Развитие мышления на разных этапах онтогенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 00:01, реферат

Краткое описание

Связь психологии с логикой, теорией познания и с философией отчетливо проявляется в истории психологических учений о мышлении. Так, ассоциативная психология исходила из позиций английского эмпиризма, психология мышления вюрцбургской школы - из идеалистической философии гуссерлианства, трактовка мышления в американской психологии определялась философией прагматизма. Наша отечественная психология мышления исходит из диалектической логики.
В изучении мышления особенно отчетливо проявилась борьба между материализмом и идеализмом. Исследование мышления занимает одно из центральных мест.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Мышление в структуре психики…………………………………………...7
Психологическая сущность мышления…………………………………...7
Специфика и особенности мышления……………………………………..8
Физиологические основы мышления……………………………………..9
Логические формы мышления……………………………………………10
Виды мышления…………………………………………………………….11
Индивидуальные особенности и качества мышления………………...16
Мотивация мышления……………………………………………………..18
Методы изучения мышления……………………………………………..18
Мышление как процесс…………………………………………………….19
Структура и этапы процесса мышления………………………………...20
Мышление как процесс решения задач………………………………….20
Мыслительные операции………………………………………………….21
Нарушения мышления……………………………………………………..23
Патологии мышления……………………………………………………...24
Принципы развития в психологии мышления…………………………25
Развитие мышления в филогенезе……………………………………….26
Развитие мышления в онтогенезе………………………………………..27
Теории поэтапного формирования умственных действий……………..27
Особенности и специфика развития мышления в онтогенезе…………32
Заключение...……………………………………………………………………39
Литература...……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ.docx

— 133.43 Кб (Скачать файл)

Классификация и категоризация – операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п. – систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Следует отличать классификацию от категоризации.

Конкретизация - это движение мысли от общего к частному.

 

Нарушения мышления

Нарушения мышления – нарушения интеллектуальной деятельности, возникающие при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития. Нарушения мышления включают расстройства механизмов регуляции (процессов мотивации, программирования и контроля), операциональных и динамических сторон интеллектуальной деятельности. Нарушения мышления либо распространяются на вербально-логическую, наглядно-образную и наглядно-действенную формы интеллектуальной деятельности, либо затрагивают одну из них.

При локальных поражениях головного мозга нарушения мышления зависят от локализации очага  поражения в пределах левого и  правого полушарий. При поражении  лобных долей мозга (преимущественно  левой лобной доли) в первую очередь  страдают регуляторные механизмы интеллектуальной деятельности (программирования и контроля), тогда как различные интеллектуальные операции (речевые и неречевые) остаются при этом сохранными. Поражение третичных  корковых полей задних отделов левого и правого полушарий приводит к расстройствам наглядно-образных и наглядно-действенных форм интеллектуальной деятельности, связанных с анализом и синтезом информации, относящейся  к пространственным и квазипространственным свойствам среды, при общей сохранности процессов мотивации, программирования, также контроля за интеллектуальной деятельностью.

Особые виды нарушения  мышления наблюдаются при поражении  так называемых речевых зон левого полушария (афазия). Связаны они с  различными дефектами кодирования  речевых сигналов или трудностями  организации речевого высказывания.

Нарушения мышления при различных  аномалиях психического развития (например – задержка психического развития) связаны с недоразвитием интеллектуальной деятельности, которое обусловлено недоразвитием речевой системы в целом (алалия) или отдельных анализаторных систем. Нарушения мышления следует отличать от случаев снижения умственной работоспособности, наступления быстрой истощаемости при решении серии задач, возникающих при тяжелых соматических заболеваниях или умственной переутомляемости.

 

Патологии мышления

Интеллектуальное поведение  является продуктом длительного  развития и имеет очень сложную  психологическую структуру. Известно, что у умственно отсталого  человека могут сохраниться все  простейшие виды наглядного восприятия и действия, однако, структура интеллектуальной деятельности у него грубо не доразвивается.

Факты распада сложной  интеллектуальной деятельности с выпадением анализа ситуации и вспомогательных  операций наблюдаются при старческом слабоумии, наступающем в результате атрофии мозга (болезнь Пика). Описанные  виды нарушения наглядной (практической) интеллектуальной деятельности носят  общий характер и выражаются в  общем распаде ее сложного строения и замене интеллектуальной деятельности непосредственными формами поведения, подчиненными наглядному впечатлению.

Иной характер могут носить нарушения интеллектуальной деятельности при локальных поражениях мозга. Здесь ограниченное поражение мозга  устраняет лишь одно из условий, необходимых  для осуществления сложной интеллектуальной деятельности, и поэтому нарушение  интеллектуального поведения может  носить частичный характер.

Примером могут служить  нарушения интеллектуальной деятельности, возникающие при поражениях нижнетеменных (или теменно-затылочных) отделов  коры: он путает правую и левую стороны, не может построить внутренней системы пространственных координат, и его операции в

 

пространстве приобретают беспомощный характер, и у них нарушаются все конструктивные операции.

Совершенно иной характер носит нарушение интеллектуального  поведения у больных с поражениями  лобных отделов мозга: вызванное  намерение быстро исчезает, больные  легко попадают под влияние непосредственных впечатлений, не могут выработать или  удержать сложные программы деятельности и заменяют организованную интеллектуальную деятельность импульсивными действиями или стереотипным повторением раз  возникших стереотипов.

В большинстве  случаев выделяют следующие патологии  мышления.

Дебильность (от лат. debilis - слабый) -  задержка психического развития (слабость абстрактного мышления, неспособность подавлять свои влечения), относительно легкая степень олигофрении.

Деменция (от лат. de - отрицание, mеns - ум) – приобретенное (врожденное, либо вследствие заболеваний) слабоумие, глубокий,  малообратимый дефект психики, проявляющийся в слабости интеллекта, утрате ранее приобретенных знаний и др.

Имбецильность (от лат. imbecillus - слабый, немощный) - выраженное отставание в психическом развитии, средняя степень олигофрении.

 

 

ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ

 

Мышление человека, его  интеллектуальные способности развиваются  и совершенствуются. В психологии традиционно проблему развития и  совершенствования того или иного  психического феномена рассматривают  в двух аспектах: филогенетическом и онтогенетическом.

 

 

 

Развитие  мышления в филогенезе

Филогенетический аспект (или филогенез мышления) предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества.

Гипотеза А.Н.Леонтьева, относительно выделения объективного критерия предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия.

Отражение биологически нейтральных  свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности живых существ  – поведением.

Теперь нужно ввести два  фундаментальных понятия, которые  связаны с предложенным критерием: это понятия “раздражимость”  и “чувствительность”.

Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия.

Чувствительность – это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биологическими свойствами.

Когда речь идет о чувствительности, “отражение”, согласно гипотезе А.Н.Леонтьева, имеет два аспекта: объективный  и субъективный. В объективном  смысле “отражать” - значит реагировать. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении данного агента. Раздражимость же субъективного  аспекта не имеет.

психика возникла потому, что она  оказалась могучим средством  приспособления животных к окружающей среде.

А.Н.Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:

1) стадию сенсорной элементарной  психики;

2) стадию перцептивной психики;

3) стадию интеллекта.

 

Развитие  мышления в онтогенезе

Онтогенетический аспект (онтогенез мышления) включает исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении жизни одного человека, с рождения до старости.

В психологической науке  выделяются различные взгляды ученых на понимание онтогенетического  развития мышления. К ним можно  отнести: взгляды Ж.Пиаже, теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, подход Л.С.Выготского, информационную теорию интеллектуально-когнитивного развития Клара и Уоллеса.

 

Теории  формирования умственных действий

Теория  поэтапного формирования умственных действий

В нашей стране наиболее широкое практическое применение в  обучении мыслительным действиям получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная П.Я.Гальпериным. Гальперин выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие их наиболее полный и эффективный перевод во внутренние действия с заранее заданными свойствами.

Процесс переноса внешнего действия во внутрь, по П.Я.Гальперину, совершается поэтапно, проходя строго определенные стадии. На каждом этапе происходит преобразование заданного действия по ряду параметров.

Четыре параметра преобразования действий при его переходе извне  внутрь:

  1. уровень выполнения - три подуровня: действие с материальными предметами, действие в плане громкой речи и действие в уме.
  2. мера обобщения,
  3. полнота фактически выполняемых операций
  4. мера освоения.

Процесс формирования умственных действий, по П.Я.Гальперину, представляется следующим образом.

I. Выявление ориентировочной основы действия. На этом этапе происходит ориентация в задании. Осуществляется ознакомление с составом будущего действия в практическом плане - это ориентировочная основа будущего действия.

II. Происходит формирование  действия в материальном виде. Осуществляется выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями. Получают  полную систему указаний и систему внешних признаков, на которые ему надо ориентироваться.

III. Действие формируется в громкой речи. Перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи.

IV. Этап формирования действий  во внешней речи про себя. Здесь  осуществляется перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Становится свободное проговаривание действия целиком “про себя”.

V. Формирование действий  во внутренней речи. Происходит  выполнение действия в плане  внутренней речи с соответствующими  его преобразованиями и сокращениями, с уходом действия, его процесса  и деталей выполнения из сферы  сознательного контроля и переходом  на уровень интеллектуальных  умений и навыков.

Переход от первого из этих этапов ко всем последующим представляет собой последовательную интериоризацию действий. Это переход “из вне во внутрь”.

Подход  Л.С. Выготского

Развитию мышления, принадлежит  изучению процесса формирования понятий. Развитие понятия состоит в изменении  его объема и содержания, в расширении и углублении сферы применения данного  понятия.

Образование понятий –  результат длительной, сложной и  активной умственной, коммуникативной  и практической деятельности людей, процесса их мышления. Образование  понятий у индивида своими корнями  уходит в глубокое детство. Л.С.Выготский экспериментально установил ряд ступеней и этапов, через которые проходит образование понятий у детей.

1. Образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных  предметов, их синкретического  сцепления, обозначаемого одним  словом. Эта ступень в свою  очередь распадается на три  этапа: выбор и объединение  предметов наугад, выбор на основе  пространственного расположения  предметов и приведение к одному  значению всех, ранее объединенных  предметов.

2. Образование понятий-комплексов  на основе некоторых объективных  признаков. Комплексы такого рода  имеют четыре вида:

  1. ассоциативный (любая внешне замеченная связь берется как достаточное основание для отнесения предметов к одному классу),
  2. коллекционный (взаимное дополнение и объединение предметов на основе частного функционального признака),
  3. цепной (переход в объединении от одного признака к другому, так что одни предметы объединяются на основе одних, а другие – совершенно иных признаков, причем все они входят в одну и ту же группу),
  4. псевдопонятие (внешне – понятие, внутренне – комплекс).

3. Образование настоящих  понятий. Здесь предполагаются  умения ребенка выделить, абстрагировать  элементы, а затем интегрировать  их в целостное понятие вне  зависимости от предметов, которым  они принадлежат. Эта ступень  включает следующие стадии:

  1. стадия потенциальных понятий, на которой ребенок выделяет группу предметов по одному общему признаку;
  2. стадия истинных понятий, когда абстрагируется ряд необходимых и достаточных признаков для определения понятия, а затем они синтезируются и включаются в соответствующее определение.

 

 

 

Синкретическое мышление и мышление в понятиях - комплекса характерны для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. К мышлению в настоящих понятиях подростковый возраст.

Информация о работе Развитие мышления на разных этапах онтогенеза