Развитие самосознания дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы рассмотреть развитие самосознания дошкольников, проанализировать роль самооценки в структуре самосознания.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
• Раскрыть сущность определения и содержание самосознания;
• изучить структуру и факторы динамики самосознания и Я-концепции;
• рассмотреть начальный этап становления личности ребенка;
• изучить развитие самосознания дошкольников;
• раскрыть понятие самооценка и определить ее как оценочную составляющую самосознания дошкольников;
• определить влияние взрослых на развитие самосознание дошкольника.

Содержание

Вступление 2
Глава 1. Теоретические аспекты самосознание личности 4
1.1. Определения самосознания 4
1.2. Содержание самосознания 6
1.3. Структура самосознания 16
1.4. Факторы динамики самосознания. И Я - концепции 21
Глава 2. Начальный этап становления личности ребенка 28
Глава 3. Развитие самосознания дошкольников 33
3.1. Самооценка как оценочная составляющая самосознания дошкольников 33
3.2. Влияние взрослых на формирование самосознания дошкольника 38
Заключение 47
Список используемых источников 49

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

    Таким образом, влияние взрослых на формирование детского самосознания осуществляется двумя способами: непосредственно, через организацию индивидуального опыта ребенка, и опосредованно, через словесные обозначения его индивидуальных качеств, вербальную оценку его поведения и деятельности.

    Важным  условием формирования самосознания является умственное развитие ребенка. Это, прежде всего способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.

    Если  в ранние периоды развития восприятие ребенком своих действий и действий других людей имеет непроизвольный характер и в результате ребенок неосознанно подражает поведению окружающих, то в старшем дошкольном возрасте наблюдение становится целенаправленным и осознанным. У дошкольника достаточно хорошо развита память. Это первый возраст, лишенный детской амнезии. Тот факт, что ребенок начинает помнить последовательность событий, в психологии называют "единством и тождеством "Я"". Следовательно, уже в этом возрасте можно говорить о некоторой целостности и единстве самосознания.

    В старшем дошкольном возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит "Я радуюсь", "Я огорчен", "Я сердит", "Мне стыдно" и т.п. Более того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации (это может быть доступно и детям 4-5 лет), возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности ("Я это не умею", "У меня так не получится", "Со мной никто не хочет играть"). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки рефлексии - способности анализировать себя и свою деятельность.

    Рассмотренные условия (опыт общения со взрослыми  и детьми, опыт индивидуальной деятельности и умственное развитие ребенка) оказывают  неодинаковое влияние на развитие детского самосознания в различные возрастные периоды [10, c. 33].

    Скоро ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми. Он хочет быть таким, как  взрослые, он хочет выполнять такие  же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. И не потом (когда-нибудь), а сейчас же, здесь и немедленно. Поэтому-то у него появляется стремление к волеизъявлению: он стремиться к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Так возникает кризис раннего возраста. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом.

    Пример: Денис. Прошу: «отнеси, детка, эту кружку на кухню».

    Денис категорично заявляет: «Нет!»

    - Ну что ж! Значит, отнесет Кирюша.

    Денис бежит следом за братом на кухню, берет кружку, возвращается в комнату, ставит кружку на прежнее место, снова берет и несет на кухню.

    В младшем дошкольном возрасте ведущую  роль в формировании самосознания ребенка  играет опыт общения со взрослыми. Индивидуальный опыт в этом возрасте еще очень беден, недифференцирован, слабо осознается ребенком, а мнение сверстников полностью игнорируется.

    В среднем дошкольном возрасте взрослый остается для ребенка абсолютным авторитетом, обогащается индивидуальный опыт, расширяется объем знаний о  себе, полученных в различных видах деятельности. Значительно возрастает влияние сверстников, в ряде случаев ориентация на мнение группы детей оказывается ведущей. (Всем родителям, например, известны случаи отказа надеть что-то, потому что над этим смеются дети в детском саду). Это период расцвета детского конформизма.

    В старшем дошкольном возрасте ребенок  имеет относительно богатый собственный  опыт, обладает способностью наблюдать  и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих (детей и взрослых) принимаются старшим дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту. Такое сочетание факторов развития самосознания характерно не для всех детей, фактически достигших старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду - кризису семи лет.

    Как развивать самосознание ребенка, формировать  правильное представление о себе и способность адекватно оценивать себя, свои поступки и действия?

    1. Оптимизация родительско - детских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем - требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

    2. Оптимизация отношений ребенка  со сверстниками: необходимо создать  условия для полноценного общения  ребенка с другими; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.

    3. Расширение и обогащение индивидуального  опыта ребенка: чем разнообразнее  деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

    4. Развитие способности анализировать  свои переживания и результаты  своих действий и поступков:  всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится[1, с. 120].

 

     Заключение 

    Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок  постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в  нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона - развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.

    Под самосознанием следует понимать процесс осознания своей личности, своего «Я», как физического, духовного  и общественного существа. Самосознание - это знание и в тоже время отношение к себе как к определенной личности. Все стороны личности (физическая, духовная, общественная) находятся в теснейшем единстве, влияют друг на друга. Процесс осознания этих сторон личности, есть сложный единый процесс. Осознание себя как физического существа, есть и отношение к себе как к определенному живому организму, обладающему известными физическими качествами. Когда мы говорим об осознании себя как духовного существа, то здесь на первый план выступают знания и отношение к себе, как к личности познающей, переживающей и действующей. Наконец, осознание себя как общественного существа, заключается в осознании своей общественной роли, своего места в коллективе [5, c. 79].

    В психическом развитии человека, развитие и формирование умений играет важнейшую  роль. Ценность личности человека измеряется в большей мере тем, что, как и для чего он умеет делать. Поэтому в содержании самосознания человека осознание им своих умений занимает одно из важных мест. Правильное осознание своих умений является не только средством и условием успешного обучения, но имеет также большое воспитательное значение, как фактор формирования лучших качеств личности.

    Возникновение и развитие самосознания ребенка  на протяжении первых 7 лет жизни  неразрывно связаны с развитием  межличностных отношений с другими.

    Уже первые сознательные активные проявления ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или ободрения. В дальнейшем совершая какое-либо действие, ребенок то и дело слышит: «это хорошо», « это плохо», « этого нельзя делать». Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или не правильности познаваемой им действительности.

 

     Список используемых источников 

    1. Авдеева Н.Н., Силвестру  А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений  о самом себе у ребенка от  рождения до 7 лет // Воспитание, обучение  и психологическое развитие. - М., 1977.

    2. Божович Л. И. Личность и  ее формирование в детском  возрасте. - М., 1968. - 464 с.

    3. Воспитание самооценки и активность  у детей дошкольного возраста. - М., 1973.

    4. Галигузова Л.И. Психологический  анализ феномена детской застенчивости  // Вопросы психологии. - 2000. - С. 5.

    5. Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова  С.Ю. Особенности личностного  развития дошкольников в предкризисной  фазе и на этапе кризиса  семи лет // Вопросы психологии. - 1999.

    6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997.

    7. Захарова А. Самосознание и  самооценка подростка. // Семья и школа, 1979. - С. 21

    8. Захарова А. Что такое самооценка. // Семья и школа, 1979. - С. 39

    9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника. - Минск, 1997.

    10. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983.

    11. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование  избирательных привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. – Минск, 1985.

    12. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. - М., 1980. - 646 с.

    13. Общение детей в детской саду  и семье / Под. ред. Т.А. Репиной,  Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т  дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990.

    14. Пахальян В.Э. Место и роль общения с родителями в структуре общения старшеклассников // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. - М., 1980. – 344 с.

    15. Прихожан А. Толстых Н. Оценивая себя // Семья и школа. – Мн., 1986. – 220 с.

    16. Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых дошкольных учреждениях и в семье // Вопросы психологии. – М., 2000. – 373 с.

    17. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989.

    18. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузской. - М., 1989.

    19. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной.

    20. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.

    21. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 1988.

    22. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - М., 1977.

    23. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989.

    24. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

    25. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. – М.,1988.

    26. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалий личности // Семья и формирование личности. - М., 1981. – 521 с.

    27. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

    28. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. 286 с.

    29. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. - М., 1983. - 158 с.


Информация о работе Развитие самосознания дошкольника