Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях художественного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Значение занятий аппликацией в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:
- развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
развитие художественно – графических умений и навыков;
развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….…6
1.1.Понятие художественного творчества…………………………………..…..6
1.2.Особенности художественного творчества дошкольников………………..8
1.3. Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста…………………………………………………....10
Глава 2. Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творчества детей дошкольного возраста………….….12
2.1. Развитие личности ребенка средствами аппликации……………………..12
2.2.Занимательные занятия интегрированного характера по аппликации.….14
Глава 3. Развитие творческой активности старших дошкольников в процессе ручного труда……………………………………………………………………16
3.1. Творческая активность старших дошкольников в ручном труде……….16
Заключение…………………………………………………………………...…..28
Литература…………………………………………………………………….…33

Вложенные файлы: 1 файл

аппликации1.docx

— 67.26 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО МОСКОВСКИЙ

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»

НОВОУРЕНГОЙСКИЙ ФИЛИАЛ

ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по предмету:  Общая психология

на тему: «Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях художественного творчества»

 

 

 

Студент (ка) Якшигулова Д.М.

Группа          СП-12 (4)


 

                                                                           Научный руководитель:

                                             Неклюдова Л.В.

 

 

 

                                            Новый Уренгой 

                                                 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….…6

1.1.Понятие художественного творчества…………………………………..…..6

1.2.Особенности художественного творчества дошкольников………………..8

1.3. Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста…………………………………………………....10

Глава 2. Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творчества детей дошкольного возраста………….….12

2.1. Развитие личности ребенка средствами аппликации……………………..12

2.2.Занимательные занятия интегрированного характера по аппликации.….14

Глава 3. Развитие творческой активности старших дошкольников в  процессе ручного труда……………………………………………………………………16

3.1. Творческая активность  старших дошкольников в ручном  труде……….16

Заключение…………………………………………………………………...…..28

Литература…………………………………………………………………….…33




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Художественное творчество имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Аппликация имеет большое  значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она  способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и психологических исследованиях  доказывается необходимость занятий  изобразительным творчеством для  умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Отсюда вытекает необходимость  занятий не только изобразительным  искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том  числе и аппликацией.

Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных  условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по аппликации.

Значение занятий аппликацией в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:

- развитие эстетического  мировосприятия, воспитание художественного  вкуса;

  • развитие художественно – графических умений и навыков;
  • развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
  • развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
  • становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
  • получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
  • воспитание зрительской культуры;
  • возможное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности.

Сегодня есть выбор вариантов  художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно – методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. В частности, проблема изучения и развития детского художественного творчества средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике дошкольного художественного образования.

Из всего этого вытекает гипотеза: развитию художественного  творчества дошкольников способствует проведение занимательных занятий  с нетрадиционными материалами  и техниками в аппликации.

Для анализа выдвинутой гипотезы были разработаны задачи:

  1. Изучение научной литературы по проблеме организации и проведения занимательных занятий в аппликационной технике;
  2. Изучить содержание и специфику художественного творчества детей;
  3. Изучить особенности методики организации и проведения;
  4. занимательных занятий интегрированного занятия по аппликации;
  5. Разработать и апробировать занятие занимательного характера по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста, их художественно – творческая деятельность.

Предметом исследования являются нетрадиционные формы занятий аппликацией  в старшем дошкольном возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста

1.1. Понятие художественного творчества

Творчество рассматривается  учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).

Творчество в широком  смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Отечественные психологи  и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Удивительно созвучны этому и идеи Л. Малагуцци (основателя известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия), который, говоря о детской креативности, не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения.

Детское творчество, которое  рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.

Анализ современных концепций  творчества, представленных в книге  «Основные современные концепции  творчества и одаренности» (1997), демонстрирует очевидность существенного расширения и углубления подходов к решению проблемы творчества, выявлению его механизмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности художественного творчества дошкольников

Творчество дошкольника  имеет свои особенности.

Дети делают множество  открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. (Е.А.Флёрина, Г. В.Лабунская, М. П. Сакулина, К.И.Чуковский, Дж.Родари, Н.А.Ветлугина, Н. Н.Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества.

При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет  едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, О.А.Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.

Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не давит жесткие требования взрослых). Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Г.В.Урадовских). И даже в музыкальном творчестве ребенка наблюдается одновременность сочинительства и исполнения (К.В.Тарасова). И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

Указанные выше особенности  детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. И учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей.

Существенно значимым является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка (Л.С.Выготский).

В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, В.Т.Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.

Э.В.Ильенков рассматривает воображение как универсальную функцию, присущую человеку всегда и проявляющуюся в разных видах деятельности независимо от того, на каком содержании оно было сформировано. В качестве особого механизма воображения он видел перекомбинирование образов, прежде всего такое, когда признаки одного предмета переносятся на другой, что позволяет раскрыть существенные характеристики и взаимосвязи действительности.

В.В.Давыдов, развивая эту  мысль, указывает на то, что перенесенное свойство выступает как некая главенствующая часть, влияющая на изменение других частей, что собственно и позволяет получить новые целостности.

Процесс воображения носит  глубоко личностный характер, и его  результатом является формирование особой внутренней позиции (Е.Е.Кравцова), умение видеть «глазами другого человека» (Э.В.Ильенков) и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности (Н. Н. Палагина).

 

 

 

 

 

1.3. Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста

Истоки творческих сил  человека восходят к детству, к той  поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться  управлять особенностями его  проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское  творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и  в произведениях искусства, которое  играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя не забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).

Информация о работе Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях художественного творчества