Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 20:57, курсовая работа
Цель исследования - изучение характерных особенностей психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - дети старшего и среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности психического развития детей старшего и среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу зарубежных и отечественных авторов по проблеме развития психики в среднем и старшем дошкольном возрасте.
2. Выбор методов и методик эмпирического исследования.
3. Изучение особенностей деятельности детей в среднем и старшем дошкольном возрасте и влияние ее на психическое развитие.
4. Провести эмпирическое исследование.
5. Обработка полученных данных.
6. Разработка психокоррекционных занятий, мероприятий по коррекции воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА I. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
§1.1.Психические состояния как объект психологических исследований…………………………………………………………………..…..5
§1.2. Особенности общего развития детей среднего и старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………….……….10
§1.3. Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте………………………………………………………………..………….16
Выводы по главе…………………………………………………………………18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
§2.1. Методики исследования воображения у детей старшего дошкольного возраста.…………………………………………………………………………..21
§2.2. Описание экспериментального изучения уровня воображения у старших дошкольников …………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26
Исследование уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе ДОУ « Детский сад № 69». В эксперименте приняли участие 20 детей 5-6 лет. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.
Прежде чем приступить к эксперименту мы познакомились с детьми, установили с ними контакт. Дети вели себя доброжелательно. На предложение поработать вместе живо откликнулись, очень заинтересовались.
Констатирующий эксперимент
1. Подбор методик исследования и изготовление необходимого для них оборудования.
2. Проведение эксперимента.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Основной целью исследования является изучение психологических особенностей творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью эксперимента были обозначены следующие задачи:
1. Определить уровень развития
творческого воображения у
2. Выявить индивидуально-
Для решения задачи исследования нами использовались две методики: «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко), «Преврати кружок в предмет» (Т.Д. Марцинковская).
по методике «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко).
Рисунок 1 - Распределение испытуемых по уровням развития творческого воображения по результатам методики «Дорисовывание фигур»
Данные рисунка 1 говорят о том, что наибольший процент составляют дети со средним уровнем творческого воображения - 80%; с высоким уровнем - 15%; с низким уровнем творческого воображения - 5% воспитанников.
по методике «Преврати кружок в предмет» (Т.Д.Марцинковская).
Рисунок 2 - Распределение испытуемых по уровням развития творческого воображения по результатам методики «Преврати кружок в предмет»
В группе количество детей со средним уровнем - 50%; к числу детей с низким уровнем - 30% испытуемых; к высокому уровню - 20% воспитанников.
Вывод: после проведенного исследования гипотеза подтвердилась. В старшем дошкольном возрасте средний уровень творческого воображения.
Заключение
Проанализировав литературу зарубежных и отечественных авторов по проблеме развития психики детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также после проведенного эмпирического исследования гипотеза подтвердилась.
После проведенного эмпирического исследования мы получили следующие результаты:
по методике «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко) наибольший процент составляют дети со средним уровнем творческого воображения - 80%; с высоким уровнем - 15%; с низким уровнем творческого воображения - 5% воспитанников.
по методике «Преврати кружок в предмет» (Т.Д.Марцинковская) количество детей со средним уровнем творческого воображения - 50%; число детей с низким уровнем - 30% испытуемых; с высоким уровнем - 20% воспитанников.
В ходе работы мы овладели навыками диагностики и коррекции психического состояния детей дошкольного возраста, тем самым реализовав следующие задачи:
1. Изучили литературу зарубежных и отечественных авторов по проблеме развития психики в среднем и старшем дошкольном возрасте.
2. Выбрали методы и методики эмпирического исследования.
3. Изучили особенности деятельности детей в среднем и старшем дошкольном возрасте и ее влияние на психическое развитие.
4. Провели эмпирическое исследование.
5. Обработали полученные данные.
Список литературы:
1.Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. = Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 568 с., [1] с.: ил. – (Психологический практикум).
2.Большой психологический словарь. /Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П., - М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
3.Выготский Л. С. Психология. М.: Эксмопресс, серия «Мир психологии», 2002, 1008с.
4.Гарбузов В.И. "От младенца до подростка" - С. - Петербург, 1999.- 432 с.
5.Квинн В. Прикладная психология. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 560 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
6.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. – 992 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии")
7.Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых 7 лет жизни. – В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: 1992. – 252 с.
8.Обухова Л.Ф. Возрастная
психология. Учебник; Изд. ’’
9.Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. М.: 1994 – 152 с.
10.Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка их к школе», М., 1978
11.Под редакцией А.А. Реана Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 416 с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»). ISBN 5-93878-029-2
12.Смирнова Е. О. «Детская психология», Москва 2003 г., 368 с.
13.http://psinovo.ru/referati_
14. Выготский Л.С. Кризис семи лет. //Собрание сочинений. Т.4. - М.: Педагогика. -1984.
15. Выготский Л.С. Мышление и речь. //Собрание сочинений. Т.2. - М.: Педагогика. -1982.
16. Запорожец А.В.Развитие восприятия и деятельность// Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1. М., 1986
17. Эльконин Д.Б.Психология игры в дошкольном возрасте. Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.
Информация о работе Развитие воображения у детей дошкольного возраста