Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение характерных особенностей психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - дети старшего и среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности психического развития детей старшего и среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу зарубежных и отечественных авторов по проблеме развития психики в среднем и старшем дошкольном возрасте.
2. Выбор методов и методик эмпирического исследования.
3. Изучение особенностей деятельности детей в среднем и старшем дошкольном возрасте и влияние ее на психическое развитие.
4. Провести эмпирическое исследование.
5. Обработка полученных данных.
6. Разработка психокоррекционных занятий, мероприятий по коррекции воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА I. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
§1.1.Психические состояния как объект психологических исследований…………………………………………………………………..…..5
§1.2. Особенности общего развития детей среднего и старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………….……….10
§1.3. Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте………………………………………………………………..………….16
Выводы по главе…………………………………………………………………18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
§2.1. Методики исследования воображения у детей старшего дошкольного возраста.…………………………………………………………………………..21
§2.2. Описание экспериментального изучения уровня воображения у старших дошкольников …………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 52.95 Кб (Скачать файл)

 

Исследование уровня развития творческого  воображения у детей старшего дошкольного возраста проводилось  на базе ДОУ « Детский сад     № 69». В эксперименте приняли участие 20 детей 5-6 лет. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.

Прежде чем приступить к эксперименту мы познакомились с детьми, установили с ними контакт. Дети вели себя доброжелательно. На предложение поработать вместе живо откликнулись, очень заинтересовались.

Констатирующий эксперимент был  проведен в три этапа:

1. Подбор методик исследования  и изготовление необходимого  для них оборудования.

2. Проведение эксперимента.

3. Количественный и качественный  анализ полученных данных.

Основной целью исследования является изучение психологических особенностей творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью эксперимента были обозначены следующие задачи:

1. Определить уровень развития  творческого воображения у старших  дошкольников.

2. Выявить индивидуально-типологические  особенности развития творческого  воображения у детей старшего  дошкольного возраста.

Для решения задачи исследования нами использовались две методики: «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко), «Преврати кружок в предмет» (Т.Д. Марцинковская).

 

 

по методике «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко).

Рисунок 1 - Распределение  испытуемых по уровням развития творческого  воображения по результатам методики «Дорисовывание фигур»

Данные рисунка 1 говорят  о том, что наибольший процент  составляют дети со средним уровнем творческого воображения - 80%; с высоким уровнем - 15%; с низким  уровнем творческого воображения - 5% воспитанников.

по методике «Преврати  кружок в предмет» (Т.Д.Марцинковская).

Рисунок 2 - Распределение  испытуемых по уровням развития творческого  воображения по результатам методики «Преврати кружок в предмет»

В группе количество детей  со средним уровнем - 50%; к числу детей с низким уровнем - 30% испытуемых; к высокому уровню - 20% воспитанников.

Вывод: после проведенного исследования гипотеза подтвердилась. В старшем дошкольном возрасте средний уровень творческого воображения.

 

Заключение

 

Проанализировав литературу зарубежных и отечественных авторов  по проблеме развития психики детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также после проведенного эмпирического исследования гипотеза подтвердилась.

После проведенного эмпирического исследования мы получили следующие результаты:

 по методике «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко) наибольший процент составляют дети со средним уровнем творческого воображения - 80%; с высоким уровнем - 15%; с низким  уровнем творческого воображения - 5% воспитанников.

по методике «Преврати  кружок в предмет» (Т.Д.Марцинковская) количество детей со средним уровнем творческого воображения - 50%; число детей с низким уровнем - 30% испытуемых; с высоким уровнем - 20% воспитанников.

В ходе работы мы овладели навыками диагностики и коррекции психического состояния детей дошкольного возраста, тем самым реализовав следующие задачи:

1. Изучили литературу зарубежных и отечественных авторов по проблеме развития психики в среднем и старшем дошкольном возрасте.

2. Выбрали методы и методики эмпирического исследования.

3. Изучили особенности деятельности детей в среднем и старшем дошкольном возрасте и ее влияние на психическое развитие.

4. Провели эмпирическое исследование.

5. Обработали полученные данные.

 

Список литературы:

 

1.Большая книга детского  психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. = Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 568 с., [1] с.: ил. – (Психологический практикум).

2.Большой психологический  словарь. /Под ред. Мещерякова  Б.Г., Зинченко В.П., - М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.

3.Выготский Л. С. Психология. М.: Эксмопресс, серия «Мир психологии», 2002, 1008с.

4.Гарбузов В.И. "От младенца  до подростка" - С. - Петербург, 1999.- 432 с. 

5.Квинн В. Прикладная  психология. — СПб: Издательство  «Питер», 2000. — 560 с.: ил. — (Серия  «Учебник нового века»)

6.Крайг Г. Психология  развития. - СПб.: Питер, 2000. – 992 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии")

7.Лисина М. И. Общение  со взрослыми у детей первых 7 лет жизни. – В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: 1992. – 252 с.

8.Обухова Л.Ф. Возрастная  психология. Учебник; Изд. ’’Роспедагенство’’; Москва 1996. – 374 с.

9.Обухова Л. Ф. Этапы  развития детского мышления. М.: 1994 – 152 с.

10.Петроченко Г. Г. «Развитие  детей 6 – 7 летнего возраста  и подготовка их к школе», М., 1978

11.Под редакцией А.А.  Реана Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 416 с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»). ISBN 5-93878-029-2

12.Смирнова Е. О. «Детская  психология», Москва 2003 г., 368 с. 

13.http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/vozrastnaya_periodizatsiya_d_b_elkonina.html

14. Выготский Л.С. Кризис семи лет. //Собрание сочинений. Т.4. - М.: Педагогика. -1984.

15. Выготский Л.С. Мышление и речь. //Собрание сочинений. Т.2. - М.: Педагогика. -1982.

16. Запорожец А.В.Развитие восприятия и деятельность// Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1. М., 1986

17. Эльконин Д.Б.Психология игры в дошкольном возрасте. Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.

 

 

 


Информация о работе Развитие воображения у детей дошкольного возраста