Развитие эмоционально – волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 00:16, реферат

Краткое описание

Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психологическое здоровье, становление благополучной психики, условия, определяющие это благополучие.
В качестве одного из внутренних факторов, являющегося мощным регулятором психики ребёнка, а , соответственно, и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребёнка
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной её адаптации в современном социокультурном пространстве

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Научно – теоретическая база опыта
Эмоции как индивидуальные проявления личности
Возрастные особенности эмоций и чувств
ГЛАВА 2. Развитие ЭВС у детей среднего дошкольного возраста
2.1 Экспериментальное исследование ЭВС у детей среднего дошкольного возраста
2.2 Цель, задачи, этапы, организация, принципы работы
2.3 Содержание работы
2.4 Результативность работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Развитие эмоциональной сферы.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

По мере взросления ребёнка  изменяется и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками и т. д. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, однако внешне выражение эмоций становится у большинства детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и в связи с тем, что еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Изменяется содержание аффектов — расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание — без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения дет

Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность становится эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе и т. д., — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что не вызывает у него интереса.

В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов:

наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.

Наиболее сильные эмоциональные  переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми.

 

Эмоции и чувства  формируются в процессе общения со сверстниками. Навык общения с другими детьми в раннем детстве только начинает формироваться. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокой ство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны –

 

Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей по сравнений действий со взрослым, аффективной заряженностью. Дошкольники втрое чаще одобряют сверстников и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что, начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. При недостаточных эмоциональных контактах у дошкольников может наблюдаться задержка эмоционального развития

По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

Особое значение для гармоничного развития дошкольника имеет состояние  эмоционального благополучия – ощущения эмоционального комфорта, определяемого социально – экономическими, социально – культурными, социально – психологическими факторами:

- состояние ребёнка в период посещения ДОУ

- особенности взаимодействия ребёнка  со взрослыми, детьми группы

- обстановка в семье ребёнка.

При неблагоприятных факторах нарушается психологическая безопасность ребёнка, могут развиваться признаки стрессового  состояния, (нарушения поведения и деятельности, неуверенность, обидчивость, упрямство, невротические реакции и др.), ребёнок испытывает состояние эмоционального дискомфорта.

Важная задача взрослых при работе с детьми дошкольного возраста –  обеспечение психологической безопасности, обучение детей  способам гармонизации эмоционального самочувствия, создание и поддержание среды, способствующей личностному развитию ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Развитие ЭВС у детей среднего дошкольного возраста

 

2.1 Экспериментальное  исследование ЭВС у детей среднего  дошкольного возраста

Инструментарий: методика В.М. Минаевой, тест Дорки – Амен в модификации Хухлаевой О.В.

Параметры оценки:

- адекватная реакция на различные  явления окружающей действительности

- дифференциация и адекватная  интерпретация эмоциональных состояний

- широта диапазона понимаемых  и переживаемых эмоций, уровень  передачи эмоционального состояния  в речевом плане

 

Детям предлагают

1. Изучение особенностей использования  детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции

Ф

Весёлый

Печальн

Испуганный

Сердитый

Удивлённый

м

п

м

п

м

п

   

м

м

                     
                     
                     

 

2. Изучение восприятия детьми  графического изображения эмоций.

Ребёнку предлагают карточки с графическим изображением эмоций, просят назвать эмоцию.

Выясняют, как воспринимают дети графические  изображения эмоциональных состояний, сравнивают по сложности восприятия.

3. Тест Дорки – Амен в модификации  Хухлаевой:

Ребёнку предлагается выбрать лицо ребёнка (веселое или печальное) в различных ситуациях. На основании количества негативных выборов делают вывод о степени тревожности.

Экспериментальное исследование эмоций  у детей 4 - 5 лет выявило:

 

В целом по саду:

 

Методика Минаевой

Тест Дорки - Амен

 

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Начало года

38 детей

29%

69 %

0%

0%

68%

1%


 

 

Таким образом, 29% детей имеют низкий уровень развития ЭВС: дети не дифференцируют схожие эмоции, затрудняются в изображении страха, злости, удивления. Мимическое изображение эмоций не дифференцированно, дети в малой степени используют позу, жесты. голос. Дети затрудняются в назывании эмоций страха, удивления, злости, грусти, не знают понятие «чувство».

31 % детей имеют высокий уровень  тревожности, что обусловлено  действием преимущественно социальных факторов (семейное неблагополучие, трудности общения со сверстниками и взрослыми)

Полученные данные детерминируют  значимость работы по развитию ЭВС  у детей среднего дошкольного  возраста.

 

 

    1. Цель, задачи, этапы, организация, принципы работы

Основная цель работы   по развитию ЭВС в средней группе – первичное  знакомство с чувствами

Цель работы – развитие эмоционально волевой сферы детей среднего дошкольного возраста.

Задачи работы:

- научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

- учить детей самостоятельно  выражать и рефлексировать эмоциональное  состояние

- овладение ребёнком «языком  эмоций»как способом выражения собственного эмоционального состояния

- познакомить детей со способами  регуляции собственного эмоционального  состояния, конструктивными  способами выражения эмоций и чувств

- способствовать развитию самосознания, полоролевой идентификации

- развивать эмпатию, навыки  сотрудничества со взрослым., сверстником

- воспитывать любовь к близким  людям, природе

- воспитывать эстетические чувства

- познакомить детей с понятием «чувство»

Инструментарий: основные программы

- Крюкова С.В.,  Слободяник Н.П.

Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь  и радуюсь (адаптированный вариант)

-  - Хухлаева О.В. «Тропинка  к своему Я»

Дополнительные:

Калинина Р.Р.

Тренинг развития личности дошкольника

Вежновец И.

Программа развития эмоционально –  волевой сферы детей 4 – 6 лет

Принципы работы: 

  1. Ценностно – ориентированный принцип. Эмоция определяет благополучие ребёнка и его психологическое здоровье
  2. Принцип активности и свободы самовыражения ребёнка постановка ребёнка в позицию самоконтроля и саморегуляции.
  3. Принцип симпатии и участия. Ребёнок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам и организует её со стороны сверстников

Организация работы:

Развивающая работа проводилась фронтально в помещении группы 1 раз в неделю. Цикл  включал 18 – 20 занятий в период с ноября по март. Занятия проводились с использованием  технических пособий и средств. Занятия объединены общим сюжетом «Путешествие по стране Настроения».

Структура занятий:

  1. Ритуал (приветствие участников. Настрой на совместную работу)
  2. Разминка

Игры на расслабление – напряжение, дыхательные упражнения

  1. Основная часть

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего  занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры:

  • элементы сказкотерапии
  • элементы психодрамы;
  • психогимнастические этюды
  • игры на развитие навыков общения;
  • игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • элементы арттерапии, музыкотерапии
  • - упражнения на снятие нервно – мышечного напряжения
  • подвижные игры

-   релаксационные  упражнения

4. Рефлексия

5. Ритуал прощания

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на полу. Круг — это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Работа строилась в соответствии с поставленными задачами и состояла из нескольких этапов:

  1. Подготовительный (2 занятия)
  2. Основной (14 – 16 занятий»
  3. Заключительный (2 занятия)

 

2.3 Содержание работы

1.Подготовительный этап:

Задачи:

- создать у детей установку  на работу в группе, формировать  чувство принадлежности к группе

- развивать у детей внимание  друг к другу

Содержание подготовительного  этапа  составляли упражнения и и гры, направленные на создание в группе атмосферы общего дела, развитие уверенности в себе, актуализацию знаний о себе, своём теле, имени, ролевой принадлежности и др.

2. Основной этап

Содержание основного этапа  составляли:

- игры и упражнения, направленные  на знакомство с эмоциональным  миром человека (особенностями выражения, понимания, изображения эмоций, значения эмоций в организации деятельности человека)

В зависимости от возраста детей  изменялось содержание этапов: постепенное  усложнение, дифференциация знаний детей об эмоциях, чувствах, их относительности, целесообразности в различных ситуациях

- игры и упражнения на осознание  своего имени, своих чувств, принятие  себя, своих способностей и возможностей, децентрация, эмпатия, понимание окружающих людей  в соответствии с возрастом

- игры и упражнения на обучение детей способам саморегуляции, выражения своего эмоционального состояния приемлемыми способами, учёт состояния других людей

- релаксационные упражнения, упражнения  на снятие психоэмоционального  напряжения,

- коммуникативные игры и упражнения

- упражнения по формированию морально – нравственных ценностей, формирование мотивационно – волевой сферы, развитие эстетических чувств

Информация о работе Развитие эмоционально – волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста