Развитие самосознания в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является развитие самосознания детей в подростковом возрасте.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) Провести анализ теоретических подходов, характеризующих психологические особенности подросткового возраста;
2) раскрыть сущность, структуру, особенности развития самосознания подростков;
3) изучить особенности самосознания детей в подростковом возрасте;
4) спланировать и реализовать формирующий эксперимент по развитию самосознания детей в подростковом возрасте;
5) провести анализ результатов формирующего эксперимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6
1.2. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 10
1.3. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКА 17
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 24
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.2. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая итог.docx

— 173.53 Кб (Скачать файл)

Инструкция к тесту: «В течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?». Постарайтесь дать как можно больше ответов. Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов.

 Также важно замечать, какие эмоциональные реакции  возникают у вас в ходе выполнения  данного задания, насколько трудно  или легко вам было отвечать на данный вопрос».

 Когда клиент заканчивает  отвечать, его просят произвести  первый этап обработки результатов – количественный:

 «Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:

 «+» – знак «плюс»  ставится, если в целом вам  лично данная характеристика  нравится;

 «-»- знак «минус»- если  в целом вам лично данная  характеристика не нравится;

 «±» – знак «плюс-минус»  – если данная характеристика  вам и нравится, и не нравится  одновременно;

 «?» – знак «вопроса»  – если вы не знаете на  данный момент времени, как вы  точно относитесь к характеристике, у вас нет пока определенной  оценки рассматриваемого ответа.

 Знак своей оценки  необходимо ставить слева от  номера характеристики. У вас  могут быть оценки как всех  видов знаков, так и только  одного знака или двух-трех.

 После того как вами  будут оценены все характеристики, подведите итог:

  • сколько всего получилось ответов,
  • сколько ответов каждого знака».

При обработке результатов следует определить процентное соотношение содержательных и формальных ответов.

К формальным характеристикам мы отнесли:

«Социальное Я» включает 7 показателей:

  • прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);
  • сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);
  • учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);
  • семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);
  • этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);
  • мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);
  • групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).

«Коммуникативное Я» включает 2 показателя:

    • дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);
    • общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);

 «Материальное Я» подразумевает  под собой различные аспекты:

  • описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);
  • оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);
  • отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).

К содержательным характеристикам мы отнесли:

«Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:

  • занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);
  • самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).

 «Перспективное Я»  включает в себя 9 показателей:

  • профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);
  • семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);
  • групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);
  • коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.
  • материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);
  • физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);
  • деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);
  • персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);
  • оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).

«Рефлексивное Я» включает 2 показателя:

  • персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);
  • глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).
  • Полное описание методики расположено в Приложении №2.

    2.2. АНАЛИЗ И  ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

    Проведенная работа позволила выявить количественную и качественную характеристику особенностей самосознания в подростковом возрасте.

    На основе констатирующего эксперимента, направленного на выявление особенностей самосознания в подростковом возрасте, мы сформулировали несколько выводов.

    При рассмотрении когнитивного компонента самосознания подростка, используя тест Куна «Кто Я?» (М.Кун, Т. Макпартленд) в модификации Т.В.Румянцевой,  мы изучили содержательные характеристики идентичности личности.

    Первичная диагностика по двум выборкам показала следующее  процентное соотношение формальных и содержательных характеристик: 60% -  указали большинство содержательные характеристики в своих ответах и 40% - указали подавляющее большинство формальных характеристик. Данные представлены в виде рисунка (Рис.1).

     

    Рис.1 Соотношение формальных и содержательных характеристик при первичной диагностике в двух экспериментальных выборках.

    Такое соотношение формальных и содержательных характеристик говорит о том, насколько подростки осознают и принимают свою уникальность, а также насколько ему важна принадлежность к той или иной группе людей.

    Указание такого количества формальных характеристик может говорить о недостаточной уверенности в себе, о наличии у подростка опасений в связи с самораскрытием, выраженной тенденции к самозащите.

     Подавляющее большинство содержательных характеристик говорит о наличии ярко выраженной индивидуальности и сложностях в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей.

    Была проанализирована разработанность образа «Я»:  за низкий уровень было взято указание меньше 10 ответов на вопрос «кто Я?», за средний - 10-30 определений, свыше 30 – определили как высокий уровень. Полученные результаты представлены в виде рисунка (Рис.2).

    Рис.2 Разработанность образа «Я» при первичной диагностике в двух экспериментальных выборках

    Такие показатели разработанности образа «Я» говорят о низком уровне рефлексии.

    Были выявлены самые часто встречающиеся определения в ответах к методике тест Куна «Кто Я?». Среди них такие определения как: «человек», данное определение присутствует в 82% ответов учащихся, указание принадлежности к определённому полу (девочка/мальчик) - в 36% ответах, данная характеристика присуща в большинстве случаев девочкам-подросткам, обозначение учебной деятельности (ученик/ученица, школьник и т.д.) – 60%, указание семейных ролей (дочь/сын, сестра/брат и т.д.) – 46%, определение «личность» обозначили в своих ответах 48% учащихся.

    Наличие таких самых часто встречающихся определений, относящихся к формальным, говорит о нейтральном эмоционально-оценочном тоне идентификационных характеристик.

    Так же по методике тест Куна «Кто Я?» была проанализирована самооценка учащихся. На основе анализа можно сделать вывод: у большинства испытуемых было отмечено завышение самооценки – 42% , 36% - показали наличие у них адекватной самооценки и 22% - низкой.

    Подростки с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям.

    Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС) позволила выявить уровни сформированности самоотношения по 9ти шкалам учащихся 8ых классов.

    Данные, полученные при обработке данной методики по возрастной группе учащихся " класса, можно представить в виде рисунка (Рис.2).

     

    Рис.2 Показатели уровня сформированности сомоотношения при первичной диагностике в двух экспериментальных выборках.

    Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что у подавляющего большинства испытуемых был выявлен высокий уровень сформированности самоотношения по шкалам «самоуверенность» и «отраженное самоотношение». Лидирующее количество средних показателей было отмечено по шкалам «самопривязанность», «самопринятие» и «закрытость». Низкий уровень сформированности был выявлен по шкалам «внутренняя конфликтность» и «самообвинение».

    На основе полученных результатов по методике исследования самоотношения С.Р. Пантелеева и теста Куна «Кто Я?», можно отметить, что в формировании и развитии самосознания в представленной группе подростков существуют некоторые противоречия. Образ «Я» представлен большим количеством формальных определений, не определяющих разработанность психологического портрета подростка, большинство опрошенных показали средний и низкий уровни разработанности образа «Я».

    Выявленная у большинства испытуемых завышенная самооценка, высокие показатели по таким шкалам как «самоуверенность» и «отраженное самоотношение»,  могут говорить о неверном представлении подростков себя в коллективе, завышенных требованиях к окружающим и нестабильности  эмоциональных реакций в общении со сверстниками. Преобладающее количество подростков со средними показателями по шкалам «самопривязанность» и «самопринятие» могут говорить о несогласии с мнением окружающих, что может выступать как защитная реакция и  нежелание развиваться дальше. Метод наблюдения во время проведения первичной диагностики выявил слабый уровень сплоченности в коллективе, что так же может сказаться на развитии самосознания в данном возрасте.

    На основании вышеизложенного была разработана программа занятий по развитию самосознания детей подросткового возраста.

    Цели и задачи занятий

    Цель программы: развитие самопознания (когнитивный̆ компонент самосознания), самоотношения (эмоциональный компонент самосознания), а также поведенческого компонента самосознания старшеклассников.

    Задачи программы:

    1. уточнение, конкретизация и расширение образа «Я»,

    2. уточнение, конкретизация и расширение представлений о своем образе «Я» в качестве партнёра по общению и в качестве школьника,

    3. создание условий для развития позитивного самоотношения старшеклассников,

    4. закрепление собственного образа «Я» в конкретных ситуациях взаимодействия, обучения, общения.

    Данная программа рассчитана на 10 занятий общей продолжительностью 14 (по 2 занятия в неделю). Возраст детей – 13-14 лет. Занятия проводятся в групповой форме. Состав группы постоянный.

    Содержание программы расположено в Приложении №3.

    После проведения развивающей программы занятий с экспериментальной группой испытуемых была проведена контрольная диагностика исследования самосознания в подростковом возрасте.

    При рассмотрении когнитивного компонента самосознания, в ходе повторной диагностики экспериментальной группы подростков, мы увидели следующие изменения в соотношении  формальных и содержательных характеристик: 75% -  указали большинство содержательных характеристик в своих ответах и 25% - указали подавляющее большинство формальных характеристик. При сравнении с контрольной группой - лишь 38% испытуемых в описании себя указали содержательные характеристики.

    При таком соотношении можно говорить о проявлении личностной идентичности в экспериментальной группе, под которой понимают набор характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других, причем она указана непосредственно в социальном аспекте, что трактуется принадлежностью к большей или меньшей группе людей.

    Информация о работе Развитие самосознания в подростковом возрасте