Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 18:43, доклад
Слово «конфликт» происходит от латинского «столкнове¬ние» и означает столкновение противоположно направлен¬ных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппо¬нентов или субъектов взаимодействия; серьезное разногла¬сие, острый спор, что предполагает зачастую борьбу между сторонами.
Какие воспитательные техники являются эффективными, а какие нет?
Американские психологи D.R. Shaffer и G.H. Brody [1981], проанализировав значительное количество исследований, осуществленных по этому вопросу в США, пришли к выводу, что все воспитательные техники, традиционно используемые родителями, можно условно разделить на три большие группы:
1. Техники, основанные на приоритете силы. Они
включают физические наказания, лишение привилегий и материальных ресурсов, словесное давление, командование ребенком в опоре на свою физическую силу и/или возможность распоряжаться материальными ресурсами. Предполагается при этом, что механизм, обеспечивающий согласие с родительскими приказами и увещеваниями, кроется в страхе наказания.
2. Техники, основанные на лишении любви. При этом родитель выражает свой гнев действиями ребенка или неодобрение их в ясной форме, но исключающей физические пути воздействия. Например, он может игнорировать ребенка или отказаться говорить с ним, осмеять ребенка, выразить свою антипатию по отношению к нему, изолировать или покинуть ребенка.
3. Техники, основанные на индукции. Слово «индукция» в русском языке имеет несколько значений. Здесь же мы имеем в виду аналогию с возникновением электрического тока в проводнике при движении его в магнитном поле или при изменении вокруг него магнитного поля (от латинского inductio - возбуждение, наведение). Предполагается, что родители, беседуя с ребенком или между собой в его присутствии, возбуждают у последнего определенные чувства, интересы, стремления. Речь здесь идет об обмене информацией между родителями и ребенком, о попытках родителей рассуждать вместе с ребенком в надежде сделать его более понимающим, почему следовало бы проявлять то или иное поведение. При этом родители снабжают ребенка рациональными категориями для формирования различных типов реакций на окружающее.
D.R. Shaffer и G.H. Brody [1981] указывают, что на практике ни один реальный процесс воспитания не обходится без того, чтобы родители использовали в воспитательном процессе все три группы тактик. Но, как правило, одна из них преобладает в воспитательных воздействиях на ребенка.
D.R. Shaffer и G.H. Brody [1981] сообщают, что согласно результатам анализа многочисленных эмпирических исследований наилучшие результаты дает преобладание в воспитательном процессе техник, основанных на индукции. Преобладание в воспитательном процессе техник, основанных на утверждении силы, приводит к невысоким результатам. Данные относительно результативности частого применения наказаний, связанных с лишением ребенка знаков родительской любви, противоречивы и не могут быть истолкованы однозначно. Отсюда следует, что при диагностике способности к эффективному родительству мы должны особое внимание уделять способности к индукции.
При разработках конкретного плана позитивного реагирования родителей на те или иные элементы поведения ребенка следует особое внимание уделять обучению родителей приемам индукции.
Опросник АСВ
Э.Г. Эйдемиллер разработал опросник АСВ («Анализ семейного воспитания», «Анализ семейных взаимоотношений»), шкалы которого позволяют выявлять около 20 наиболее распространенных отклонений в воспитании ребенка родителями. Кроме этого описано 5 наиболее устойчивых сочетаний высоких показателей по шкалам этого опросника, которые приводят к психогенным нарушениям у ребенка.
Существуют варианты для родителей, имеющих детей от 3 до 10 лет и от 11 до 21 года.
Опросник состоит из 130 утверждений, касающихся воспитания детей. Результаты отображаются по 20 шкалам. Из них первые 11 шкал касаются стиля семейного воспитания. 12, 13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить данные о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи. 14 и 15-я шкалы дают представление о системе взаимных влияний. 16, 19 и 20-я шкалы говорят о механизмах семейной интеграции.
Рассмотрим эти шкалы
1. Гиперпротекция (Г+). Родители уделяют воспитанию ребенка очень много сил, времени, внимания. Это центральное дело в их жизни. В основе могут лежать глубокие нарушения супружеских взаимоотношений, одиночество родителей, некомпетентность в общении на равных.
2. Гипопротекция (Г-). Ребенок находится на периферии внимания родителей, им «не до него». В основе опять же могут лежать нерешенные проблемы в супружеских отношениях (родители, может быть, и пытаются их решить своими силами, но не обладают конструктивными стратегиями разрешения, в результате постоянно заходят в тупик). Личностная и моральная неразвитость родителей также могут лежать в основе гипопротекции.
Рассмотренные две шкалы отражают степень протекции, т. е. внимания родителей по отношению к ребенку.
3. Потворствование (У+). Родители стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка. Причины идентичны тем, которые описывались применительно к гиперпротекции. Использование же этой шкалы позволяет более дифференцированно отнестись к разработке конкретного плана позитивного реагирования, а также к ситуации объяснения родителям деструктивности их действий (консультативный блок оказания воздействия наряду с коррекцией супружеского общения методами семейной терапии).
4. Игнорирование потребностей ребенка (У-). Чаще всего страдают потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями, духовные потребности.
3 и 4-я
шкалы отражают степень
5. Чрезмерность требований-обязанностей (Т+). Требования к ребенку не соответствуют его возможностям, не содействуют полноценному развитию его личности, создают риск психологической травмы.
6. Недостаточность требований-обязанностей ребенка (Т-). Родители при этом говорят о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому. Имеются в виду требования-обязанности в учебе и домашнем быту. Существуют исследования, которые показывают, что в тех семьях, где отец принимает активное участие в выполнении домашних обязанностей, не наблюдается практически ни одного случая отказа детей от выполнения домашних обязанностей.
7. Чрезмерность требований-запретов (3+). Ребенку «все нельзя». В семье существует огромное количество требований, ограничивающих свободу и самостоятельность ребенка. У стеничных подростков такое воспитание приводит к реакции эмансипации. У менее стеничных развивается сенситивная или тревожно-мнительная (психастеническая) акцентуации характера. При этом подавляется самостоятельность ребенка.
8. Недостаточность требований-запретов к ребенку (3—).
Ребенку «все можно». Родители не могут или не хотят установить какие-либо рамки в поведении ребенка.
9. Чрезмерность санкций (С+). Строгие наказания за незначительные нарушения поведения, жестокое обращение с ребенком. Работа здесь должна вестись в направлении смены доминирующих аффектов в семье. Подчас приходится работать также с факторами хронической фрустрации родителей, когда они вымещают свой гнев на ребенке.
10. Минимальность санкций (С—). Родители предпочитают либо вовсе обходиться без наказаний, либо применять их крайне редко, а уповают на поощрения.
11. Неустойчивость стиля воспитания (Н). Родители часто «шарахаются» от одного стиля воспитания к другому. Отсюда у ребенка формируется упрямство, склонность противопоставлять себя любому авторитету.
Наблюдаются некоторые устойчивые сочетания перечисленных выше стилей воспитания (названия шкал), которые приводят к психогенным нарушениям.
12. Расширение сферы родительских чувств (РРЧ) обычно наблюдается при потворствующей или доминирующей протекции. Родители хотят, чтобы ребенок был для них чем-то большим, чем ребенок, заменил супруга. При этом удовлетворяется потребность во взаимной исключительной привязанности, частично эротические потребности. Стимулируется эротическое отношение к родителям - ревность, детская влюбленность. Когда ребенок взрослеет, родители пытаются его удержать с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции.
13. Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК) зачастую обусловлено потворствующей гиперпротекцией. При этом снижается уровень требований к ребенку.
14. Воспитательная неуверенность родителя (ВН) наблюдается при потворствующей гиперпротекции либо пониженном уровне требований. Родитель идет на поводу у ребенка. Ребенок нашел у родителя слабое место и манипулирует им. Слабое место - психастенические черты у родителя или ребенок напоминает родителю его родителей.
15. Фобия утраты ребенка (ФУ), как правило, связана с перенесенными ребенком заболеваниями, обуславливающими страх потери. В основе лежит потворствующая или доминирующая гиперпротекция. , .; ....... -*ч. ,,, , ......
16. Неразвитость родительских чувств (НРЧ) связана с гипопротекцией, эмоциональным отвержением, жестоким обращением. Воспитание возможно, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя». Причины неразвитости родительских чувств - отвержение родителя в детстве его родителями, отклонения характера у ребенка, родительская шизо-идность, просто молодость родителей. Порой неразвитость родительских чувств приводит к перекладыванию на ребенка значительной части родительских обязанностей («повышенная моральная ответственность»).
17. Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК), которые родитель чувствует, но не признает в самом себе. Борьба с нежелательным качеством у другого помогает ему (чаще всего отцу) верить, что у него самого данного качества нет. Имеются в виду такие качества, как агрессивность, склонность к лени, алкоголю, несдержанность и т. д.
18. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК), как правило, является причиной противоречивого типа воспитания, соединяющего в себе потворствующую гиперпротекцию одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. Воспитание превращается в поле битвы родителей, где они могут более открыто выражать свое недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». Каждого интересует не столько воспитание, сколько одержание верха над другим супругом. Шкала отражает высказывания «строгой» стороны, ибо именно эта сторона является инициатором обращения к психологу.
19. Предпочтение мужских качеств (ПМК).
20. Предпочтение женских качеств (ПЖК).
Последние две шкалы отражают те ситуации, когда отношение родителя к ребенку определяется не действительными особенностями ребенка, а теми чертами, которые родитель приписывает его полу, т. е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознанное неприятие в подростке атрибутов мужского пола.
Тексты вариантов опросника и алгоритмы обработки результатов можно найти в соответствующих пособиях [Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 585-595; Фурманов, Аладьин, Фурманова, 1999, с. 203-209].
Данный опросник является весьма ценным инструментом для диагностики нарушений воспитания ребенка и наиболее распространенных их причин. Дальнейшая работа должна осуществляться согласно традиционным схемам поведенчески-ориентированного консультирования, описанным выше, -сначала изменение установок, затем изменение поведения, т. е. разработка конкретного плана позитивного реагирования клиента и закрепление конструктивных навыков поведения. В случае личностных нарушений, мешающих закреплению конструктивных навыков поведения, используется личност-но-ориентированное консультирование или психотерапия. После наступления соответствующих личностных изменений вновь возвращаются к оставленному на время поведенчески-ориентированному консультированию: занимаются разработкой конкретного плана позитивного реагирования клиента и закреплением конструктивных навыков поведения. В процессе этой работы в русле поведенчески-ориентированного консультирования могут активно использоваться приемы решение-ориентированного консультирования, метод критических инцидентов.
Методика РОД
Методика РОД («Родителей оценивают дети») создана на базе методики АСВ И.А. Фурмановым и А.А. Аладьиным. Здесь уже на вопросы опросника отвечают не родители, а их дети. Оценочные шкалы опросника в целом те же, что и у опросника АСВ, только их здесь несколько меньше (18 шкал). Отсутствуют шкалы ПМК и ПЖК. Методика стандартизирована на выборке подростков от 12 до 16 лет. Объем выборки стандартизации равен 1496 человек. Методику можно найти в соответствующем пособии [Фурманов, Аладьин, Фурманова, 1999, с. 210-215]. .,,..,. , г
Работа психолога-консультанта с
родительско-юношескими конфликтами
Основной
доминантой развития ребенка от раннего
детства до юности является продвижение
на пути к самостоятельности, независимости.
Но самостоятельность и
Информация о работе Работа психолога консультанта с семейными конфликтами