Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:49, курсовая работа
Цель работы: изучить развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие самооценки и изучить ее место в структуре самосознания;
2. определить роль семейного воспитания в развитии самооценки у ребенка младшего школьного возраста, в зависимости от стиля семейного воспитания;
3. проанализировать методики изучения самооценки и игр, которые способствуют развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.
Введение
Глава I. Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания
1.1. Понятие самооценки. Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии и педагогике.
1.2. Факторы, влияющие на формирование самооценки в младшем школьном возрасте.
1.3. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста.
Глава II. Роль семейного воспитания в развитии самооценки у ребенка
2.1. Понятие семьи и семейных отношений.
2.2. Стили семейного воспитания
2.3. Влияние семейного воспитания на формирование самооценки младшего школьника
Глава III Анализ методик изучения и развития самооценки в младшем школьном возрасте
3.1 Обзор методик психолого-педагогического исследования самооценки младшего школьника
3.2 Игры, способствующие развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте
Используемая литература
Самооценка относится к тому, какое мнение составляет о себе человек, включая степень самоуважения и самопринятия. Самооценка отражает чувства личной ценности и компетентности, которые люди связывают со своими Я-концепциями. Потребности в оценке исследовались А. Маслоу, описавшем способы, которыми самооценка связана с процессом становления самоактуализирующейся личности. Согласно Маслоу, все люди обладают потребностью или стремлением к стабильному и прочному ощущению собственной ценности или самоуважению, и они нуждаются в такой оценке как от самих себя, так и со стороны окружающих [30,138].
А. Адлер разработал свою теорию личности, опираясь преимущественно на понятия мотивирующей силы первичной неполноценности и компенсации. Адлер не рассматривал этот процесс в негативном аспекте; он утверждал, что каждый человек развивает уникальную личность в стремлении преодолеть реальные или воспринимаемые несоответствия [30,195].
К. Хорни тоже писала о предпосылках самооценки. Она считала, что дети, лишенные родительской любви, принятия и одобрения, склонны развивать группу ненасыщаемых потребностей (которую она рассматривала как невротическую). Было доказано, что любовь, тепло и принятие крайне важны в плане развития высокой самооценки. Это ощущение доверия становится важным гарантом против тревоги в противостоянии окружающему миру, обеспечивая ребенку чувство базовой безопасности, необходимое при столкновении с требованиями окружения. В своем исследовании базовых компонентов самооценки С. Куперсмит обнаружил, что высокая самооценка является результатом родительского принятия, установления определенных ограничений и предоставления субъекту свободы действия в пределах этих реалистических ограничений. В итоге решающим для формирования самооценки фактором оказалось качество и количество родительского внимания и принятия, получаемого в детстве [30,208].
Рассмотрев вышеизложенные точки зрения, можно сделать вывод, что самооценка дает возможность чувствовать себя способным справиться с поставленными жизненными задачами и иметь право быть счастливым.
От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности.
Становление самооценки как механизма произвольной психической саморегуляции связано с усилением процессов самосознания и одновременно с их свертыванием, которое обеспечивается нарастанием автоматизма в их функционировании. Самооценка выступает условием и средством становления таких итоговых образований самосознания, какими выступают «образ Я» и «Я-концепция». [17,73].
«Я-концепция» отражает тот уровень развития знаний субъекта о себе, на котором они функционируют как сложившаяся, иерархическая, организованная, относительно устойчивая система. Система, представляющая собой константный компонент самосознания, определяющий специфику восприятия личностью окружающего мира, ее общее отношение к себе.
Рефлексивные действия занимают особую роль в механизме становления самооценки. Именно рефлексия позволяет человеку наблюдать себя в свете собственных чувств, внутренне дифференцировать «Я» действующее, рассуждающее, оценивающее.
Рефлексия наделяет самооценку
обратной связью, благодаря которой
субъект может оценивать
Из выше изложенного следует, что высокий уровень самооценки мы должны соотносить с наличием у субъекта умения обосновывать ее, актуализировать используемые средства ее обеспечения.
Мотивы, эмоциональные импульсы, побуждающие человека действовать во имя своих представлений о себе, также многообразны. Стремление к положительному образу «Я» – один из главных мотивов человеческого поведения. Люди всегда предпочитают высокое самоуважение низкому, ясные, кристаллизованные образы – расплывчатым, неопределенным, устойчивые – изменчивым, последовательные- непоследовательным, уверенность в себе – неуверенности и т.д. отношение человека к себе никогда не бывает безразлично – нейтральным, незаинтересованным, причем эмоциональная тональность, направленность (является ли она положительной либо отрицательной) и интенсивность, сила этих чувств пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности. Самый устойчивый и, возможно, сильнейший мотив такого рода – самоуважение. Второй специфический мотив – чувство «постоянства Я», побуждающее индивида поддерживать и охранять устойчивость однажды сложившейся «схемы самости», даже если она не вполне удовлетворительна. Взаимодействие этих двух мотивов стало в последние годы предметом специальных экспериментальных исследований. [17,75].
1.2. Факторы,
влияющие на формирование
Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, личной жизни, творчестве, придаёт такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. [27,7]
Формирование самооценки
связано с активными
Рассмотрим основные
факторы, непосредственно
Семейные условия, включая
социальные условия,
род занятий, материальный уровень, образование
родителей, в значительной
мере предопределяют жизненный путь ребенка.
Кроме сознательного,
целенаправленного воспитания, которое
дают ему родители, на ребенка
воздействует вся внутренняя атмосфера,
причем эффект этого воздействия
накапливается с возрастом, преломляясь
в структуре личности.
Нет практически ни одного социального
и психологического аспекта
поведения детей, который не зависел бы
от их семейных
условий в настоящем или в прошлом.
Поэтому, традиционно считается, что самооценка
формируется в результате оценки значимыми
другими результатов деятельности и поведения
ребенка. То есть, ребенок видит себя глазами
близких взрослых, его воспитывающих.
Если оценки и ожидания в семье не соответствуют
возрастным и индивидуальным особенностям
ребенка, его представление о себе кажутся
искаженными.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания ребенка в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. [18,63]
На становление самооценки младшего школьника большое влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности.
Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу «кумира» семьи, в обстановке всеобщего поклонения.
Дети с заниженной самооценкой не имеют с родителями доверительных отношений, не чувствуют их эмоционального участия. Они либо пользуются большой свободой, которая, по сути, является результатом бесконтрольности, следствием равнодушия родителей к детям, либо испытывают чрезмерное ущемление собственной свободы со стороны родителей, подвергаясь их жесткому ежедневному контролю, негативной критике.
В семьях, где дети имеют адекватную высокую или адекватную устойчивую самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает [15,25].
Родители задают исходный
уровень притязаний ребенка - то, на
что он претендует в учебной деятельности.
Уровень притязаний ребенка в
значительной мере определяется семейными
ценностями. У ребенка культивируются
те качества, которые больше всего
заботят родителей: поддержание
престижа, послушание, высокая успеваемость.
Уровень притязаний ребенка, родителей
по отношению к ребенку и его
потенциальные возможности
Таким образом, для формирования объективной и содержательной самооценки младшего школьника учителю необходимо осуществлять целенаправленную работу с родителями.
2. Наличие (отсутствие) навыков учебной деятельности, оценка учителя.
Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и если в ней он не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения и, описывая качества наиболее популярных сверстников, указывают в первую очередь на ум и знания, по мнению А.В. Захаровой. Школьная жизнь требует от ребёнка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Осознание этой новой позиции вызывает перестройку отношения ребёнка ко многому в его повседневной жизни.
[26,99]
В формировании самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные воздействия учителя. Роль данных воздействий на формирование самооценки школьников раскрываются в ряде исследований Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.И. Липкина. Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношения школьников к педагогической оценке, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития. Даже отрицательная оценка (заслуженная) оценка более полезна для самооценки чем «неопределенная оценка». Поступление в школу ставит ребёнка в новое положение в семье, среди окружающих и изменяет их отношения к нему. В его жизни возникают новые явления: он каждый день учится, усваивает новые знания, овладевает навыками письма, счёта. Большое влияние на него оказывает учитель, который даёт знания. Учитель в жизни младшего школьника занимает особое место.
Оценка учителя является
для младших школьников основным
мотивом и мерилом их усилий, стремление
к успеху. Важно, чтобы учитель
в пример детям ставил не других
детей, а результаты их собственной
работы прежде и теперь используя
приём сравнения для показа ученику
его собственного, пусть даже очень
малого продвижения вперёд по сравнению
со вчерашним днём. Он укрепляет
и поднимает и поднимает
Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей, младший школьник оценивает себя – в отношении всего того, что связано со школой. Это не значит, что его оценки правильны – часто бывает и наоборот. Оценка себя скорее говорит о желаниях ребёнка, чем о действительном положении дел. Новая роль ребёнка предъявляет особые требования к его повседневной жизни. Младшего школьника волнуют замечания учителя, и он старается приложить усилия для того, чтобы их не было.
Для развития адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. Оценивая работу учеников, учитель должен не просто ставить отметку, а давать соответствующие пояснения, доносить свои положительные ожидания до каждого ученика, создавать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке [19,42].
3. Оценка товарищей и межличностные отношения.
Третьим фактором, оказывающим большое влияние на развитие самооценки, являются межличностные отношения. Процесс развития человеческой личности не прекращается в течение всей жизни. Самооценка так же формируется в течение всей жизни человека, обогащаясь приобретенным опытом человека как в общении с другими людьми, так по отношению к себе. Межличностное общение имеет в этой связи колоссальное значение. Дефицит общения порождает недоразвитие оценочных способностей, далее по цепочке – отклонения в характере самооценке. Здесь кроется опасная причина неадекватной самооценки – человек не то, что не хочет видеть свои недостатки, он просто не умеет их видеть. Общение помогает человеку увидеть свои плюсы и минусы, формирует и корректирует самооценку.
Для ребенка очень важно не просто общение, а общение со взрослыми. Благожелательное отношение к ребенку со стороны взрослых является одним из главных условий его развития. [11,95].
4. Собственный жизненный опыт
Информация о работе Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье