Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 00:16, реферат
Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психологическое здоровье, становление благополучной психики, условия, определяющие это благополучие.
В качестве одного из внутренних факторов, являющегося мощным регулятором психики ребёнка, а , соответственно, и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребёнка
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной её адаптации в современном социокультурном пространстве
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Научно – теоретическая база опыта
Эмоции как индивидуальные проявления личности
Возрастные особенности эмоций и чувств
ГЛАВА 2. Развитие ЭВС у детей среднего дошкольного возраста
2.1 Экспериментальное исследование ЭВС у детей среднего дошкольного возраста
2.2 Цель, задачи, этапы, организация, принципы работы
2.3 Содержание работы
2.4 Результативность работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
По мере взросления ребёнка изменяется и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками и т. д. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, однако внешне выражение эмоций становится у большинства детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и в связи с тем, что еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.
Изменяется содержание аффектов — расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание — без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения дет
Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность становится эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе и т. д., — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что не вызывает у него интереса.
В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов:
наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.
Наиболее сильные
Эмоции и чувства формируются в процессе общения со сверстниками. Навык общения с другими детьми в раннем детстве только начинает формироваться. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокой ство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны –
Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей по сравнений действий со взрослым, аффективной заряженностью. Дошкольники втрое чаще одобряют сверстников и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что, начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. При недостаточных эмоциональных контактах у дошкольников может наблюдаться задержка эмоционального развития
По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.
Особое значение для гармоничного развития дошкольника имеет состояние эмоционального благополучия – ощущения эмоционального комфорта, определяемого социально – экономическими, социально – культурными, социально – психологическими факторами:
- состояние ребёнка в период посещения ДОУ
- особенности взаимодействия
- обстановка в семье ребёнка.
При неблагоприятных факторах нарушается психологическая безопасность ребёнка, могут развиваться признаки стрессового состояния, (нарушения поведения и деятельности, неуверенность, обидчивость, упрямство, невротические реакции и др.), ребёнок испытывает состояние эмоционального дискомфорта.
Важная задача взрослых при работе с детьми дошкольного возраста – обеспечение психологической безопасности, обучение детей способам гармонизации эмоционального самочувствия, создание и поддержание среды, способствующей личностному развитию ребёнка.
ГЛАВА II. Развитие ЭВС у детей среднего дошкольного возраста
2.1 Экспериментальное
исследование ЭВС у детей
Инструментарий: методика В.М. Минаевой, тест Дорки – Амен в модификации Хухлаевой О.В.
Параметры оценки:
- адекватная реакция на
- дифференциация и адекватная
интерпретация эмоциональных
- широта диапазона понимаемых
и переживаемых эмоций, уровень
передачи эмоционального
Детям предлагают
1. Изучение особенностей
Ф |
Весёлый |
Печальн |
Испуганный |
Сердитый |
Удивлённый | |||||
м |
п |
м |
п |
м |
п |
м |
м | |||
2. Изучение восприятия детьми
графического изображения
Ребёнку предлагают карточки с графическим изображением эмоций, просят назвать эмоцию.
Выясняют, как воспринимают дети графические
изображения эмоциональных сост
3. Тест Дорки – Амен в
Ребёнку предлагается выбрать лицо ребёнка (веселое или печальное) в различных ситуациях. На основании количества негативных выборов делают вывод о степени тревожности.
Экспериментальное исследование эмоций у детей 4 - 5 лет выявило:
В целом по саду:
Методика Минаевой |
Тест Дорки - Амен | |||||
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий | |
Начало года 38 детей |
29% |
69 % |
0% |
0% |
68% |
1% |
Таким образом, 29% детей имеют низкий уровень развития ЭВС: дети не дифференцируют схожие эмоции, затрудняются в изображении страха, злости, удивления. Мимическое изображение эмоций не дифференцированно, дети в малой степени используют позу, жесты. голос. Дети затрудняются в назывании эмоций страха, удивления, злости, грусти, не знают понятие «чувство».
31 % детей имеют высокий уровень тревожности, что обусловлено действием преимущественно социальных факторов (семейное неблагополучие, трудности общения со сверстниками и взрослыми)
Полученные данные детерминируют значимость работы по развитию ЭВС у детей среднего дошкольного возраста.
Основная цель работы по развитию ЭВС в средней группе – первичное знакомство с чувствами
Цель работы – развитие эмоционально волевой сферы детей среднего дошкольного возраста.
Задачи работы:
- научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
- учить детей самостоятельно
выражать и рефлексировать
- овладение ребёнком «языком эмоций»как способом выражения собственного эмоционального состояния
- познакомить детей со
- способствовать развитию
- развивать эмпатию, навыки сотрудничества со взрослым., сверстником
- воспитывать любовь к близким людям, природе
- воспитывать эстетические
- познакомить детей с понятием «чувство»
Инструментарий: основные программы
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П.
Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь (адаптированный вариант)
- - Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я»
Дополнительные:
Калинина Р.Р.
Тренинг развития личности дошкольника
Вежновец И.
Программа развития эмоционально – волевой сферы детей 4 – 6 лет
Принципы работы:
Организация работы:
Развивающая работа проводилась фронтально в помещении группы 1 раз в неделю. Цикл включал 18 – 20 занятий в период с ноября по март. Занятия проводились с использованием технических пособий и средств. Занятия объединены общим сюжетом «Путешествие по стране Настроения».
Структура занятий:
Игры на расслабление – напряжение, дыхательные упражнения
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры:
- релаксационные упражнения
4. Рефлексия
5. Ритуал прощания
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.
Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на полу. Круг — это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
Работа строилась в
2.3 Содержание работы
1.Подготовительный этап:
Задачи:
- создать у детей установку на работу в группе, формировать чувство принадлежности к группе
- развивать у детей внимание друг к другу
Содержание подготовительного этапа составляли упражнения и и гры, направленные на создание в группе атмосферы общего дела, развитие уверенности в себе, актуализацию знаний о себе, своём теле, имени, ролевой принадлежности и др.
2. Основной этап
Содержание основного этапа составляли:
- игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциональным миром человека (особенностями выражения, понимания, изображения эмоций, значения эмоций в организации деятельности человека)
В зависимости от возраста детей изменялось содержание этапов: постепенное усложнение, дифференциация знаний детей об эмоциях, чувствах, их относительности, целесообразности в различных ситуациях
- игры и упражнения на
- игры и упражнения на обучение детей способам саморегуляции, выражения своего эмоционального состояния приемлемыми способами, учёт состояния других людей
- релаксационные упражнения, упражнения на снятие психоэмоционального напряжения,
- коммуникативные игры и
- упражнения по формированию морально – нравственных ценностей, формирование мотивационно – волевой сферы, развитие эстетических чувств
Информация о работе Развитие эмоционально – волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста