Развитие зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:15, дипломная работа

Краткое описание

Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Педагоги пристальное внимание стали уделять самым первым годам жизни ребенка. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" - знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников - это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы памяти.
1.1. Изучение категории памяти в психологии………………….……...5
1.2. Развитие памяти в онтогенезе.…………………………………..….17
1.3. Методы изучения памяти детей 3 года жизни.……………………21
1.4. Развитие зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр…………………………………………………………25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр.
2.1. Изучение уровня развития зрительной памяти детей 3 года жизни………………..………………………………………………………31
2.2. Содержание работы по развитию зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр………………………………….…………36
2.3. Анализ результатов работы………………………………...…………43
Заключение…………………………………………………………..………...
Литература…………………………………………………………..…………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 9.07.2008.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

      Припоминание, подобно произвольному запоминанию, может быть очень сложным умственным действием. Умению хорошо припоминать приходится учиться. От него зависит эффективность и готовность использования своих знаний. Как правило, хорошее запоминание обеспечивает и хорошее воспроизведение. Но успешность припоминания во многом зависит от того, в каких условиях и как оно осуществляется. Успешность припоминания зависит от того, насколько четко и точно осознается содержание репродуктивной задачи, какие приемы используются. Важнейшими будут следующие: составление плана припоминаемого материала, активное вызывание в себе образов соответствующих объектов, намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ведут к воспроизведению того, что нужно.

      Сохранение -   процесс памяти, обнаруживаемый по воспроизведению или узнаванию, либо по тому факту, что материал, кажущийся забытым, требует для доучивания меньше времени, чем это было необходимо. Ослабление сохранения с течением времени называется забыванием.

      Забывание – процесс памяти, в соответствии с которым актуализация образов или мыслей затрудняется или становится вообще невозможной. Забывание зависит от времени. Подобно запоминанию и воспроизведению, оно также имеет избирательный характер. Устойчиво значимый материал, связанный своим содержанием с потребностями человека, с его глубокими интересами и целью его деятельности, забывается медленнее. Забывание зависит от объема запоминаемого материала. Процент сохранения информации после определенного отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объему этого материала при условии количественно и качественно одинаковой работы с ним [19]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Развитие  памяти в онтогенезе

      С момента рождения на малыша действует  разнообразные раздражители: несоциальные (освещение, температура воздуха  или воды для купания и пр.), социальные (голос, лицо матери, предмета обихода). Эти первые впечатления, фиксируясь в памяти новорожденного, имеют важное значение для его последующего развития. У малыша формируются первые предпочтения, накапливается личный опыт, он осваивает новые формы поведения [16].

      Сразу после рождения приступает к функционированию образная память (в элементарной форме). На первом месяце жизни у ребенка  появляется однотипная реакция на повторяющийся  раздражитель. На 3–4 месяце у малыша начинает формироваться образ предмета. Так создается фундамент образной памяти.

      Постепенно  расширяется круг узнаваемых ребенком объектов. Малютка узнает лицо и голос матери. Это очень важное приобретение для малыша, свидетельствующее об избирательности по отношению к раздражителям. Оно помогает устанавливать контакты со взрослыми.

      В 3–4 мес. Ребенок узнает предметы, связанные  с кормлением, в 5мес. Отличает людей  по голосам, в 6 мес. выделяет любимую  игрушку. На 7–8-м месяце узнавание  предмета опосредуется словом, о чем  свидетельствует то, что малыш находит какую-либо вещь в ответ на вопрос взрослого: « Где…?» В 8–9 мес. малыш узнает знакомого человека после 2–3 недель разлуки. К 12 мес. он различает мелодию, которая когда-то вызвала у него положительные эмоции, а также по просьбе взрослого выполняет несложные движения: делает «ладушки», машет ладошкой  при расставании.

      Узнавание предметов в младенческом возрасте обычно происходит по одному, часто  несущественному, признаку. Незначительное изменение внешнего вида объекта  проводить к тому, что ребенок не узнает маму в новом платье. В то же время признак, которой находил в опыте малыша наиболее значимое подкрепление, бывает достаточно для узнавания. Дж. Болдуин описывает поведение семимесячного мальчика, который не узнал няню после ее длительного отсутствия, даже когда она заговорила. Узнавание произошло после того, как она запела.

      Постепенно  период между запоминанием и узнаванием удлиняется, но остается по-прежнему небольшим. В виде свободных воспоминаний образная память наблюдается только в начале второго года жизни ребенка.

      О первом появлении двигательной памяти свидетельствует сформировавшийся у малыша рефлекс на положение  для кормления. Находясь в позе «под грудью», ребенок начинает делать сосательные  движения. Процесс развития двигательной памяти активизируется во втором полугодии жизни малыша, когда он начинает увлеченно манипулировать предметами (освоение и хватание), двигаться, учиться ползать и ходить.

      Следует подчеркнуть, что память в младенческом возрасте не является самостоятельным процессом, она включена в восприятие и ощущение, а значит, материал запоминается как бы «само собой», непроизвольно. Если малыша в одно и то же время кормят, купают, постепенно у него формируется  рефлекс на время, оно начинает «готовиться» к соответствующему режимному процессу, например, просыпается к кормлению. Если младенцу показали звучащую или необычную яркую игрушку, вызвавшую у него радость, он снова и снова требует ее, манипулирует с ней. Эмоциональная память все ярче проявляется во втором полугодии первого года жизни, когда ребенок переживает те или иные эмоции при встречи с некоторыми объектами или ситуациями (например, начинает плакать при виде предметов для купания, если эта процедура в прошлом вызвала у него отрицательные переживания).

      Интерес к речи взрослого у младенца возникает рано в связи с тем, что речь выступает отличительным признаком человека. Слово взрослого «руководит» поведением малыша. Взрослый называет окружающие предметы, их признаки, действия, свойства. Это постепенно приводит к тому, что малыш начинает связывать предмет со словом, запоминает его название.

      Особенности развития памяти в младенчестве:

  • память функционирует «внутри» ощущений и восприятия;
  • она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется недлительным сохранением;
  • материал фиксируется ребенком непроизвольно;
  • сначала у малыша развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складывается предпосылки для развития словесной памяти [16].

      В раннем детстве, когда ребенок учится ходить, расширяется его взаимодействие с окружающим миром. Для него становится доступным большее количество предметов. В связи с  эти начинается новый этап в развитии памяти малыша. Он приступает к овладению предметными действиями в соответствии с назначением и функцией объектов, в зависимости от культурно–гигиенических навыков и основных движений. Движения ребенка становятся более точными, легкими, координированными, что обеспечивает малышу автономию от взрослого, расширение сферы самостоятельности. В этот период образ памяти уже более гибок и подвижен. У ребенка формируется представление об объектах, удаленности, размере, направленности движения, выполняемых действиях, событиях. Малыш узнает предмет вне связи с ситуацией, в которую он включен, идентифицирует его по важным признакам. Так, по предложению взрослого малыша показывает часы независимо от их пространственного расположения [16].

        В начале второго года жизни  ребенка память выделяется из  процесса восприятия, зарождается  способность воспроизводить объект в его отсутствии, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием (на втором году жизни ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5–2 мес., а на третьем – объекты, которые воспринимал год назад) [16].

        Начинает интенсивно развиваться словесно – смысловая память: ребенок  реагирует уже на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение. На третьем году жизни он понимает каждое слово, входящее в произнесенные взрослым фразы. Постепенно ребенок переходит от пассивной к активной речи. Этот период обусловлен ростом словаря, усвоением грамматики родного языка, развитием понимания и произношения. Расширение словаря, накопление опыта деятельности и действий приводит к тому, что малыш начинает понимать некоторые нравственные нормы и правила поведения: «Что можно, а что нельзя?», «Как надо и как не надо делать?»

        Особенности памяти в раннем  детстве:

  • обогащается содержание представлений;
  • возрастает объем и прочность сохранения материала;
  • появляется новый процесс памяти – воспроизведение;
  • бурное развитие получает словесная память.

        

                           
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Методы  изучения памяти детей 3 года жизни
 

      Л. Н. Кулешова считает, что при экспериментальном  исследовании памяти предметом изучения обычно становятся либо отдельно взятые процессы памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание), либо особенности какого-то одного из видов памяти (кратковременная, долговременная и оперативная) [34].

      В каждом конкретном случае выбор предмета или метода исследования зависит от конкретной задачи, которая стоит перед экспериментатором.

      Например, это может быть изучение объема кратковременной  памяти и способов его увеличения в деятельности оператора или  метод заучивания при измерении  двигательной памяти с целью совершенствования деятельности сборщиков тех или иных механизмов, а также водителей транспорта. Для определения факторов, стимулирующих память в процессе познавательной деятельности учащихся, применяют методы сбережения, воспроизведения элементов и некоторые другие. В клинике поражений головного мозга широко используется изучение процессов памяти с целью диагностики.

      Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют  для запоминания тот или иной стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести. В этих экспериментах всегда имеется четыре переменных:

      1) вариации стимульного материала  и способа его предъявления  испытуемому;

      2) вариации способа запоминания  стимульного материала; 

      3) вариации интервала между запоминанием и воспроизведением (или узнаванием);

      4) вариации способа воспроизведения  запечатленного материала. 

      Различия  методов исследования и заключаются  в модификации этих переменных.

      Методы  также можно разделить на исследования памяти конкретного человека и исследования общих закономерностей памяти. К числу последних относится, например, получение кривой забывания Г. Эббингауза.

      Для изучения зрительной памяти воспитатель  может использовать методы: наблюдение, эксперимент, беседа, тестирование.

      Наблюдение - это способ работы, при котором педагог, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение. Наблюдения за ребенком организуются в группе, на прогулке, во время игр. Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить состояние развития памяти ребенка в условиях детского сада.

        Эксперимент – один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и психолого-педагогического исследования в частности. В отличие от наблюдения, эксперимент предполагает специальную организацию ситуации исследования и активное вмешательство исследователя в сам процесс.

        Беседа - метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Один из распространенных   методов психолого-педагогического исследования. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, получаемых в живом двустороннем общении с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе ее хода и результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Применяется на разных стадиях исследования, как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно наблюдением.

        Тестирование (в психологии) – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и определенную шкалу значений, применяющийся для измерения индивидуальных различий. 

        Психологический тест – система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного индивида – объекта наблюдения. Тесты служат в основном для целей испытания, чтобы выявить, насколько психические качества испытуемого соответствуют уже ранее выявленным психическим нормам и стандартам.

        Следует отметить, что использование  специальных заданий, направленных  для изучения памяти детей  раннего возраста осложнено тем,  что как таковых тестов для  этого возраста не разработано.  Поэтому для изучения памяти  детей раннего возраста в качестве заданий (тестов) используют дидактические игры.

Информация о работе Развитие зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр