Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:02, дипломная работа
Современный подросток живёт в мире сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во- первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадёжности и раздражении. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, а вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше всего страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые – не созданы. В целом в обществе имеется дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Качественные изменения микросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование чувства психологического комфорта, защищённости. Нередко имеет место жестокое обращение с детьми, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими.
Введение
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема
1.1 Проблема агрессивности и её представление в психолого-педагогических исследованиях. Виды агрессивности в детском возрасте
1.2 Проявление агрессии в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста. Типология агрессивного поведения современных подростков
1.3 Особенности агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
Глава II. Характеристика основных направлений осуществления педагогической коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.1 Выявление и изучение форм агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.2 Методы коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта. Проектирование программы коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
2.3 Организация индивидуальной работы с подростками по коррекции агрессивного поведения. Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребёнком
Заключение
Список литературы
Приложение
подросток агрессивный поведение коррекция
Федеральное агентство по образованию
Педагогический факультет
Выпускная квалификационная работа
по специальности учитель-
Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков
с нарушением интеллекта
Оглавление
Введение
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема
1.1 Проблема агрессивности
и её представление в
1.2 Проявление агрессии
в личностных характеристиках
и поведении детей
1.3 Особенности агрессивного
поведения подростков с
Глава II. Характеристика основных направлений осуществления педагогической коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.1 Выявление и изучение форм агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.2 Методы коррекции агрессивного
поведения детей подросткового
возраста с нарушением
2.3 Организация индивидуальной
работы с подростками по
Заключение
Список литературы
Приложение
подросток агрессивный поведение коррекция
Введение
Напряжённая, неустойчивая, социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчуждённость, повышенная тревожность, духовная опустошённость детей, но и цинизм, жестокость, агрессивность.
Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребёнка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте [13, с.3], причём проблема агрессивности подростков является одной из наиболее острых проблем врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.
Современный подросток живёт в мире сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во- первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадёжности и раздражении. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, а вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше всего страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые – не созданы. В целом в обществе имеется дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Качественные изменения микросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование чувства психологического комфорта, защищённости. Нередко имеет место жестокое обращение с детьми, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждают детей к послушанию; другая не интересуется потребностями ребёнка; третья – переоценивает ребёнка и недостаточно его контролирует. В результате для подростков характерны грубость, агрессивный способ самоутверждения. Провоцирует агрессивное поведение подростков и обилие сцен насилия на телеэкранах. Многие из них подражают определённым манерам, как конкретных людей, так и стереотипам. Ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально- ценностного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетании таких полярных качеств, как, например, самоуверенность и робость, чёрствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость.
Отдельные вопросы агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Занков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина. Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рошин, Т.Г. Румянцева), в том числе и рассматривающих особенности деликвентного поведения подростков (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А. Невский и др.).
Актуальность темы несомненна,
поскольку число детей и
Вопросы, связанные с человеческой
агрессивностью затрагиваются во многих
психологических исследованиях. Наличие
чрезвычайно высокой
За последние годы было
выполнено психологами и
В основу исследования положена проблема, состоящая из наиболее эффективных путей педагогической коррекции подростков с нарушением интеллекта.
Объект исследования – коррекционно-развивающая работа с подростками с нарушением интеллекта.
Предмет – педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта.
Цель исследования: раскрыть теоретические и практические подходы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков.
Гипотеза: педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта будет эффективна, если:
1. В результате диагностики
выявляются общие и
2. Педагогическая коррекция
агрессивного поведения
3. Организуется индивидуальная
работа с подростками,
Задачи:
1. Рассмотреть проблему
агрессивности и её
2. Изучить проявление
агрессии в личностных
3. Раскрыть особенности
агрессивного поведения
4. В ходе эксперимента
выявить и изучить формы
5. Рассмотреть методы
коррекции агрессивного
6. Рассмотреть организацию
индивидуальной работы с
Для решения поставленных задач нами были использованы методы научно-педагогического исследования:
- теоретические (анализ,
синтез, обобщение, сравнение,
- эмпирические (наблюдение,
изучение продуктов
- математические (методы математической статистики).
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в обосновании и доказательстве идей влияния педагогической коррекции на уровень снижения агрессивности у подростков с нарушением интеллекта.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, реализации, применении программы коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта с целью достижения положительной диагностики.
Материалы и результаты исследования могут представлять интерес для педагогов, психологов, специалистов, работающих с агрессивными подростками.
Cтруктура выпускной квалификационной работы включает: введение; две главы; заключение; список литературы; приложения.
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема
1.1 Проблема агрессивности
и её представления в
Рост агрессивных тенденций
в подростковой среде отражает одну
из острейших социальных проблем
нашего общества. В подростковой жизни
нередко встречаются формы
Психологи обычно говорят об агрессивном поведении, как об открытых, внешне выраженных действиях. Эти действия очень активные, часто инициативные, приносящие объекту (человеку или предмету) какой-то вред.
Таким образом, агрессивные действия всегда вредоносны.
Исключительно важен эмоциональный
компонент агрессивного состояния.
Здесь, прежде всего, выделяется гнев.
Часто человек переживает сильную
эмоцию гнева, иногда принимающую форму
аффекта, ярости, но не всегда агрессия
сопровождается гневом и не всякий
гнев приводит к агрессии. Существует
«бессильный гнев» при
Особый оттенок агрессии
придают переживания
Серьёзное значение имеет и такой компонент агрессии, как его волевая сторона, причём в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремлённость, настойчивость, решительность, а в ряде случаев инициативность и смелость. Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеназванных волевых качеств.
Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чём-то «сорвать зло». Довольно распространённым проявлением агрессии служит грубость. Агрессивные действия выступают в качестве:
-средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);
- как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
- как способ удовлетворения потребности в самореализации самоутверждении. [14, c.76]
Что касается агрессивного
поведения, то это не прирождённая биологическая
реакция, а одна из форм поведения, обусловленная
социальными связями и
В психологических словарях
агрессия определяется как мотивированное
деструктивное поведение, противоречащее
нормам и правилам сосуществования
людей в обществе, наносящее вред
объектам нападения, приносящая физический
ущерб людям или вызывающая у
них психологический дискомфорт
(отрицательные переживания, состояние
напряжённости, страха, подавленности
и т.п.). В психолого-педагогической
и специальной литературе используется
также термины агрессивность
и агрессивное поведение [16, с.76].
Агрессивность рассматривается
как предрасположенность к
Агрессивное поведение –
одна из форм реагирования на различные
неблагоприятные в физическом и
психологическом отношении
Основные концепции проявления агрессивности это – теория влечения (инстинкта), фрустрационная, теория социального изучения, мотивированная. В них нашли отражение взгляды представителей разных направлений: этологического, психоаналитического, бихевиористского и необихевиористского, гуманистического.
Представители первых двух
направлений понимают агрессию как
инстинкт. Основатели этологического
(К. Лоренц) и психоаналитического (З.
Фрейд) направлений следуют так
называемой гидравлической модели агрессивности,
согласно которой агрессия имеет
внутренний источник, а для того,
чтобы не произошло неконтролируемого
насилия, нужно чтобы агрессивная
энергия постоянно разряжалась.
Фрейд связывает агрессивность
с влечением к смерти и определяет
её как некий постоянно
Проблему детской