Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 12:37, курсовая работа
Целью исследования является выявление уровня и особенностей развития слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
В соответствие с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературы по проблеме развития слуховой образной памяти у детей с нарушением зрения;
2. Подбор и реализация методик для выявления уровня развития слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения;
3. Анализ полученных данных в ходе исследования слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
4. Оформление полученных данных в виде курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ И СОХРАННЫМ ЗРЕНИЕМ………………………….................................................................
1.1. Память как психический процесс, слуховая образная память……………………………………………………………….
1.2. Развитие слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста………………………………………………………………
1.3. Особенности слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения…...…………
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТИ СЛУХОВОЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.………………………………………………..
2.1. Организация и содержание исследования слуховой образной
памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
зрения……………………………………………………………….
2.2. Анализ и результаты исследования слуховой образной памяти
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
зрения………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 31
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 34
По характеру участия воли (целевой деятельности):
По характеру психической
Можно выделить различные виды психической активности в различных видах деятельности: сенсорная, моторная, эмоциональная. Разные виды активности выражается в разных действиях и их продуктах: в образах, чувствах, движениях, мыслях. Обеспечивают их различные виды памяти. Которые в психологии получили соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.
Двигательная память – характеризуется запоминанием, сохранением и воспроизведением различных движений и их систем. Значение данного вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.
Эмоциональная память – это память на какие-либо чувства. Эмоции всегда демонстрируют на сколько наши потребности и желания удовлетворены, как строятся наши отношения с окружающим миром. Приятные переживания удерживаются в память человека гораздо лучше, чем неприятные [12]. Данный вид памяти является основой в мотивации человека. Проявляет себя эта память очень рано в младенчестве: около 6 месяцев [8].
Образная память – память на представленные образы, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой [11]:
Зрительная память – связана с сохранением, удержанием и воспроизведением зрительных образов.
Слуховая память - это хорошее запоминание, сохранение и воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.
Осязательная, обонятельная и вкусовая память сконцентрированы на удовлетворение биологических потребностей организма.
Словесно-логической памяти являются содержанием наших мыслей. Мысли не могут существовать вне языка, следовательно память называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Данный вид памяти специфически только для человека в отличие от других видов памяти, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Словесно-логическая память становится ведущей по отношению к другим видам памяти, и от уровня ее развития зависит развитие других видов памяти. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы [4].
Логическая память может давать очень хорошие результаты при ее постоянной тренировке, и более эффективна, чем простое механическое запоминание [20].
По продолжительности
2. Кратковременная память - непосредственное запечатление совокупности объектов при одноактном восприятии ситуации, одновременная фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии.
3. Оперативная память - представляет собой избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели определенной деятельности. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.
4. Долговременная память - заключается в запоминание информации на длительный срок, имеющей большую значимость. Эта память начинает функционировать спустя некоторое время, после того, как был заучен материал.
Выделяют еще так называемую «вечную», или третичную память, когда способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию сохраняется на протяжении всей жизни (например, свое имя, ближайших родственников и др). Данный вид памяти разрушается только при патопсихологических ситуациях.
Память включает ряд процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание, и забывание. Все эти процессы являются основами познания мира человеком.
Запоминание – происходит при восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга [25]. Успех запоминания определяется правильной организацией повторений. Повторение должно быть осознанным, осмысленным и активным. Запоминание, опирающееся на содержательные и активные способы работы с материалом, оказывается более эффективным.
Сохранение – это процесс, когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того, как исчезают возбудители, которые их вызвали [8]. Сохранение заученного материла, обеспечивается: осмысленностью и прочностью запоминания, повторением.
Воспроизведение, наряду с запоминанием, составляет основу мнемической деятельности - этап вспоминания лежит в основе познавательных процессов. Воспроизведение проходит в три фазы: узнавание, припоминание и репродукция или реминисценция [12].
Забывание – процесс противопоставлен сохранению [26].
В центре внимания ученых, изучающих
память, находится также вопрос
ее индивидуальных
Память индивида различается по индивидуально-типологическим особенностям. Они встречаются в разных комбинациях: объем и точность запоминания; скорость запоминания; прочность запоминания; ведущая роль того или иного анализатора; особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
Так, А.Р. Лурия выделяет количественные и качественные характеристики памяти. Первые включают в себя скорость (число повторений, необходимых для запоминания), точность (процентное соотношение правильно воспроизведенного материала к общему его объему), прочность (сохранение материала и скорость забывания) и объем (количество запоминаемого материала). Вторые определяются ведущей модальностью: зрительной, слуховой, двигательной, т.д. При этом чистые виды памяти, по мнению П. П. Блонский, Л. С. Выготский и других исследователей встречаются крайне редко. Наиболее распространёнными сочетаниями являются зрительно - слуховая, двигательно-слуховая и зрительно-двигательная [17, 2, 4].
Таким образом, память - это способность индивида запоминать окружающею действительность, способность сохранять все это и в нужный момент вспоминать, т. е. узнавать или воспроизводить то, что раньше запоминалось. Главные процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение. Они обеспечивают ее работу. Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания информации, длительностью ее сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.
Слуховая память - это (англ. hearing memory) - одна из разновидностей образной памяти, связанная с запечатлением, сохранением и воспроизведением слуховых образов. Слуховая образная память может выступать в качестве индивидуальной особенности памяти человека: у отдельных людей слуховые представления закрепляются и воспроизводятся легче и быстрее по сравнению с другими представлениями.
Далее подробно рассмотрим особенности развития слуховой образной памяти, и ее специфические изменения, которые в ней происходят по мере развития социализации индивида. В процессе онтогенеза памяти можно ориентировочно выделены три основные тенденции. Первая заключается в возникновении у ребенка на определенном этапе мнемической деятельности и развитие ее произвольности, развитие мотивационной сферы, становления операционально-технической сферы. Развитие произвольности памяти ребенка движется от непроизвольно-стихийной к произвольной и непроизвольной культурной. Вторая представляет собой развитие опосредованности через отбор и совершенствование разнообразных средств запоминания. Успешность запоминания повышается с использованием стимулов–средств, знаков. Внешние знаки «перерастают» во внутренние. В онтогенезе происходит постепенный набор, количественный и качественный рост средств запоминания в разнообразных формах обучения. Данную линию развития определяют как линию культурного развития памяти. Одновременно с этим идет линия индивидуального развития памяти. Она отличается избирательностью средств запоминания, их неповторимым, своеобразным сочетанием, созданием новых, ранее не используемых, средств запоминания [29].
В развитии слуховой образной памяти в целом можно выделить две генетические линии: 1) ее постоянное совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса; 2) ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.
В
онтогенезе все виды памяти
формируются у ребенка
На первом году жизни ребенка уже появляются предпосылки формирования вербальной (начало узнавания звуковых комплексов) и образной памяти (начало восприятия образов - эталонов), по мнению Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконин. У ребёнка в младенчестве может возникнуть образ предмета только после непосредственного контакта с ним. К концу первого года формируется умение узнавать предметы не только в целом, но и по отдельным, значимым его частям (звукам). Это возрастной период характеризуется активным поиском образов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о сохранении ребенком образов предмета в долговременной памяти (становление зрительной образной памяти) [30, С.135].
Наблюдения за детьми раннего возраста, свидетельствуют о ранней онтогенетической эмоциональной отвлекаемости младенца на речь матери. Это может говорить о том, что, раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память. Вполне вероятно, что они появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае, в настоящий момент окончательного ответа на данный вопрос пока не получено.
Самой первой простой формой памяти импринтингом (запечатлевание) ребенок овладевает в первые недели жизни. Суть ее сводится в одномоментном установлении очень устойчивых связей у человека с некоторыми определенными конкретными предметами или объектами окружающей действительности. Возникает в первый месяц жизни ребенка. Это особая форма, которая наблюдается только в раннем периоде развития ребенка. Запечатление в данной ситуации длительное, неподкрепленное не ослабляет реакции. В данной ситуации главное не новизна какого-либо раздражителя, а его первенство. Период импринтинга может продолжаться до 6 месяцев. Смысл данной стадии, с биологической точки зрения, заключается в формировании психологической защиты ребенка. Иначе (при условиях изоляции от матери или другого близкого человека) у ребенка может наблюдаться снижение интеллекта, аномалии социального поведения, повышение уязвимости и увеличение агрессивности и т.д.
В данный промежуток времени ребенок может проявлять свое отношение (в виде радости или плача) при одном лишь звуке того, что ранее ему доставляло удовольствие или страдание. Хотя, начальное проявление эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Эти отличия заключаются в том, что на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, а со временем развития ребенка эмоциональная память является более сознательной [10].
Начиная с 6 месяцев, у ребенка начинает, доминирует новая форма памяти – узнавание. Сначала происходит постепенной узнавание близких людей на слух и затем или параллельно с ним ребенок начинает отличать знакомых от чужих, посторонних, на основе слухового восприятия.
К концу первого года ребенок с нормой развития начинает адекватно реагирует на словесную просьбу, может идентифицировать несколько знакомых ему словосочетаний и соотнести их с определенными, знакомыми действиями или предметами и частями тела. В данный возрастной период происходит выделение памяти из чувственного опыта ребенка, условно говоря, память постепенно отрывается от ощущений и восприятия. Это выражается в умении самостоятельно воспроизвести образ знакомого предмета в его отсутствие.
Второго года жизни, характерен для ребенка овладеванием навыками ходьбы и манипулирования предметами, что свидетельствует о развитии двигательной памяти. В данный период жизни ребенка она играет большую роль, чем слуховая или зрительная памяти. Объем информации, которую ребенок получает, основывается на многократном повторение.
Начиная со второго года жизни ребенка, активно развиваются все виды памяти, в том числе и слуховая образная. Запоминание слов ребенком выступает как средство многократного повторения. Существует мнение, что слуховая образная память детей развита гораздо лучше, чем память взрослых. Специальные эмпирические исследования позволили опровергнуть данное утверждение. Было выявлено, что слуховая образная память ребенка отличается от памяти взрослого по динамическим характеристикам тем, что он больше и быстрее запоминает информацию. Особенность данного запоминания заключается в том, что дети данного возраста запоминают как нужное, так и ненужное. Слуховая образная память не обладает избирательностью на данном этапе развития. Ребенок не осознает, что именно он запоминает и для чего это необходимо. В данном возрасте восприятие и запоминание не являются самостоятельными процессами, а служит, скорее всего одними из способов овладения речью, так как ребенок стремится повторять непонятное для него [18].
В возрасте три-четыре года у детей наблюдается достаточно развитая непроизвольная спонтанная память. Ребенок не знает специальных средств запоминания, не понимает задачи на определенной запоминание, у него не сформировано умение припоминать информацию. Ребенок не знает процессов памяти: запоминания, воспроизведения. Возможности такой памяти у детей данного возраста огромны, так как в основе запоминания лежит активный интерес, положительное эмоциональное отношение к окружающей действительности, повторение как форма движения материала, который запоминается, активное речевое развитие.
Информация о работе Развитие слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста