Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить влияние игровой деятельности на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровней развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать план, направленный на формирование и развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………..……………………………............3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста……………7
1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях……...7
1.2. Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста………15
1.3. Игра детей дошкольного возраста……………………………………………20
1.4. Условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
в игровой деятельности…………………………………………………………….23
ГЛАВА 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………...31
2.1. Определение уровня развития воображения у старших дошкольников…...31
2.2. План работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возрас-та……………………………………………………………………………...40
2.3. Анализ проведённой работы по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………............................46
2.4. Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возрас-та…………………………………………50
Заключе-ние…………………...………………………………………………..……52
Литерату-ра……………………………………...…………………………………...54
Приложение 1…………………………………………………………………….....56
Приложение 2…………………………………………………………………….....66
Приложение 3…………………………………………………………………….....67
Приложение 4…………………………………………………………………….....68

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Галя Развитие воображения у дошкольников переделанный.doc

— 704.50 Кб (Скачать файл)

     Основное  назначение  воображения   Л. С. Выготский усматривал,  в                    организации таких форм поведения, которые еще не встречались в опыте                   человека  и   соответствуют  новым,   изменившимся  условиям среды. Он                       выделил три основные функции воображения: 1) познавательную;                                      2) эмоциональную; 3) воспитательную и формирующую [7].

     Воображение также связано и  с реализацией наших волевых  действий. Так,                  воображение присутствует в любом  виде нашей трудовой деятельности,                    поскольку, прежде чем создать что - либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

     Деятельность воображения связана  с работой коры больших полушарий                          головного мозга. Нередко этот когнитивный процесс соотносится                          преимущественно с активностью правого полушария. Однако следует признать, что для формирования образов воображения необходимо системное                            взаимодействие обоих полушарий, каждое из которых специализируется на                        выполнении определенных функций: правое полушарие обеспечивает целостность представления, соразмерность и композиционное единство, в нем принято                    усматривать материальный субстрат эстетических чувств; левое - делает                              возможным вербализацию представления, его детальное описание, т.е.                           поддерживает единство образа и слова, воображения и речевого выражения [19].

     Принято считать, что физиологической  основой воображения является                         актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в                     новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с                   прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга.

     Каковы же механизмы переработки  представлений в воображаемые образы? Образы, возникаемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего.                  Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.                        Исследования психологов позволили выделить несколько способов создания образов воображения:

1. Агглютинация - элементарная форма синтезирования образов, состоящая в соединении различных, часто не сочетаемых в повседневности качеств и частей предметов (русалка, кентавр).

2. Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета (великан, гном),                   изменение количества его частей (трехголовый дракон).

3. Заострение, подчеркивание и усиление отдельных черт предмета (карикатура, шарж).

4. Схематизация представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов.

5. Типизация - выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях, воплощение этих существенных черт в конкретном образе  [27].

     Следует  также отметить, что воображение  из - за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией                          органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие                органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку                    представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже.

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет                        существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в                             регуляции его мотивированного поведения.

     Существуют различные  виды воображения. В основании  для выделения видов воображения могут лежать: степень субъективного контроля, степень уникальности образа, особенности предмета представления и т.д.

Таблица 1 - Виды воображения

Основание для выделения                         видов воображения

Виды воображения

Степень субъективного контроля

Непроизвольное (пассивное),                   произвольное (активное)

Степень уникальности образа

Воссоздающее, творческое

Особенности предмета представления

Визуальное, абстрактно - логическое

Модальный признак

Зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое, органическое

Отношение    к    неосуществимому                    будущему

Фантазия

Отношение к возможному будущему

Мечта

Форма существования материи

Представление пространства,                     представление времени


     При непроизвольном воображении новые образы возникают под                      воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей, влечений,                   установок. Такое воображение работает, как правило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грезах, в состоянии «бездумного» отдыха и тому подобное.

     Крайним случаем непроизвольной  работы воображения являются                      сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых                      неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе                  также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

     Со сновидениями всегда было  связано множество предрассудков  и суеверий. Это объясняется характером сновидений, которые представляют собой                      сочетание странных, небывалых, а порой даже абсурдных, фантастических,                      нелепых картин и событий. Причины такого характера сновидений та, что сон есть проявление особой активности изолированных групп нервных клеток коры в условиях, когда вторая сигнальная система затормаживается. Торможение второсигнальных связей приводит к тому, что у спящего человека отсутствует критическое отношение к возникающим сновидениям. Возникают                           причудливые, хаотические комбинации из обрывков следов прежних                         впечатлений и переживаний. В. А. Крутецкий  считал, что сновидения и есть небывалая комбинация бывалых впечатлений [19].

     Произвольное воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Для него характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы.                   Произвольное воображение разделяется на воссоздающее и творческое.

     Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе                      создаются субъективно новые образы, новые для данного человека, а                            объективно они уже существуют, воплощены в определенных предметах                     культуры. Воссоздание образа может происходить на основе словесного                                     описания, восприятия изображений в виде картин, схем, карт, чертежей,                          мысленных или материальных моделей.

     Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Творческое                    воображение - продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей. Образы творческого                воображения формируются с помощью специфических операций. Е. А. Сошина выделила две такие операции, лежащие в основе продуктивной работы воображения: диссоциацию и ассоциацию [30].

     Диссоциация - это подготовительная операция, в ходе которой прошлый чувственный опыт субъекта, те или иные впечатления подвергаются                     расчленению и в них выделяются элементы, позднее входящие в новые                     комбинации. Без предварительной диссоциации творческое воображение                         немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этап                         подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное                          препятствие для творческого воображения.

     Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных                      единиц образов. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством [14].

     Визуальное воображение - это такое воображение, за которым стоит                    конкретный визуальный образ.

     Абстрактно - логическое воображение - такой вид воображения, за                      которым стоят абстрактные понятия, а также логические соотношения.

     Образ представление времени - это продукт такого представления,                          который можно насыщать деталями, обобщать или схематизировать, изменять яркость, дифференцировать.

     Образ представление пространства - это такой образ, с которым можно совершать следующие операции: мысленное вращение, масштабное                               преобразование, перемещение объектов, комбинирование составных частей, изменение пространственной ориентации, приращение, группировку, разбиение и другие.

     Мечта - особая форма воображения. Мечта всегда направлена в будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его                      осуществления. Образы, созданные в мечте, отличаются ярким, живым,                          конкретным характером и в то же время эмоциональной насыщенностью,                  привлекательностью для субъекта. Мечта – это процесс воображения, не                          включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и                        непосредственно объективного продукта в виде художественного                        произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д. [30].

     Нередко мы используем  воображение для создания картин  привлекательно для нас будущего, совершаем научные открытия, наделяем  себя чертами                     любимых героев книг. Это –  мечты. Но мечты могут переходить  в грёзы – сходные со сновидениями состояния, когда человек как бы переселяется в мир, созданный собственным воображением: девушка представляет себя                        прославленной киноактрисой; юноша – отважным космонавтом,                          переживающим все новые и новые приключения.

     Фантазия - это такой вид воображения, в котором отсутствует связь                     желаемого будущего с настоящим. В этом случае мечта из стимула действия может превратиться в заместителя действия и переродиться в мечтательность,        в фантазию.

     Следовательно мечта  образует особую форму воображения.  Она обращена к сфере более  или менее отдаленного будущего  и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

     Различают в психологии  также активное и пассивное воображение.

     Пассивным  называется воображение, которое возникает «само собой», без постановки  специальной цели.  Так бывает, например, в сновидениях,  в                      состояниях полусна или горячечного бреда. Активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач оно  делится на воссоздающее и творческое.

     Рассмотрев воображение и его роль в психической деятельности человека, следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением.                    Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение            развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

 

1.2. Особенности развития воображения                                                                     детей дошкольного возраста

 

     Воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

      Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

     Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное - дети верят в то, что придумывают.                         Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя                            гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира [13]

Информация о работе Развитие воображения у детей дошкольного возраста