Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:02, дипломная работа
Современный подросток живёт в мире сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во- первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадёжности и раздражении. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, а вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше всего страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые – не созданы. В целом в обществе имеется дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Качественные изменения микросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование чувства психологического комфорта, защищённости. Нередко имеет место жестокое обращение с детьми, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими.
Введение
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема
1.1 Проблема агрессивности и её представление в психолого-педагогических исследованиях. Виды агрессивности в детском возрасте
1.2 Проявление агрессии в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста. Типология агрессивного поведения современных подростков
1.3 Особенности агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
Глава II. Характеристика основных направлений осуществления педагогической коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.1 Выявление и изучение форм агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.2 Методы коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта. Проектирование программы коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
2.3 Организация индивидуальной работы с подростками по коррекции агрессивного поведения. Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребёнком
Заключение
Список литературы
Приложение
подросток агрессивный поведение коррекция
6. Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.
Практически коррекция агрессивных детей проводится в форме индивидуальной или групповой работы. Обычно имеет место комплексная коррекция, когда используется сочетание приемов рациональной, поведенческой и суггестивной психотерапии, а также игровой и арт-терапии.
При проведении коррекции часто возникают сложности, главные из которых таковы:
A. Вызывающее поведение детей рождает неприязнь и агрессиюдаже у специалистов, тем более что общество уже и так признает иххулиганами, а не людьми, нуждающимися в помощи.
Б. Агрессивное поведение
подростков нередко рассматривается
как временное, преходящее, связанное
с возрастными кризисами. Это
приводит к тому, что к моменту
обращения за помощью агрессивное
поведение у подростка
B. Специалисты, работающие с несоциализированными агрессивными детьми, часто склонны применять методы, используемыев работе со сверхсоциализированными невротиками. Это, естественно, не дает результата: работа с невротиками направлена на снижение внутреннего контроля, в то время как агрессивным детям требуется его усиление.
Г. Общественное мнение больше уповает на помощь исправительных учреждений и ограничительных режимов, чем на коррекционные методики и терапевтические центры, хотя всем ясно, что жесткое ограничение не приводит маленьких агрессоров к исправлению поведения.
Кроме того, коррекционную
работу затрудняет и то, что в
большинстве лечебных, учебных и
исправительных учреждений выдвигается
множество ограничений и
На формирующем этапе эксперимента с целью проведения коррекционной работы нами были отобраны и систематизированы игры и упражнения, направленные на снижение агрессии у подростков с нарушением интеллекта, которые использовались в процессе внеклассной работы с подростками в количестве четырнадцати занятий. Каждое занятие имело своё название, цель, конечный результат. Большинство учащихся активно влились в работу группы, проявляли интерес, внимание. Научились анализировать свои чувства, эмоции, говорить о своих проблемах поведения и сообща решать их. Игры и упражнения носили игровой, соревновательный характер, поэтому воспринимались положительно.
Представим далее программу коррекции агрессивного поведения подростков, предназначенную для снижения уровня агрессивности у подростков с нарушением интеллекта.
Цель программы: снижение уровня агрессивности.
Задачи:
1. Обучить подростков
приёмам общения, стимулируя
2. Сформировать умение конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.
3. Формировать мотивацию
к саморазвитию и
Структура занятия:
1. Начало занятия. Приветствие. Выяснение настроя группы на работу.
2. Основная часть. Упражнения. Обсуждение результатов.
3. Подведение итогов занятия. Итоговое слово педагога. Ритуал окончания занятия.
Тематический план занятий.
1. «Знакомство» 3 упражнения.
2. «Тропа доверия» 8 этапов игры.
3. «Давайте жить дружно!» 3 упражнения.
4. «Я среди людей» 3 упражнения.
5. «Учимся взаимодействовать» 3 упражнения.
6. «Снимаем агрессию» 3 упражнения.
7. «Выражаем гнев, не причиняя вреда другим» 3 упражнения.
8. «Учимся снимать напряжение» 4 упражнения.
9. «Учимся сотрудничать» 4 упражнения.
10.«Поведение в конфликте» 1 упражнение.
11.«Стили поведения в конфликте» 1 упражнение.
12.«Развиваем эмпатию» 3 упражнения.
13.«Итоговое» 3 упражнения
Занятие 1. Тема: «Знакомство»
Цели: заключение «контракта», диагностика ожиданий от группы, вербальное и невербальное знакомство.
Ведущий рассказывает детям о цели занятий, об их особенностях и предлагает принять определённые правила поведения на занятиях. Каждое правило обсуждается.
1.Добровольность участия:
не хочешь говорить или
2.Не существует правильных
и неправильных ответов.
3.Не выносить информацию
за пределы круга. Не
4.Не лгать. Лучше промолчать.
5. Нельзя оценивать высказывания другого человека, если он сам не просит.
После этого выполняется общий знак – восклицание. Например: «Мы готовы!»
Основная часть
Упражнение 1 «Визитка».
«Каждый человек «подаёт» себя другим, в том числе и с помощью визиток с различными надписями. У каждого человека есть какой-то девиз или правило, которым он руководствуется в течение жизни. В течение 5-7 минут придумайте и напишите на визитке эту надпись».
Каждый зачитывает свою визитку, а педагог даёт эмоциональную поддержку. Потом проводится короткое обсуждение:
- о чём говорят надписи;
- что мы хотим сообщить о себе другим людям?
Затем педагог показывает надпись на своей визитке.
Упражнение 2. «Зови меня…»
Участники образуют круг. Педагог предлагает выбрать себе какое-либо имя, прозвище. Какими они хотели бы называть себя в группе. Каждый участник, выходя в центр, называет себя, сопровождая это имя условным жестом.
Упражнение 3. «Уверенный - наглый - робкий».
Педагог предлагает взять одну из трёх карточек. На карточках написано: на одной - «уверенный», на другой – «наглый», на третьей - «робкий». Группа не видит, какую карточку взял участник. Задача_ изобразить поведение указанного человека. Группа должна угадать, какое поведение показывает участник.
Заключение
Обсуждение: какое поведение легче угадывается? Почему? Легко ли отличить уверенное поведение от наглого? В чём разница?
Домашнее задание: Придумай свой «запрещающий знак». Понаблюдай за окружающими, как они ведут себя, как обращаются друг с другом, когда проявляют грубость.
Занятие 2
Тема: «Тропа доверия».
Цель: установить доверительные взаимоотношения.
Ритуал начала занятия.
Проверка домашнего задания. Принятие запрещающих знаков.
Основная часть.
Педагог рассказывает о доверии как важном факторе жизни в любой компании, группе, коллективе. Предлагает поиграть в игру «Тропа доверия».
Правила игры:
- Все действия выполняются на время.
- Игроки соревнуются не друг с другом, а с так называемым «идеальным временем», которое для каждого упражнения своё.
-Все задания командные, то есть выполняются всеми членами группы.
-В промежутках между
этапами все должны выходить
из кабинета, где проводится игра.
Входить и выходить, нужно взявшись
за руки. Если цепочка разорвётся,
за это начисляется
-Время и название этапов
отмечается на маршрутном
Играющие берутся за руки и выходят из кабинета, по команде педагога снова заходят.
Этап 1. «Посиделки».
-Перед дальней дорогой принято присесть на дорожку. Вот и вы сейчас должны сесть, но не просто так, а таким образом, чтобы мы все видели друг друга. Начали! (запускает секундомер). Учащиеся садятся в круг.
Этап 2. «Номерки».
Педагог показывает номерки (по количеству участников), изготовленные таким образом, чтобы их можно было зацепить за воротник одежды сзади (согнутая пополам полоска бумаги). Все встают в круг.
- Сейчас я прикреплю
номер каждому, но не по
Этап 3. «Испорченный телефон».
-Этот этап проходит без слов. Предлагается встать в одну линию.
Сейчас всем нужно встать в колонну, т.е. в затылок друг другу. Последнему в колонне я покажу карточку с названием вида спорта. Например: «футбол». Как только игрок прочтёт карточку и кивнёт, я запускаю секундомер. После этого играющий должен коснуться плеча впереди стоящего игрока и только тогда он может обернуться. Прочитавший карточку должен жестами изобразить данный вид спорта. Игрок, которому этот жест показали, должен невербально передать информацию впереди стоящему игроку. Как только название вида спорта дойдёт до первого игрока, он должен будет назвать его вслух. Говорить ничего нельзя. За каждое слово- 10 секунд штрафа, оскорбительное высказывание- 20 секунд.
Этап 4. «Лабиринт».
Команда выходит из кабинета, ведущий расставляет пять стульев по одной линии в шахматном порядке. Команда заходит. Педагог предлагает выбрать капитана команды.
- Сейчас я завяжу капитану глаза. Он должен будет пройти зигзагом между стульями (показывает как). За любое касание стула или другого игрока налагается штраф в 10 секунд. Команда должна помогать своему капитану, подсказывая ему, куда идти.
Педагог не предлагает игрокам рассредоточиться по помещению и не подсказывает, что направлять капитана лучше по очереди.
-Начали!
Этап 5. «Верёвочка».
Когда команды выходит, педагог ставит стул на стол и привязывает к нему бельевой шнур таким образом, чтобы верёвка оказалась на высоте груди среднего по росту игрока. Второй конец ведущий держит в руке. Помещение оказывается, перегорожено верёвкой посередине.
-Сейчас по моей команде
вы все должны будете
Этап 6. «Коробки».
-Прошу выстроиться в
линию. Сейчас вам нужно будет
передать коробок от спичек
от первого игрока к
Этап 7. «Зоопарк».
- Сейчас я раздам вам
карточки, на которых написаны
различные животные. Вы должны
будете делать одновременно
Карточки: собака -2, кот – 3, гусь –2.
Этап 8. «Тропинка и клич».
Педагог составляет вместе да стула и связывает их верёвкой. Ещё четыре стула он расставляет на расстоянии 30 сантиметров друг от друга и от связанных стульев, чтобы получилась как бы «тропинка» и «островок».
-По моей команде вы должны будете пробежать по этой тропинке и встать на этом островке. На островке вы должны стоять все и издать какой-то совместный клич. Ели кто-то упадёт с тропинки, вся команда снимется с этапа и получает 300 штрафных секунд. Начали!
Заключение
Обсуждение игры:
Сравнение с «идеальным временем». Какие этапы запомнились больше и почему? Что было просто, а что трудно? Что нового вы узнали о своих товарищах?
Занятие 3. Тема: «Давайте жить дружно!»
Цель: повышение рефлексивности участников.
Ритуал начала занятия.
Слова педагога на тему «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Основная часть.
Упражнение 1. «Говорящие ладошки».
- Сейчас вам нужно разбиться
на пары, взяться за руки и
закрыть глаза. Представьте.
-Какие ощущения вы
испытывали в различных