Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 22:37, курсовая работа
Целью нашей работы является развитие самосознания детей в подростковом возрасте.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) Провести анализ теоретических подходов, характеризующих психологические особенности подросткового возраста;
2) раскрыть сущность, структуру, особенности развития самосознания подростков;
3) изучить особенности самосознания детей в подростковом возрасте;
4) спланировать и реализовать формирующий эксперимент по развитию самосознания детей в подростковом возрасте;
5) провести анализ результатов формирующего эксперимента.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6
1.2. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 10
1.3. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКА 17
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 24
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.2. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Наличие расхождений между знаком эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик и видом самооценки идентичности (например, качество «добрый» оценивается человеком, как «-») может говорить о существовании у клиента особой системы эмоциональной оценки личностных характеристик, которая мешает установлению контакта и взаимопониманию с другими людьми.
Соответствие видов валентности и самооценки
Виды валентности идентичности |
Виды самооценки идентичности |
Негативная |
Неадекватно-заниженная |
Нейтральная |
Неустойчивая |
Позитивная |
Адекватная |
Завышенная |
Неадекватно-завышенная |
В качестве количественной оценки уровня дифференцированности идентичности выступает число, отражающее общее количество показателей идентичности, которое использовал человек при самоидентификации. Шкала анализа идентификационных характеристик находится вот тут.
Число используемых показателей колеблется у разных людей чаще всего в диапазоне от 1 до 14.
Высокий уровень дифференцированности (9-14 показателей) связан с такими личностными особенностями, как общительность, уверенность в себе, ориентирование на свой внутренний мир, высокий уровень социальной компетенции и самоконтроля.
Низкий уровень дифференцированности (1-3 показателя) говорит о кризисе идентичности, связан с такими личностными особенностями, как замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, трудности в контролировании себя.
Включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-компонентов идентичности:
I. «Социальное Я» включает 7 показателей:
II. «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:
III. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты:
IV. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:
V. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:
VI. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:
VII. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:
Два самостоятельных показателя:
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Содержание программы:
№ п/п |
Тема занятия, цель |
Краткое содержание |
Количество часов |
1. |
Ознакомительное. Цель: сообщение целей работы нашей группы, осознание её детьми. Установление эмоционального контакта педагога–психолога с детьми. Сплочение группы. |
2.«Нарисуй имя»
|
1 |
2. |
«Мои эмоции» Цель: выявить и дать знания о характере эмоций; основы эмоциональных ощущений. Учить выражать эмоции социально приемлемыми способами. |
3.Упражнение “Что общего?” 5. Рефлексия |
1 |
3. |
Я и мое тело Цель: расширение опыта взаимодействия с телесным образом «Я». |
1. Мозговой штурм «Что мы делаем со своим телом» 2. Упражнение «Лепим фигуру». 3. Рефлексия |
1 |
4. |
Мои представления о будущей профессии Цель: Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий. |
1. Игра «Самая-самая»2. Игра «Профессия на букву»3. Игра «Как
здороваются представители
|
1 |
5. |
Я и мои желания Цель: дать знания о теоретических основах мотивов и потребностей, повысить уровень самооценки учащихся. |
2. Упражнение «Каким я хочу быть» 3. Упражнение «Коллаж». 4. Рефлексия |
1 |
6. |
Общение Цель: расширение представлений участников о понятии «общение», знакомство с его компонентами; развитие отдельных компонентов общения; осознание себя в системе школьного и межличностного общения |
|
2 |
7 |
Мой темперамент Цель: определение тип темперамента учащихся, научить использовать положительные характеристики своего темперамента. |
|
|
8. |
Мир вокруг меня. Цель: Помочь участникам видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей, формировать чувствительность к невербальным средствам общения. |
1. Упражнение «Погода-настроение» 2. Упражнение «Коридор». 3. Упражнение «Комплимент» 4. Рефлексия |
1 |
9. |
Слышать и слушать … Цель: научить детей методам активного слушания. |
|
2 |
10. |
Заключительное. Цель: подведение итогов групповой работы. |
|
1 |
Информация о работе Развитие самосознания в подростковом возрасте