Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие самооценки и изучить ее место в структуре самосознания;
2. определить роль семейного воспитания в развитии самооценки у ребенка младшего школьного возраста, в зависимости от стиля семейного воспитания;
3. проанализировать методики изучения самооценки и игр, которые способствуют развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания
1.1. Понятие самооценки. Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии и педагогике.
1.2. Факторы, влияющие на формирование самооценки в младшем школьном возрасте.
1.3. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста.
Глава II. Роль семейного воспитания в развитии самооценки у ребенка
2.1. Понятие семьи и семейных отношений.
2.2. Стили семейного воспитания
2.3. Влияние семейного воспитания на формирование самооценки младшего школьника
Глава III Анализ методик изучения и развития самооценки в младшем школьном возрасте
3.1 Обзор методик психолого-педагогического исследования самооценки младшего школьника
3.2 Игры, способствующие развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (чистовик).docx

— 82.12 Кб (Скачать файл)

Во время обсуждения можно  спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно выяснить, что приятнее – дарить хорошие  слова другим или получать их самому. Чаще всего дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий  может обратить их внимание на тех, кто совсем не получал карточек или  получал их совсем мало. Обычно эти  дети признаются, что они с удовольствием  дарили карточки, но им бы тоже хотелось получить такие подарки. Как правило, при повторном поведении игры «отверженных» детей не остаётся.

 

Игра «Скульптура»

  Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.

  Дети разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – скульптура. По заданию взрослого (или ребёнка-ведущего) скульптор лепит из «глины» скульптуру:

- ребёнка, который ничего  не боится;

- ребёнка, который всем  доволен;

- ребёнка, который выполнил  сложное задание.

 Темы для скульптур  может предлагать взрослый, а  могут – сами дети. Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую – нет.

 

Игра "Имя"

Можно предложить ребенку  придумать себе имя, которое он хотел  бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы  его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто  отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой  или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

 

Игра "Проигрывание ситуаций"

Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные  способы поведения и использовать их в реальной жизни.

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни  ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или  другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

- Ты участвовал в соревновании  и занял первое место, а твой  друг был почти последним. Он  очень расстроился, помоги ему  успокоиться. 

- Мама принесла 3 апельсина,  тебе и сестре (брату), как ты  поделишь их? Почему?

- Ребята из твоего класса играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?

 

Игра "Жмурки"

Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические "Жмурки" (с завязанными глазами "жмурка" ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.

 

Игра "Зеркало"

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими  детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его  движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать  себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в " Прятки", и в "Магазин", и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Данная работа обращена к  весьма актуальной проблеме – Развитию самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье.

В результате проведения теоретического анализа были получены данные, которые  позволяют сделать вывод о  том, что на самооценку ребенка оказывают  влияние многие факторы, но самое  главное – это семья.

 Семья  задает ребенку  систему ценностей, из которой  он выносит для себя информацию  о собственной значимости. Семья  влияет на развитие самооценки, так и уровня притязаний, и чем менее благоприятные отношения в семье, тем чаще у детей развиваются нарушения по линии самооценки. Самооценка ребенка младшего школьного возраста, формируясь в семье,  учебной деятельности и процессе общения, может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на возникновение других особенностей личности. Устойчивая адекватная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.

Выводы

1. Проанализированы теоретические  подходы в контексте изучаемой      проблемы исследования.

2. Выявлены факторы, влияющие на формирование самооценки и особенности самооценки младших школьников.

3. Изучены роль и влияние семейного воспитания в развитии самооценки у ребенка младшего школьного возраста

4. Проведен обзор методик психолого-педагогического исследования самооценки и игр, способствующих развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте

  В результате теоретического анализа были получены данные, по которым мы можем сказать, что на самооценку ребенка оказывают влияние многие факторы, но самое главное – это семья.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных  со здоровьем, трудностей с обучением  в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение  детско-родительских отношений ведет  к формированию различных психологических  проблем и комплексов.

Самооценка влияет не только на отношение человека к жизни, на его сферу интересов и будущие  перспективы, но и на отношение окружающих. Проявляясь в манере себя вести, разговаривать, самооценка часто затмевает реальные достоинства и недостатки человека.

Подводя итоги выполненной  мной работы, я убедились в том, что семья играет решающую роль в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.

Семья является тем ядром, которое закладывает основание  в развитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяет  возможности, потенциал младшего школьника. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми. Дружеское  взаимодействие, оказание поддержки и понимания своему ребёнку, семейный поиск путей и способов в реализации всего этого будет действующим ресурсом в воспитании ребёнка.

Из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что на развитие самооценки младшего школьника,  безусловно,  важным является семейное воспитание.

Важность младшего школьного  возраста определяется тем, что в  нем закладываются основы и намечаются общие направления, формирование моральных  и социальных установок личности.

Самооценка младшего школьника  динамична и в то же время имеет  тенденцию к устойчивости, переходит  в дальнейшем во внутреннюю позицию  личности, становится мотивом поведения. Когда ребенок подрастает, попадает в школу и движется дальше от семьи, он испытывает на себе много чужих  влияний, которые тоже отражаются на его самооценке. Это отношение  учителей, мнения ровесников, возникающие  новые авторитеты (реальные люди, герои  книг или фильмов, музыкальные исполнители, веяния моды).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Акимова Г. Как помочь  своему ребёнку. – М.: У-Фактория, 2006. 

2. Ананьев Б.Г. Человек,  как предмет познания. Л; 1978.

3. Аркушенко А., Ларина О. Психология развития и возрастная психология. –    М.: Эксмо, 2008.

4.. Аспер К. Внутренний ребёнок и самооценка. – М.: Добросвет, 2008.

5. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2005. – 395 с.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

7. Бранден Н. Мощь самооценки. - Киев, 2005. – 396 с.

8. Букин А. Родительская школа. – М.: АСТ, 2007.

9.  Волков Б.С. Психология младшего школьника. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

10. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

11. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей. – М.: Сфера, 2009. 

12.  Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 2006. – 499 с.

13. Костяк Т.В. Тревожный ребёнок. Младший школьный возраст. – М.: Академия, 2008. 

14. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития – М., Эксмо, 2009. – 176с. 

15. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М., 1999

16. Краткий психологический словарь, под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского, Ростов-Д., 1998, с.270

17.  Липкина А.И. Самооценка // Большая Советская Энциклопедия. – М., 2004. – 698 с.

18. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. – П.: Питер, 2009.

19. «Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие» Е.Н.Юрасова, И.А. Можаровская, Л.Г. Жедунова, Н.Н. Посысоев, М., Владос, 2004. – 420с.

20. Островская Л. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М, 1990.

21. Петровский А.В. Теоретическая психология. - М., Новая школа, 2006. – 485 с.

22. Райнпрехт Х. Воспитание без ограничений. М., 2000, с.290

23. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании». Часть 2 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.

24. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Педагогика, 1973.

25.  Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 2006. – 254 с.

26. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы технологии: учебное пособие для студ. сред. пед.учеб.заведений / И.Б. Котова Е.Н. Шинянов Т. И Бабаева / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: «Академия». – 1998. –512 с.

27. Феннел М. Как повысить самооценку. – М.: АСТ, 2005.

28. Философский словарь, под ред. И.Т.Фролова, М., 1980, с.326

29. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произв. М.: Просвещение, 1989.

30. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. – СПб.: Питер Ком,  1997. – 697с.

31. Шевцова И.В. Работа психолога с родителями. Коррекция родительских отношений. - М., 2000. – 390 с.

32. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект; Трикста, 2008. – 736 с.

33. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4- е   изд . – СПб.: питер, 2008. – 672   с .

 


Информация о работе Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье