Развитие самосознания в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является развитие самосознания детей в подростковом возрасте.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) Провести анализ теоретических подходов, характеризующих психологические особенности подросткового возраста;
2) раскрыть сущность, структуру, особенности развития самосознания подростков;
3) изучить особенности самосознания детей в подростковом возрасте;
4) спланировать и реализовать формирующий эксперимент по развитию самосознания детей в подростковом возрасте;
5) провести анализ результатов формирующего эксперимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6
1.2. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 10
1.3. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКА 17
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 24
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.2. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая итог.docx

— 173.53 Кб (Скачать файл)

Наличие расхождений между знаком эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик и видом самооценки идентичности (например, качество «добрый» оценивается человеком, как «-») может говорить о существовании у клиента особой системы эмоциональной оценки личностных характеристик, которая мешает установлению контакта и взаимопониманию с другими людьми.

Соответствие видов валентности и самооценки

Виды валентности идентичности

Виды самооценки идентичности

Негативная

Неадекватно-заниженная

Нейтральная

Неустойчивая

Позитивная

Адекватная

Завышенная

Неадекватно-завышенная


 

Как оценить уровень дифференцированности идентичности?

В качестве количественной оценки уровня дифференцированности идентичности выступает число, отражающее общее количество показателей идентичности, которое использовал человек при самоидентификации. Шкала анализа идентификационных характеристик находится вот тут.

Число используемых показателей колеблется у разных людей чаще всего в диапазоне от 1 до 14.

Высокий уровень дифференцированности (9-14 показателей) связан с такими личностными особенностями, как общительность, уверенность в себе, ориентирование на свой внутренний мир, высокий уровень социальной компетенции и самоконтроля.

Низкий уровень дифференцированности (1-3 показателя) говорит о кризисе идентичности, связан с такими личностными особенностями, как замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, трудности в контролировании себя.

Шкала анализа идентификационных характеристик

Включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-компонентов идентичности:

I. «Социальное Я» включает 7 показателей:

  1. прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);

  1. сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);

  1. учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);

  1. семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);

  1. этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);

  1. мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);

  1. групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).

II. «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:

  1. дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);

  1. общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);

III. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты:

  • описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);

  • оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);

  • отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).

IV. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:

  • субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);

  • фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);

  • пристрастия в еде, вредные привычки.

V. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:

  1. занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);

  1. самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).

VI. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:

  1. профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);

  1. семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);

  1. групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);

  1. коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.

  1. материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);

  1. физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);

  1. деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);

  1. персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);

  1. оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).

VII. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:

  1. персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);

  1. глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).

Два самостоятельных показателя:

  1. проблемная идентичность (я ничто, не знаю – кто я, не могу ответить на этот вопрос);

  1. ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Содержание программы:

№ п/п

Тема занятия, цель

Краткое содержание

Количество часов

1.

Ознакомительное.

Цель: сообщение целей работы нашей группы, осознание её детьми. Установление эмоционального контакта педагога–психолога с детьми. Сплочение группы.

  1. Знакомство.

2.«Нарисуй имя»

  1. 3. Правила группы.
  2. 4. Рефлексия

1

2.

«Мои эмоции»

Цель: выявить и дать знания о характере эмоций; основы эмоциональных ощущений. Учить выражать эмоции социально приемлемыми способами.

  1. 1. Мини-лекция «Что такое эмоции»
  2. 2.Упражнение «Испорченный телевизор»

3.Упражнение “Что общего?”

5. Рефлексия

1

3.

Я и мое тело

Цель: расширение опыта взаимодействия с телесным образом «Я».

1. Мозговой штурм «Что мы делаем со своим телом»

2. Упражнение «Лепим фигуру».

3. Рефлексия

1

4.

Мои представления о будущей профессии

Цель: Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.

1. Игра «Самая-самая»

2. Игра «Профессия  на букву»

3. Игра «Как  здороваются представители разных  профессий»

4. Опросник «Как  поживаешь?» 

5. Рефлексия

1

5.

Я и мои желания

Цель: дать знания о теоретических основах мотивов и потребностей, повысить уровень самооценки учащихся.

  1. 1. Теория потребностей Маслоу.

2. Упражнение «Каким я хочу  быть»

3. Упражнение «Коллаж».

4. Рефлексия

1

6.

Общение

Цель: расширение представлений участников о понятии «общение», знакомство с его компонентами; развитие отдельных компонентов общения; осознание себя в системе школьного и межличностного общения

  1. 1.Упражнение «Скала»
  2. 2.Мини-лекция на тему: «Общение»
  3. 3.Упражнение «Два подсказчика»
  4. 4.Рефлексия

2

7

Мой темперамент

Цель: определение тип темперамента учащихся, научить использовать положительные характеристики своего темперамента.

  1. 1.Мини-лекция: «Темперамент».
  2. 2.Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента.
  3. 3.Рефлексия
 

8.

 Мир вокруг меня.

Цель: Помочь участникам видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей, формировать чувствительность к невербальным средствам общения.

1. Упражнение «Погода-настроение».

2. Упражнение «Коридор».

3. Упражнение «Комплимент» 

4. Рефлексия

1

9.

Слышать и слушать …

Цель: научить детей методам активного слушания.

  1. 1.«Виды слушателя» - мини-лекция.
  2. 2. «Как слушать внимательно» - рекомендации учащимся.
  3. 3. Упражнение «Иностранец и переводчик»
  4. 4.Рефлексия

2

10.

Заключительное.

Цель: подведение итогов групповой работы.

  1. 1. Пожелания участникам группы.
  2. 2. Упражнение «Пожелания»
  3. Рефлексия

1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие самосознания в подростковом возрасте