Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:35, курсовая работа
Цель: Изучить особенности развития эмоций у детей в процессе игровой деятельности.
Объект: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет: Развитие эмоций детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Гипотеза: Игровая деятельность будет выступать в качестве средства эмоционального развития детей дошкольного возраста, если она вызывает положительный эмоциональный отклик у детей; элементы игры включаются в различные виды деятельности дошкольника.
Введение…………..……………………..…………...............................................3
Глава I Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
1.1. Развитие эмоциональной сферы ребенка в зарубежной и отечественной науке…………….……………………….……………………………….………..6
1.2. Игра как средство развития эмоций у дошкольника……………..……......12
Выводы по I главе………………………………………………...................19
Глава II Формирование эмоций у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
2.1. Характеристика игр на развитие эмоций у дошкольника………………………………………………..…………….……..20
2.2. Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и эмоциональных состояниях в процессе игровой деятельности ……………………………………………………………………………………27
Выводы по II главе………………………………....……………………….32 Заключение……………………..…………………...………………………...33
Литература……………………..……
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального обучения
«Арзамасский государственный педагогический
институт им. А.П. Гайдара».
кафедра педагогики дошкольного и начального образования.
студентка III курса
факультета Ди НО
специальность
дошкольная педагогика
и психология
Курсовая работа
Развитие эмоций в процессе игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Арзамас 2010г
Содержание:
Введение…………..……………………..…………..
Глава I Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
1.1. Развитие эмоциональной сферы ребенка
в зарубежной и отечественной науке…………….……………………….………………………
1.2. Игра как средство развития эмоций у
дошкольника……………..……......12
Выводы по I главе……………………………………………….......
Глава II Формирование эмоций у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
2.1. Характеристика игр на развитие
эмоций у дошкольника……………………………………………….
2.2. Изучение представлений детей старшего
дошкольного возраста об эмоциях и эмоциональных
состояниях в процессе игровой деятельности
………………………………………………………………………………
Выводы по II главе………………………………....………………………
Литература……………………..…………………...
Приложение……………………………………………………
Введение
Эмоции являются неотъемлемой частью повседневной жизни каждого человека. Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.
Тема нашей курсовой работы является актуальной т.к., эмоции оказывают влияние практически на все сферы психического развития: поведение ребенка, овладение и освоение им социальным опытом, средством взаимодействия с другими людьми.
Ребенок все понимает
и чувствует. Любая игра, любое
действие способно вызвать в
ребенке самые искренние и
положительные чувства. Эмоции
ребенка очень богаты и
Если ребенок радуется
и выглядит счастливым, проявляет
живой интерес ко всему
Эмоциональное развитие дошкольника происходит постепенно: в общении с окружающими людьми – с родителями и другими членами семьи, в коллективе сверстников, с педагогами, в процессе различных видов деятельности – игры, труда, учения и т.д.
Проблема развития эмоций в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста достаточно хорошо рассмотрена в научной психолого-педагогической литературе, но по-прежнему отсутствует достаточная проработанность вопросов по развитию у дошкольников эмоциональной сферы. Поэтому возникает проблема поиска оптимальных условий и механизмов, способствующих развитию эмоций в процессе игровой деятельности дошкольника.
Цель: Изучить особенности развития эмоций у детей в процессе игровой деятельности.
Объект: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет: Развитие эмоций детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Гипотеза: Игровая деятельность будет выступать в качестве средства эмоционального развития детей дошкольного возраста, если она вызывает положительный эмоциональный отклик у детей; элементы игры включаются в различные виды деятельности дошкольника.
Задачи:
Методологическими основами: исследования явились психолого-педагогические труды различных исследователей: теории эмоций - Ч.Дарвин, К.Изард; проблема развития эмоций - Л.С.Выготский, А.Валлон, развитие эмоций у дошкольников- Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Д.Кошелева, Е.И.Изотова.
Методы исследования:
Значимость исследования состоит в том, что систематизирован материал по проблеме развития эмоций детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Опытно-экспериментальная база: МДОУ № 50 г. Арзамаса.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложение.
Глава I Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Эмоции (от лат. Emoveo – потрясаю, волную) – это особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.
Эмоции и чувства –
Высший продукт эмоций человека – устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Высшие чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, так как связаны с каким-либо конкретным объектом. В зависимости от предметной сферы. к которой они относятся, их подразделяют на нравственные, эстетические, интеллектуальные. Нравственные переживаются человеком при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными в обществе. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности человека. Эстетические представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве, жизни людей.
Эмоции проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т.п. эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. [23]
Когда ребенок воспринимает
предметы и явления
Экспериментально доказано,
что страх перед болью
Проблема развития эмоций,
их роли в возникновении
Педагогическое значение
правильного понимания этой
Генетические исследования, проведенные Я.З. Неверовичом, М.И. Лисиной и др. дали возможность установить существенные сдвиги в эмоциональной сфере при переходе от раннего к дошкольному детству в связи с развитием взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, а также с изменениями общего характера его деятельности. Во-первых, постепенно изменяется содержание аффектов, выражающееся в появлении особых форм сопереживания, сочувствия действиям и состоянием другого лица, без чего сколько-нибудь сложные формы общения и совместной деятельности были бы невозможны. Во-вторых, по мере усложнения деятельности и отделения ее начальных моментов от конечного результата меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения. Появляются опережающие эмоциональные переживания, предвосхищающие последствия выполняемых действий. В-третьих, возникновение такого эмоционального предвосхищения предполагает обязательное изменение самой структуры эмоциональных процессов, в состав которых постепенно включаются помимо вегетативных и моторных реакций различные познавательные процессы (сложные формы восприятия, образного мышления, воображения), что приводит к возникновению синтетических эмоционально-гностических комплексов типа аффективных образов, моделирующих регулировать динамическую сторону поведения ребенка уже на относительно ранних стадиях его развития. [9]
Основным на ранних возрастных ступенях – единственным видом детской деятельности, определяющим развитие детских чувств, является практическая, чувственно-предметная деятельность, осуществляемая ребенком совместно и в процессе общения с другими людьми. Позднее на базе внешней практической деятельности у ребенка складывается и особая внутренняя форма деятельного аффективного воображения, этого, по определению Л.С. Выготского, «второго выражения человеческих эмоций, в процессе которого они не только проявляются, но и развиваются».
По мысли Л.С. Выготского,
эмоции возникают в результате
оценки «самим организмом, своего
соотношения со средой» и
Л.С. Выготский считал
возможным строить свою
Эмоции рассматривались
Л.С. Выготским как внутренний
психологический механизм
Развитие эмоций,
как отмечает А.Н. Леонтьев, Л.И.
Божович и др., тесно связано
с развитием мотивов поведения,
Примером внутренней
активности дошкольников могут
служить те формы мысленного
содействия, сочувствия герою