Развитие профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышеизложенного, нами была определена цель: изучить и обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Для проверки данной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- провести анализ основных подходов к исследованию коммуникативной деятельности психолога-консультанта;
- рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога;
- сформулировать понятие продуктивной деятельности;
- сформулировать понятие коммуникативной компетентности;
- рассмотреть общее и различия во взглядах на процесс психологического консультирования у разных авторов;
- теоретически изучить, обобщить и обосновать перечень возможных критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта;
- разработать анкету для изучения возможных критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта;
- провести сравнительный анализ полученных данных;
- обобщить результаты теоретического исследования и эмпирических данных и вывести критерии оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога.

Содержание

Введение…………………………..………………………………………………………3
1 Теоретическое обоснование профессионально важных качеств личности студента…………………………………..………………5
Развитие профессионально важных качеств личности студента………...…...…5
Требования к студентам, обучающимся в ВУЗе для развития профессиональных качеств…………………………………….9
2 Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня профессиональной деятельности психолога…………13
2.1 Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога…………………………………………13
2.2 Обоснование замысла исследования………………………………………..……...19
2.3 Организация и ход исследования……………………………………………..…….20
2.4 Результаты исследования и их обсуждение……………………………………..…21
Заключение………………………………………………………………..………….....24
Глоссарий………………………………………………………………………….…….26
Список использованных источников…………………………………………….….28
Приложения………………………………………………………………………….….30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

СовременнАЯ ГуманитарнАЯ АКАДЕМИЯ

 

Филиал Оренбургский

 

 

Курсовая работа

по дисциплине Педагогическая психология

 

Тема: Развитие профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в вузе.

 

 

 

Выполнил студент (ка): Карханина Оксана Александровна

№ контракта  08903060701017

Направление  Психология

№ группы  ЗП-609

 

Подпись студента __________ Дата сдачи работы «___» __________200__ г.

 

Нормоконтролер __________________________ _______________

Ф.И.О.                    подпись

«___» __________ 200__ г.

 

Работа принята для передачи на аттестацию _________________   _________________ Ф.И.О. ответственного лица, должность       подпись

«___» __________ 200__ г.

 

Оценка _______________ Преподаватель-экзаменатор АЦ _______________ ______________

Ф.И.О.                                     подпись

«___» __________ 200__ г.

 

 

Содержание

 

Введение…………………………..………………………………………………………3

1 Теоретическое обоснование профессионально важных качеств личности студента…………………………………..……………………………………………...5

    1. Развитие профессионально важных качеств личности студента………...…...…5
    2. Требования к студентам, обучающимся в ВУЗе для развития профессиональных качеств……………………………………………………………….9

2 Эмпирическое  исследование критериев оценки  продуктивности уровня профессиональной  деятельности психолога………………………………………..13

2.1 Практическая этика  в профессиональной деятельности  практического психолога…………………………………………………………………………………13

2.2 Обоснование замысла  исследования………………………………………..……...19

2.3 Организация и ход  исследования……………………………………………..…….20

2.4 Результаты исследования  и их обсуждение……………………………………..…21

Заключение………………………………………………………………..………….....24

Глоссарий………………………………………………………………………….…….26

Список использованных источников…………………………………………….….28

Приложения………………………………………………………………………….….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В связи с расширением сферы услуг в области практической психологии актуальной является проблема качества профессионвльной подготовки психолога. Работа посвящена профессиональной деятельности психолога-консультанта, изучению его коммуникативных способностей, поскольку именно процессы коммуникации, общения являются ведущими и во многом определяют успешность профессиональной психологической деятельности.

Практика сегодняшнего дня такова, что существует множество научных психологических изданий, в которых исследуются личностные особенности психолога, критерии эффективности практической работы психодиагностики, рассматриваются проблемы эффективности психологической коррекции, а также консультативной работы практического психолога (Г.С.Абрамова, Ю.Б.Алешина, Р.С.Немов, Е.И.Рогов и другие), однако остается нераскрытым вопрос определения критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога.

Актуальность темы нашего исследования определяется тем, что критерий дает возможность регулирования, в данном случае коррекции и развития уровня коммуникативных способностей как у студентов, так и у работающих психологов. Критерии оценки коммуникативной деятельности позврляют облегчить и сделать более точным отбор абитуриентов на факультет психологии.

Исходя из вышеизложенного, нами была определена цель: изучить и обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

В качестве объекта исследования выступает профессиональная коммуникативная деятельность психолога. Предметом исследования является влияние психологических средств общения с клиентом на успешность достижения целей консультирования.

В исследовании была выдвинута гипотеза: критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта могут быть выявлены посредством изучения и обобщения, имеющихся в опубликованных научных исследованиях данных, а также путем анализа специально разработанных анкет, на которые отвечали продуктивно работающие психологи-консультанты. Для проверки данной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

- провести анализ основных  подходов к исследованию коммуникативной  деятельности психолога-консультанта;

- рассмотреть особенности  профессиональной деятельности  психолога;

- сформулировать понятие  продуктивной деятельности;

- сформулировать понятие  коммуникативной компетентности;

- рассмотреть общее и  различия во взглядах на процесс  психологического консультирования  у разных авторов;

- теоретически изучить, обобщить  и обосновать перечень возможных  критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта;

- разработать анкету для изучения возможных критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта;

- провести сравнительный  анализ полученных данных;

- обобщить результаты  теоретического исследования и  эмпирических данных и вывести  критерии оценки продуктивности  коммуникативной деятельности психолога.

Реализация поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы исследования осуществлялись с помощью методов:

- моделирования (составление  и теоретический анализ модели  «идеального» психолога-эталона);

- анкетирования, направленного  на эмпирическое исследование  критериев оценки продуктивности  коммуникативной деятельности психолога-консультанта;

- метода экспертных оценок, где независимыми экспертами высиупают практикующие психологи, которые отвечают на вопросы анкеты;

- беседы;

- интервью.

1 Теоретическое обоснование профессионально важных качеств личности студента

 

1.1 Развитие профессионально важных качеств личности студента

 

Профессионально важные качества (ПВК) – особенности человека, влияющие на эффективность его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). Они являются предпосылкой профессиональной деятельности и в то же время сами совершенствуются, шлифуются в трудовом процессе.

Ведущие элементы в структуре ПВК специалиста – его профессиональные способности (индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения). Они не сводятся к конкретным знаниям, умениям, навыкам, приемам, а формируются на основе анатомо-физиологических особенностей человека, задатков.

Успешная деятельность, как правило, определяется своеобразным сочетанием способностей, характеризующим данную личность. Поэтому профессиональные навыки зависят и от зрелости личности, системы ее отношений.

Способности, деятельность, личность постоянно в жизни человека  меняются местами, выступая то причиной, то следствием. В литературе по психологии  отмечается, что личность осуществляет выбор профессии, соответствующей ее умениям, сложившимся в предыдущем опыте деятельности. Она может переходить от одного вида занятий к другому, развивая разные способности, сочетая их. При изменении задач, усложнении условий деятельности в нее смогут включаться разнообразные системы способностей. Потенциальные способности – основа новых видов деятельности, ибо она поднимается до уровня способностей. Таким образом, профессиональные навыки являются и условием и результатом деятельности, профессионального типа личности.

Соответственно развитие ПВК в процессе обучения, прежде всего, должно быть ориентировано на совершенствование личностных характеристик будущего специалиста. В качестве образца личности молодого специалиста предлагается использовать модель, содержанием которой является формирование социально активной, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самому себе, жизнеспособной индивидуальности.

Один из возможных путей реализации данной задачи – тенденция на гуманизацию образования (развитие профессионально значимых личностных качеств обучаемых за счет соединения процессов усвоения знаний и их смыслового наполнения), которая сочетает в себе обучение как процесс овладения знаниями и воспитание как процесс достижения личностных изменений в человеке.

Основным средством данной тенденции является гуманитарное знание, реализуемое в рамках так называемой гуманитарной познавательной парадигмы. В науке она представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической позиции, вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни. Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям.

В рамках данного подхода гуманитарное знание связывается, в первую очередь, с поиском ответа на вопросы о смысле человеческого существования. Логика данного познания допускает возможность перехода от факта к его смыслу, от вещи к  ее ценности, от объяснения к пониманию. Понимание как один из основных способов познания, предполагающий заинтересованное отношение субъекта, своеобразное его вживание в изучаемую реальность. Оно в отличие от естественно - научного знания предполагает соучастие, сопереживание, сочувствие другому.

Гуманитарная парадигма совершенно необходима в человековедческих сферах и особенно в педагогической деятельности¹. «Живое знание» отличается от «мертвого» или «ставшего» тем, что оно не может быть усвоено, оно должно быть построено, причем так, как строится живой образ, живое слово, живое движение.

________________________________________

¹ Реализация гуманитарной парадигмы в психолого-педагогической науке нашла свое выражение в концепции В.П.Зинченко «Живое знание».

В живом знании слиты значение и  личностный, аффективно окрашенный смысл. Понятие смысла выражает укоренение индивидуального сознания в бытии человека, а понятие значения – его подключенность к сознанию общественному, к культуре.

Основным источником динамизма образования автор считает развивающееся знание как предмет деятельности преподавателя и обучаемого. По его мнению, главным в перспективе развития образования должно стать живое знание, которое не является оппозицией научному, программному знанию, а опирается на него, служит его предпосылкой и итогом. Оно включает не только знание о чем-либо, но и чего-либо. В.П.Зинченко представляет его как своего рода интеграл, содержащий: знание до знания (предзнаковые формы знания, мироощущение, неконцептуализируемые образы мира); знание как таковое; знание о знании (отрефлексированные формы знания); незнание; незнание своего незнания – источник безрассудства, дерзости, самонадеянности; знание о незнании – источник жажды знания, начало мудрости; тайна – эмоциональное переживание незнания некоторого знания. Центральная роль при этом отводится мотивам человека, которые дают возможность не только приспосабливаться к среде, но и реализовывать рост конструктивного начала человеческого «Я».

Введение гуманитарного знания в педагогический процесс подготовки специалистов связано с преодолением противоречия между ценностями будущей профессиональной деятельности и человеческой самореализации. Профессионализм всегда предполагает определенную ограниченность развития личности кругом задач, решаемых в процессе данного вида деятельности. В то же время в жизни каждого человека возможны обстоятельства, требующие перехода от ролевых отношений к личностно-смысловым. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда перед личностью возникает проблемно-конфликтная ситуация, разрешить которую с помощью ранее усвоенных стереотипов социального поведения представляется затруднительным. И тогда от человека требуется повышенная способность к ориентировке в сложной системе ее смыслообразующих мотивов и личностных смыслов. Именно в подобных положениях свободного выбора личность особенно рельефно проявляется как субъект деятельности.

Проблему постижения будущим специалистом смысла профессиональной деятельности многие исследователи связывают с личностным ростом студентов, который рассматривается как позитивные изменения человека в реальных формах активности, вызванные интересами и потребностями профессионально значимого совершенствования. Существующая система подготовки студентов не считает личностный рост самостоятельным направлением работы. Вместе с тем расширение возможностей психологической практики делает актуальной задачу психологического сопровождения личностного роста студентов в ходе обучения. В качестве структурных элементов этого процесса надо рассмотреть следующие шаги¹.

1. Самопознание. Для успешной  организации личностного роста  студенту необходимо уяснить  для себя свои возможности, сильные  и слабые стороны, т.е. необходимо  самопознание, включающее самонаблюдение, самосознание, самоотношение, самоанализ, самооценку.

2. Самопобуждение. Предлагается  использовать методы, способствующие  склонности к профессиональному  и личностному саморазвитию: самокритика, самостимулирование, волевые приемы.

3. Программирование профессионального  и личностного роста. Переход от потребности к реальной деятельности предполагает формулирование целей и задач, определение путей, средств и методов этой деятельности.

4. Самореализация. Ее техника  содержит приемы организационно-управленческого  характера, интеллектуального развития, саморегуляции психических состояний.

Принципиальное отличие данной психологической  технологии от теории и практики самовоспитания в том, что на всех этапах деятельность студента и практического психолога неотделима.

Информация о работе Развитие профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в вузе