14 лет, но фактически вступление в подростковый возраст может  не совпадать с переходом в 5 класс  и происходит на год раньше или  позже. Именно в этот период происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненной позиции, при  этом психологические и личностные процессы развития подростка совершаются  не плавно, а скачкообразно и противоречиво. Подросток – это уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Подростковый возраст отличается и массой положительных  факторов – возрастает самостоятельность  ребёнка, содержательными и многообразными становятся его отношения со взрослыми и другими детьми, расширяется сфера его деятельности, развивается ответственность к себе и другим людям и т.д. Подросток жаждет к себе не просто внимания, но понимания и доверия взрослых. Он стремиться играть определённую социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших [24, с.18,20,24].

Рассмотрим более подробно основные характеристики подросткового  возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения  агрессии в этом возрастном периоде. Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста –  это перестройка отношений с  родителями, переход от детской зависимости  к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое  состояние этого возраста связано  с двумя «переломными» моментами: психофизиологическим – половым  созреванием, и всё, что с ним  связано, и социальным – конец  детства, вступление в мир взрослых. Первый из этих моментов связан с внутренними  гормональными и физиологическими изменениями, влекущими за собой  телесные изменения, неосознанное половое  влечение, а также эмоциональном – чувствительные изменения.

Второй момент – связан с развитием в сознании подростка  критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и  есть определяющее состояние подростка  в психике. Оно создаёт основное ведущее противоречие в жизни  подростка. Рассудочная, т.е. формальная жёсткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создаёт в сознании подростка определённую тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё, что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок [7,с.34]. Протестуя против лжи и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке, понимании, одобрении и прощении взрослых. Подросток нуждается в авторитете, которому он мог бы полностью доверять. Переходный возраст - самый короткий период жизни, но очень важный. И важно пережить его без особых травм [25, c.56].

Вторая особенность и  ценнейшее психологическое приобретение подростка – открытие своего внутреннего  мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В  тесной связи с поисками смысла жизни  находится и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск  себя в отношениях с окружающими. Для ребёнка единственной осознаваемой реальностью является внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств. Он начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я» [12, с.23].

Характерными чертами  его поведения являются эмоциональная  неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, напряжённость и конфликтные  отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам. Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик  и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. Это бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе познавательных. У  этих детей низкий уровень интеллектуального  развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка, повышенная тревожность, страх перед  социальными контактами, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими  механизмами, регулирующими поведение. Условно можно выделить четыре группы подростков на основе определённого  типа поведения, с учётом направленности их личности.

Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных  потребностей, стремление к потребительскому времяпровождению, деформация ценностей  и отношений.

Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость являются типичными  особенностями этих детей.

Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Они обладают обострённым  индивидуализмом, желание занять привилегированное  положение за счёт притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей  извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них  ситуативно и лишь против тех, кто слабее. Агрессивность в подростковом возрасте можно рассматривать как подражание негативным» взрослым» образцам поведения.

Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Ни отличаются одностороронностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижению успеха, апатичны. В их поведении преобладает вербальная агрессия и негативизм.

В четвёртую группу входят подростки, которые отличаются слабо  деформированными потребностями, но, в  то же время, отсутствием определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны. Заискивают перед более сильными товарищами. Для таких детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

Таким образом, характерологическими особенностями агрессивных детей  являются:

- воспринимают большой  круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к  ним;

- сверхчувствительны к негативному отношению к себе;

- заранее настроены на  негативное восприятие себя со  стороны окружающих;

- не оценивают собственную  агрессию как агрессивное поведение;

- всегда винят окружающих  в собственном деструктивном  поведении;

- в случае намеренной  агрессии (нападение, порча имущества  и т.п.)

отсутствует чувство вины, либо вина проявляется очень слабо;

- склонны не брать на  себя ответственность за свои  поступки;

- имеют ограниченный набор  реакций на проблемную ситуации;

- в отношениях проявляют  низкий уровень эмпатии;

- слабо развитии контроль над своими эмоциями;

- слабо осознаёт свои  эмоции, кроме гнева;

- боятся непредсказуемости  в поведении родителей;

- имеют неврологические  недостатки: неустойчивое, рассеянное  внимание,

слабая память, неустойчивое запоминание;

- не умеют прогнозировать  последствия своих действий (эмоционально

застревают на проблемной ситуации);

- положительно относятся  к агрессии, так как через агрессию  получают

чувство собственной значимости и силы [26.,с. 13].

Основными факторами, определяющими  формирование детской и подростковой агрессивности являются: семья, сверстники, среда, в которой они находятся, средства массовой информации и пр.

Вывод

Рассмотрев типологию  агрессивного поведения подростков и личностные характеристики этого  возраста, мы пришли к выводу, что  этот возраст является одним из сложных  возрастных периодов в жизни человека, в котором наиболее резко проявляется  агрессия по отношению к окружающим людям. Подросток вступает в мир  взрослых со своими характерными особенностями, которые являются причинами его  агрессии и агрессивного поведения.

 

1.3 Особенности  агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта 

 

Умственно – отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий  детей, отклоняющихся в своём  развитии от нормы. Они составляют около 2,5% от всей общей детской популяции. Преобладающее большинство умственно - отсталых детей составляют те, у  которых умственная отсталость возникла вследствие органических поражений, главным  образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем. В период до развития речи (от 2-3 лет). Это дети - олигофрены (от греч. малоумный). При несложной форме умственной отсталости ребёнок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально - волевая сфера относительно сохранена. При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально - волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребёнку нарушения отчётливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности. У подростков с нарушениями интеллекта имеются существенные отклонения в личностных проявлениях. У них отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают, безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Вместе с тем некоторые дети могут проявить настойчивость и целеустремлённость, прибегая к элементарным хитростям, стремясь добиться нужного результата. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Самооценка и уровень притязаний олигофренов чаще всего неадекватны. Дети склонны переоценивать свои возможности [19,с.30].

Информация о работе Психо-коррекционная программа по нивелированию агрессивных форм поведения подростков