Развитие зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:15, дипломная работа

Краткое описание

Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Педагоги пристальное внимание стали уделять самым первым годам жизни ребенка. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" - знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников - это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы памяти.
1.1. Изучение категории памяти в психологии………………….……...5
1.2. Развитие памяти в онтогенезе.…………………………………..….17
1.3. Методы изучения памяти детей 3 года жизни.……………………21
1.4. Развитие зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр…………………………………………………………25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр.
2.1. Изучение уровня развития зрительной памяти детей 3 года жизни………………..………………………………………………………31
2.2. Содержание работы по развитию зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр………………………………….…………36
2.3. Анализ результатов работы………………………………...…………43
Заключение…………………………………………………………..………...
Литература…………………………………………………………..…………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 9.07.2008.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

      Дети  активно участвовали в игре «Лестница  зверей», быстро ставили животных на свои ступеньки, просили повторить  игру, особенно игра понравилась Никите Т.  и Ивану Е. они показали хорошие  результаты. Никита Т. запомнил всех животных и их место расположение, но на прогулке с трудом вспомнил животных из игры. Иван Е. стал запоминать большее количество животных, но не смог сказать, где они располагались.  На прогулке тоже затруднялся вспомнить героев игры. Игра «Кто, чем занят?» нравилась детям больше всего, в связи с тем, что на картинке было достаточное количество животных, занимавшихся различными видами деятельности, но детям изначально было тяжело запомнить всех животных и их действия. Особенно сложным это задание стало для   Валерии М., она с самого утра была в плохом настроении и не шла на контакт. Очень активна была Анастасия М., она справилась с заданием и даже подсказывала детям.   Во время игры все дети были активными, торопились ответить и зачастую перебивали друг друга.

      В игре «Чем заняты ребята?» настроение детей было другим, нежели в предыдущей игре. У детей было рассеяно внимание, мне было сложно заинтересовать детей  к игре. Дети были очень активны, им требовалась разрядка их двигательной активности. Игру пришлось повторить через некоторое время, для получения реального результата, без воздействия каких-либо внешних факторов. Соня Л. не смогла справиться с заданием, ей было очень сложно вспомнить и точно ответить, чем ребята занимались.   В игре «Где чье место» Тимофей К. и Александр М.(1) показали достаточно низкий результат, эти мальчики плохо посещают детский сад и из-за этого встретились с трудностями при выполнении этого задания. Из-за неудачи они начали плакать, тем самым отвлекали других детей. Другие ребята показали достаточно высокий результат для своего уровня. Мая К., Ольга П., Измайлов М, Мария Р., Максим Г. точно запомнили предметы и их место расположение. Через время дети смогли точно указать на те предметы, которые были в игре. Анастасия М. (1), Анастасия М. (2)  и Александр М. (1) запомнили три предмета из игры и назвали их место расположение, но через время не смогли вспомнить предметы игры. Тимофей К., Михаил Е., Иван Е. запомнили, только один предмет и точно указал его место расположение. Валерия М. не запомнила ни одного  предмета. Своим поведением демонстрировала свое не желание играть.   

      В игре «Зайка» дети ответили почти  на все вопросы, но ни один не справился  с вопросом «Зачем зайке зонтик?». В игру «Цирк» Валерия М.,   Тимофей  К., Максим Г., Максим И. отказались играть и занялись самостоятельной деятельностью, другие дети – играли с нежеланием, это было связано с усталостью детей после занятия. Мария Р., Мая К., Ольга П.  активно играли в игру «Фрукты», очень быстро давали правильные ответы, не сталкивались с проблемами. Девочки запомнили все фрукты, которые были расположены на картинке. Михаил Е., Иван Е. запомнили два фрукта, Тимофей К. запомнил один фрукт. Мальчики очень плохо посещают детский сад,  из-за чего сталкиваются с трудностями в дидактических играх.   

      Во  всех играх Михаил Е. был неактивен, показывал низкие результаты. Этот ребенок малообщителен, конфликтен, не занимался сам и отвлекал других, это связано с проблемами воспитания в семье.

      Игра  «Очередь» заинтересовала детей, дети играли в нее увлеченно, с интересом, эмоционально, активно. Игра не вызвала у детей затруднений. После проведения комплекса игр у детей увеличилась эффективность зрительной памяти, повысилась степень запоминания, повысилась познавательная активность, возросло желание играть в подобные игры.

      На  заключительном этапе с 14.02.2008 по 15.05.2008 проводились игры, целью которых  было закрепление ранее полученной информации. Можно отметить, что  ребята увлеченно относились к играм  направленным на развитие зрительной памяти, например: на начальном этапе в игре «Лестница зверей», «Что зайка унес?» дети испытывали трудности в выполнении поставленной перед ними задачи, не могли сосредоточиться и понять смысл задания, то на заключительном этапе большинство детей играли без затруднений и с желанием. Только некоторые дети не могли справиться с задачей, в связи с мешающими факторами (проблемы в семье, редкая посещаемость детского сада, частые болезни, плохое настроение и низкая активность во время проведения игр). В игре «Лестница зверей» Валерия М. запомнила большую часть животных, но путала их местоположение. Анастасия М. (1) и Анастасия М. (2) перестали отвлекаться и белее ответственно относиться к игре и поставленной перед ними задачей. В связи с этим девочки стали запоминать большее количество животных. Тимофей К. начал контактировать и стараться назвать животных, но, несмотря на свои старания результат улучшился незначительно. Александр М. (1) запомнил все предметы в игре, но точно указать их расположение не смог. Соня Л. стала запоминать большее количество животных, но уже не так точно могла указать их место. Иван Е., Михаил Е. стали запоминать большее количество животных, но не точно указывали их место. Мария Р., Никита Т., Максим Г. и Саша М. (2) также точно запоминают и стали точнее указывать местоположение животных. Майя К., Максим И. и Ольга П. также показывают высокий уровень развития зрительной памяти, улучшили показатели прочности зрительной памяти.

      В игре «Что зайка унес?» Майя К., Ольга  П., повысили свой уровень по критерию прочности памяти. Настя М. (1), Настя М. (2) и Александр М. (1) улучшили свой результат по двум критериям: объем памяти и точность памяти, но не могут через время точно вспомнить объекты. Тимофей К., Иван Е., Михаил Е. и Валерия М. повысили свой уровень развития памяти только по одному критерию - объем памяти. Соня Л. повысила уровень по второму показателю (точность памяти). У Никиты Т. и Александра М. (2) уровень развития зрительной памяти остался на том же уровне. Мария Р. и Максим Г. повысили свой уровень развития зрительной памяти со среднего на высокий по критерию точность памяти. Анастасия М. (1), Анастасия М. (2), Александр М. (1) повысили уровень зрительной памяти с низкого на средний, по второму критерию – точность памяти. Соня Л повысила свой уровень развития памяти с низкого на средний по всем критериям. Ребята полюбили игры направленные на развитие их зрительной памяти: «У кого что в руке?», «Чем заняты ребята?», «Где чье место?» и т.д. активно в них участвовали  Валерия М, Анастасия М (1) ,   Максим Г, Анастасия М (2),  Ольга П, Александр М (2),   Никита Н, Соня Л,   Мария Р. эти дети просили играть в эти игры на протяжении всего дня. 
 
 
 

2.3. Анализ результатов  работы 

      Контрольный этап исследования проходил с 11 апреля по 15 мая 2008 года и включал проведение следующих дидактических игр:

      1. Игра « Что зайка унес?»

      2. Игра « Лестница зверей»

      На  контрольном этапе были поставлены следующие задачи:

      1) изучить уровень развития зрительной  памяти детей 3 года жизни после  проведения формирующего этапа исследования;

      2) оценить эффективность работы  по развитию зрительной памяти  детей 3 года жизни с помощью  дидактических игр.

      После проведения диагностики развития зрительной памяти детей 3 года жизни результаты были занесены в таблицу №2(Приложение №5)

      Анализируя  данные таблицы №2, было выявлено, что:

  1. высокий уровень развития зрительной памяти демонстрируют – 5 человек Кожихина Мая, Измайлов Максим, Погребряк Ольга, Рудакова Мария, Граник Максим.   
  2. средний уровень развития зрительной памяти демонстрируют –6 человек Мамедов Александр, Талвир Никита, Масасина Анастасия, Матросов Александр, Леонова Соня, Макарычева Анастасия.
  3. низкий уровень развития зрительной памяти демонстрируют – 4 человека Морозова Валерия, Егоров Михаил, Ермаков Иван, Катехин Тимофей.

        Графически результаты диагностики  на контрольном этапе представлены  в диаграмме № 2 (Приложение № 6).

        Сравнительные результаты изучения  уровня развития зрительной памяти  детей 3 года жизни на констатирующем  и контрольном этапах представлены  в диаграмме №3 (Приложение №7).

        Результаты диагностики показали, что детей с высоким уровнем  развития зрительной памяти стало  5 человек (у Марии Р., Максима  Г.  повысился уровень зрительной  памяти).

        Показатели Максима Г., Мария Р.  улучшились: они стали безошибочно воспроизводить предметные объекты, сохранять приобретенный опыт  в различных временных периодах.

      На  констатирующем этапе данные дети демонстрировали  средний уровень развития зрительной памяти. После проведения дидактических игр они показывают высокий уровень:  Мария Р. и Максим Г. повысили свои показатели по всем критериям развития зрительной памяти.

      Детей со средним уровнем развития памяти по результатам диагностики стало 6 человек (у Анастасии М (1), Александра М(1),  Сони Л.,  Анастасии М. (2) повысился  уровень зрительной памяти).

      Показатели  Анастасии М.(2), Александра М. (1),  Анастасии М.(1)  и  Сони Л. повысились: они стали обладать достаточной точностью памяти, означающей способности безошибочного воспроизведения предметных объектов.  Соня Л. стала, запоминать и безошибочно воспроизводят 2 и более объектов, предлагаемых воспитателем. Дети повысили свои результаты по 1 и 2 показателю развития зрительной памяти.

           Показатели Валерии М., Михаила  Е., Тимофея К., Ивана Е. остались  на том же уровне, но улучшились  результаты по первому показателю. У детей повысился объем запоминания  и воспроизведения объектов.

      Показатели  развития зрительной памяти Никиты Т., Александра М.(2), остались на том же уровне. 
 
 
 
 

      Вывод.

      В ходе работы с детьми третьего года жизни мы испытывали трудности. Дети не были готовы к таким видам игр, которые направлены на развитие зрительной памяти. Детям было трудно понять, что именно требуется в данных играх. Например, Валерия М. очень долгое время не шла на контакт из-за того, что не могла понять, что именно требуют эти игры. Чаще всего она отказывалась играть. С помощью правильной организации, сюрпризных моментов мы смогли привлечь внимание и интерес ребенка. Валерия М. была старательна в играх, но ей было тяжело справится с заданиями. В начале эксперимента девочка не могла запомнить объекты, постоянно молчала. Но со временем  девочка повысила свой объем зрительной памяти. Количество запоминаемых объектов значительно увеличилось. Тимофей К. постоянно отвлекался и всячески показывал свое не желание играть. В начале игр  ребенок проявлял заинтересованность, но как только приступали к выполнению заданий, ребенок начинал плакать и волноваться из-за своих не удач. Соня Л. проявляла в течение всех игр свой интерес и желание научится, что положительно повлияло на ее дальнейший успех. Девочка повысила свой результат с низкого до среднего. Анастасия М. (1) и Александр М.(1) с помощью дидактических игр смогли повысить свой уровень точности памяти с низкого до среднего. В этом им помогла их активность и старательность. Михаил Е. и Иван Е. вызывали большие затруднения при организации дидактических игр. В начале эксперимента мальчики постоянно отказывались выполнять задания, ссылаясь на то, что у них не получается. Но со временим им стало легче играть так как игры   проводились систематично и уже не вызывали больших затруднений. Результат детей по развитию зрительной памяти с помощью дидактических игр повысился в связи с тем, что игры были интересны, познавательны и проводились в системе. 

  Заключение.

      По  результатам исследовательской  работы по теме: «Развитие памяти детей  третьего жизни с помощью дидактических игр», можно сделать вывод, что поставленные задачи были успешно решены, о чем свидетельствуют результаты  диагностирования, проведенные в начале исследовательской работы, на констатирующем этапе, и в конце на контрольном.

      Изучив педагогическую и специальную литературу современных и зарубежных авторов, была выявлена необходимость развивать зрительную память с помощью дидактических игр у детей третьего года жизни.

      Нами  была разработана серия дидактических игр, направленных на развитие зрительной памяти детей. Незаменимым средством развития зрительной памяти детей раннего возраста является дидактическая игра.

        Дидактические игры очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Данные нашего исследования показали, что процесс развития зрительной памяти детей раннего возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс, в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию зрительной памяти детей третьего года жизни. Педагогическое руководство процессом развития зрительной памяти детей раннего возраста мы осуществляли с помощью дидактических игр. Следует отметить, что использование специальных заданий, направленных для изучения памяти детей раннего возраста осложнено тем, что как таковых тестов для этого возраста не разработано. Поэтому для изучения памяти детей раннего возраста в качестве заданий (тестов) используют дидактические игры.   

      Результаты  констатирующего этапа исследования позволили спланировать дальнейшую работу по развитию зрительной памяти детей 3 года жизни. На формирующем этапе исследования были апробированы дидактические игры, направленные на развитие зрительной памяти детей 3 года жизни, разработанные следующими авторами: М.В Ермолаева, И.Г. Ерофеева, Л.Ф. Тихомирова, О.Н. Земцова, И.Е. Светлова, Ж. Шквыря.

      На  контрольном этапе были повторно проведены дидактические игры для  изучения развития зрительной памяти детей 3 года жизни после проведения формирующего этапа исследования. Также был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования. Двое детей повысили уровень зрительной памяти до высокого; четыре ребенка повысили свой результат с низкого до среднего уровня. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр