Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие самооценки и изучить ее место в структуре самосознания;
2. определить роль семейного воспитания в развитии самооценки у ребенка младшего школьного возраста, в зависимости от стиля семейного воспитания;
3. проанализировать методики изучения самооценки и игр, которые способствуют развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания
1.1. Понятие самооценки. Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии и педагогике.
1.2. Факторы, влияющие на формирование самооценки в младшем школьном возрасте.
1.3. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста.
Глава II. Роль семейного воспитания в развитии самооценки у ребенка
2.1. Понятие семьи и семейных отношений.
2.2. Стили семейного воспитания
2.3. Влияние семейного воспитания на формирование самооценки младшего школьника
Глава III Анализ методик изучения и развития самооценки в младшем школьном возрасте
3.1 Обзор методик психолого-педагогического исследования самооценки младшего школьника
3.2 Игры, способствующие развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (чистовик).docx

— 82.12 Кб (Скачать файл)

Самооценка  относится  к тому, какое мнение составляет о себе человек, включая степень  самоуважения и самопринятия. Самооценка отражает чувства личной ценности и компетентности, которые люди связывают со своими Я-концепциями. Потребности в оценке исследовались А. Маслоу, описавшем способы, которыми самооценка связана с процессом становления самоактуализирующейся личности. Согласно Маслоу, все люди обладают потребностью или стремлением к стабильному и прочному ощущению собственной ценности или самоуважению, и они нуждаются в такой оценке как от самих себя, так и со стороны окружающих [30,138].

А. Адлер разработал свою теорию личности, опираясь преимущественно  на понятия мотивирующей силы первичной  неполноценности и компенсации. Адлер не рассматривал этот процесс  в негативном аспекте; он утверждал, что каждый человек развивает  уникальную личность в стремлении преодолеть реальные или воспринимаемые несоответствия [30,195].

К. Хорни тоже писала о предпосылках самооценки.  Она считала, что дети, лишенные родительской любви, принятия и одобрения, склонны развивать группу ненасыщаемых потребностей (которую она рассматривала как невротическую). Было доказано, что любовь, тепло и принятие крайне важны в плане развития высокой самооценки. Это ощущение доверия становится важным гарантом против тревоги в противостоянии окружающему миру, обеспечивая ребенку чувство базовой безопасности, необходимое при столкновении с требованиями окружения. В своем исследовании базовых компонентов самооценки С. Куперсмит обнаружил, что высокая самооценка является результатом родительского принятия, установления определенных ограничений и предоставления субъекту свободы действия в пределах этих реалистических ограничений. В итоге решающим для формирования самооценки  фактором оказалось качество и количество родительского внимания и принятия, получаемого в детстве [30,208].

Рассмотрев вышеизложенные точки зрения, можно сделать вывод, что самооценка дает возможность  чувствовать себя способным справиться с поставленными жизненными задачами и иметь право быть счастливым.

От самооценки человека зависит  характер его общения, отношения  с другими людьми, успешность его  деятельности, дальнейшее развитие его  личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и  возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как  уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни  и к выполнению которых считает  себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его  самооценки ярко выявляются в различных  ситуациях выбора, как в трудных  жизненных ситуациях, так и в  повседневной деятельности.

Становление самооценки как  механизма произвольной психической  саморегуляции связано с усилением процессов самосознания и одновременно с их свертыванием, которое обеспечивается нарастанием автоматизма в их функционировании. Самооценка выступает условием и средством становления таких итоговых образований самосознания, какими выступают «образ Я» и «Я-концепция». [17,73].

«Я-концепция» отражает тот уровень развития знаний субъекта о себе, на котором они функционируют как сложившаяся, иерархическая, организованная, относительно устойчивая система. Система, представляющая собой константный компонент самосознания, определяющий специфику восприятия личностью окружающего мира, ее общее отношение к себе.

Рефлексивные действия занимают особую роль в механизме становления самооценки. Именно рефлексия позволяет человеку наблюдать себя в свете собственных чувств, внутренне дифференцировать «Я» действующее, рассуждающее, оценивающее.

Рефлексия наделяет самооценку обратной связью, благодаря которой  субъект может оценивать намеченную цель с точки зрения перспектив успеха, корректировать ее с учетом различных  норм, чувствовать себя ответственным  за возможные результаты, продумывать  их последствия для себя и окружающих. Посредством рефлексивных действий субъект осознанно выдвигает  цели деятельности и поведения, строит программы их осуществления, осмысливает  свои потребности в системе принятых ценностей, трансформирует заданное извне  в личностно значимое, прогнозирует последствия совершаемых действий и поступков.

Из выше изложенного следует, что высокий уровень самооценки мы должны соотносить с наличием у  субъекта умения обосновывать ее, актуализировать  используемые средства ее обеспечения.

Мотивы, эмоциональные импульсы, побуждающие человека действовать  во имя своих представлений о  себе, также многообразны. Стремление к положительному образу «Я» –  один из главных мотивов человеческого  поведения. Люди всегда предпочитают высокое  самоуважение низкому, ясные, кристаллизованные  образы – расплывчатым, неопределенным, устойчивые – изменчивым, последовательные- непоследовательным, уверенность в себе – неуверенности и т.д. отношение человека к себе никогда не бывает безразлично – нейтральным, незаинтересованным, причем эмоциональная тональность, направленность (является ли она положительной либо отрицательной) и интенсивность, сила этих чувств пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности. Самый устойчивый и, возможно, сильнейший мотив такого рода – самоуважение. Второй специфический мотив – чувство «постоянства Я», побуждающее индивида поддерживать и охранять устойчивость однажды сложившейся «схемы самости», даже если она не вполне удовлетворительна. Взаимодействие этих двух мотивов стало в последние годы предметом специальных экспериментальных исследований. [17,75].

 

1.2. Факторы,  влияющие на формирование самооценки  в младшем школьном возрасте.

Самооценка оказывает  существенное влияние на эффективность  деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в  себе, позволяет успешно ставить  и достигать целей в карьере, личной жизни, творчестве, придаёт такие  полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. [27,7]

 Формирование самооценки  связано с активными действиями  ребёнка, с самонаблюдением и  самоконтролем. Игра, занятия, общение  постоянно обращают его внимание  на самого себя, ставят его  в ситуацию, когда он должен  как-то отнестись к себе –  оценить свои умения что-то  делать, подчиняться определённым  требованиям и правилам, проявлять  те или иные качества личности.

 Рассмотрим основные  факторы, непосредственно влияющие  на формирование самооценки младшего  школьника.

  1. Мнение родителей, стиль домашнего воспитания.

Семейные условия, включая  социальные условия,  
род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной  
мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного,  
целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка  
воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия  
накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. 
Нет практически ни одного социального и психологического аспекта  
поведения детей, который не зависел бы от их семейных  
условий в настоящем или в прошлом.  Поэтому, традиционно считается, что самооценка формируется в результате оценки значимыми другими результатов деятельности и поведения ребенка. То есть, ребенок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания ребенка в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. [18,63]

На становление самооценки младшего школьника большое влияние  оказывает стиль воспитания в  семье, принятые в ней ценности.

Дети с завышенной самооценкой  воспитываются по принципу «кумира» семьи, в обстановке всеобщего поклонения.

Дети с заниженной самооценкой  не имеют с родителями доверительных  отношений, не чувствуют их эмоционального участия. Они либо пользуются большой  свободой, которая, по сути, является результатом  бесконтрольности, следствием равнодушия родителей к детям, либо испытывают чрезмерное ущемление собственной  свободы со стороны родителей, подвергаясь  их жесткому ежедневному контролю, негативной критике.

В семьях, где дети имеют  адекватную высокую или адекватную устойчивую самооценку, внимание к  личности ребенка сочетается с достаточной  требовательностью, родители не прибегают  к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает [15,25].

Родители задают исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний ребенка в  значительной мере определяется семейными  ценностями. У ребенка культивируются те качества, которые больше всего  заботят родителей: поддержание  престижа, послушание, высокая успеваемость. Уровень притязаний ребенка, родителей  по отношению к ребенку и его  потенциальные возможности зачастую не совпадают, порождая переживания, снижение уровня мотивации, что может нанести  ущерб личности школьника.

Таким образом, для формирования объективной и содержательной самооценки младшего школьника учителю необходимо осуществлять целенаправленную работу с родителями.

2. Наличие (отсутствие) навыков  учебной деятельности, оценка учителя.

Учебная деятельность –  основная для младшего школьника, и  если в ней он не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения и, описывая качества наиболее популярных сверстников, указывают в первую очередь на ум и знания, по мнению А.В. Захаровой. Школьная жизнь требует от ребёнка  умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком  школьной жизни, с действиями и желаниями  одноклассников. Осознание этой новой  позиции вызывает перестройку отношения  ребёнка ко многому в его повседневной жизни.

[26,99]

В формировании самооценки младшего школьника огромную роль выполняют  оценочные воздействия учителя. Роль данных воздействий на формирование самооценки школьников раскрываются в  ряде исследований Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.И. Липкина. Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношения школьников к педагогической оценке, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития. Даже отрицательная оценка (заслуженная) оценка более полезна для самооценки чем «неопределенная оценка». Поступление в школу ставит ребёнка в новое положение в семье, среди окружающих и изменяет их отношения к нему. В его жизни возникают новые явления: он каждый день учится, усваивает новые знания, овладевает навыками письма, счёта. Большое влияние на него оказывает учитель, который даёт знания. Учитель в жизни младшего школьника занимает особое место.

Оценка учителя является для младших школьников основным мотивом и мерилом их усилий, стремление к успеху. Важно, чтобы учитель  в пример детям ставил не других детей, а результаты их собственной  работы прежде и теперь используя  приём сравнения для показа ученику  его собственного, пусть даже очень  малого продвижения вперёд по сравнению  со вчерашним днём. Он укрепляет  и поднимает и поднимает доверие  ученика к себе, к своим возможностям. Л.Ю. Фомина отмечает: «Опытный учитель  не захваливает отличников, особенно тех, кому высокие результаты достаются  без особого труда, а поощряет малейшие продвижения в учении слабого, но старательного ученика» [26,100].

Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей, младший  школьник оценивает себя – в отношении  всего того, что связано со школой. Это не значит, что его оценки правильны – часто бывает и  наоборот. Оценка себя скорее говорит  о желаниях ребёнка, чем о действительном положении дел. Новая роль ребёнка  предъявляет особые требования к  его повседневной жизни. Младшего школьника  волнуют замечания учителя, и  он старается приложить усилия для  того, чтобы их не было.

Для развития адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создавать в классе атмосферу  психологического комфорта и поддержки. Оценивая работу учеников, учитель  должен не просто ставить отметку, а  давать соответствующие пояснения, доносить свои положительные ожидания до каждого ученика, создавать положительный  эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке [19,42].

3. Оценка товарищей и межличностные отношения.

Третьим фактором, оказывающим  большое влияние на развитие самооценки, являются межличностные отношения. Процесс развития человеческой личности не прекращается в течение всей жизни. Самооценка так же формируется в  течение всей жизни человека, обогащаясь приобретенным опытом человека как в общении с другими людьми, так по отношению к себе. Межличностное общение имеет в этой связи колоссальное значение. Дефицит общения порождает недоразвитие оценочных способностей, далее по цепочке – отклонения в характере самооценке. Здесь кроется опасная причина неадекватной самооценки – человек не то, что не хочет видеть свои недостатки, он просто не умеет их видеть. Общение помогает человеку увидеть свои плюсы и минусы, формирует и корректирует самооценку.

Для ребенка очень важно  не просто общение, а общение со взрослыми. Благожелательное отношение к ребенку со стороны взрослых является одним из главных условий его развития. [11,95].

4. Собственный жизненный  опыт

Информация о работе Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье