Различные пути преодоления заниженной самооценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:03, дипломная работа

Краткое описание

Одним из важнейших факторов, влияющих на поведение индивида, является его самооценка. Еще мудрый Соломон подметил: “Каковы мысли в сердце человека таков и он” (Пр.23:7)1. Внутренние мысли человека в значительной степени детерминируют его поведение. То, как человек относится к себе, непосредственным образом влияет на его поведение и отношение к другим. Карл Роджерс, известный своей разработкой ”терапии, центрированной на клиенте2” утверждает, что основная проблема в жизни каждого человека заключается в понимании и принятии самого себя.3 И как только это происходит - многие эмоциональные проблемы находят свое разрешение.

Содержание

Введение.
I Сущность понятия “самооценка”.
А. Разнообразие взглядов на самооценку.
Б. Структура понятия самооценки.
1. Ощущение себя любимым.
2. Чувство собственного достоинства.
3. Чувство компетентности.
В. Самооценка и уровень притязаний.
II Причины формирования заниженной самооценки.
А. Наследственные факторы.
Б. Влияние социальной среды.
1. Родители.
2. Школа.
3. Взрослая жизнь.
В. Признаки заниженной самооценки.
III Некоторые пути преодоления заниженной самооценки.
А. Использование защитных механизмов. (неосознанный путь)
1. Сублимация.
а) Ложное смирение.
б) Маски.
2. Самоутверждение.
а) Консерватизм.
б) Девиантное поведение.
Б. Методики самосовершенствования.
1. Отечественная школа психологии.
2. Бихевиоральная школа психологии.
3. Когнитивная школа психологии.
4. Методики компенсирования недостатков.
В. Изменение отношения к окружающим и себе.
1. Автономия от мнений окружающих.
а) Конструкты зависимости от окружающих.
б) Концепция ценности человека, представленная в Библии.
в) Концепция ценности человека ведёт к автономии от мнений окружающих.
2. Изменение личных оценочных конструкт по отношению к себе.
а) Ложные конструкты оценивания себя.
б) Принятие себя.
3. Библейская концепция ценности человека влияет на все три столпа самооценки.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

заниженная самооценка.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

Мы не будем приводить  тест для определения самооценки, т.к. это не входит в цель данной работы, но считаем необходимым дать общие  признаки заниженной самооценки, показать основные видимые проявления ее в  поведении человека. Если вы обнаруживаете  в себе или в ком-то более, чем 20% этих признаков, это значит, что самооценка является заниженной. Вот эти признаки67:

  • Большая чувствительность к упрекам и критике. Это связано с тем, что критика затрагивает самооценку человека, которая и так занижена. По причине этого, критика болезненно воспринимается и переносится. Часто это проявляется в обидах по самому незначительному поводу (незначительным этот повод является лишь для окружающих). Как правило, “мелочи”, которые “задевают” человека, указывают на те области, в которых “хромает” его самооценка, и в которых у него уже имеются “раны”. Например, если человека “задевают” замечания, связанные с его знаниями, умениями или навыками, то, скорее всего, у него страдает чувство компетентности. Если человека “задело” легкое замечание по поводу его личностных свойств, то возможно, что он не ощущал или не ощущает  себя любимым.

Нельзя не отметить, что  чувствительность к упрекам или  критике зависит не только от самооценки, но и от настроения человека, его  физического состояния (т.е. голод, неполноценный сон накануне и т.д.) и обстоятельств,  при которых это было сказано.  Поэтому разовые случаи не могут быть причиной, достаточной для вынесения диагноза “низкая самооценка”, однако, если такая реакция повторяется неоднократно, то это является “сигнальной лампочкой”, которая в сочетании с другими проявлениями будет свидетельствовать о заниженной самооценке. Для такого человека свойственно потом “нянчиться” со своими ранеными чувствами: снова и снова вспоминать, анализировать, продумывать другие варианты исхода ситуации и т.д. В общении такой человек крайне чуток и чувствителен к мнениям других о себе, его очень волнует, что скажут или что подумают. Так же ему свойственно постоянно “казнить” себя за свои ошибки и “промахи”.

  • Второй признак заниженной самооценки - чувствительность к похвале и неумение ее принимать. Когда такого человека хвалят, он пытается отказаться от похвалы или переложить ее на кого-то другого, случайность или обстоятельства. “То, как вы принимаете комплименты, показывает, насколько вы уважаете себя”68. Интересно приложить это к христианской жизни. Когда христианина хвалят за хорошую проповедь или пение, за добросовестно сделанную работу или оказанную вовремя помощь, он старается, чтобы похвала принадлежала не ему, а Христу, и это правильно. Проблема заключается в том, что человек с заниженной самооценкой может за этим просто скрывать свое неумение принимать похвалу. Свою заниженную самооценку он неосознанно адаптировал в христианскую жизнь.
  • О заниженной самооценке может свидетельствовать и привычка негативно говорить о себе, о своих особенностях, качествах, способностях и навыках в присутствии других, а также награждать себя каким-то названием или прозвищем. У христиан это может проявляться в показном гипертрофировании своей греховности или вины.
  • Еще одним признаком заниженной самооценки является склонность к мечтаниям. Вообще нужно оговориться, что каждый человек иногда не прочь помечтать, и это вполне нормально. Под склонностью к мечтаниям мы подразумеваем частое и продолжительное по времени пребывание в мечтах, когда это становится часто практикуемой привычкой и в какие-то моменты даже может становиться второй жизнью человека. Это свидетельствует о том, что то, каким он является в данный момент, он себе неприемлем, непривлекателен. Он неудовлетворен тем положением, в котором он находится в настоящее время, недоволен отношением к нему других. И тогда он все чаще и чаще начинает воображать себя в другом мире, в мире, где его все уважают, где он многого достиг, где он представляет собой “совокупность совершенства”. Мечты - это бегство от реальности. В этом случае: чем больше человек фантазирует, тем ниже его самооценка.
  • О заниженной самооценке свидетельствует также конформистское поведение. Это выражается в приспособленчестве, т.е. стремлении ничем не отличаться от референтной группы. Происходит подстраивание под моду, вкусы, взгляды, образ жизни этой группы. Так же это проявляется в политике “невысовывания” из-за страха критики и неуверенности в своих силах. Руководитель с заниженной самооценкой будет увлекаться угодничеством. В церкви это может “выливаться” в членские собрания, на которых все “за” или все “против”. Однако здесь нужно отметить, что иногда заниженная самооценка проявляется напротив в девиантном поведении, т.е. подчеркнутой оппозиции обществу, критическом отношении, вызывающем несогласии с большинством, в подчеркнуто “своём” мнении. Многократные психологические исследования показали связь между девиантным поведением и заниженной самооценки. Ниже данный вопрос будет рассмотрен более подробно (стр. 40). Главное отличие между людьми  с заниженной и  здоровой самооценкой заключается в том, что люди со здоровой самооценкой, как правило, находятся в “золотой середине”, т.е. они не конформисты, но и не проявляют девиантное поведение, их позиция в основном сбалансирована, и если они и становятся в оппозицию, то из-за своих убеждений, а не для того, чтобы “быть оппозицией”69.
  • О заниженной самооценке также свидетельствует общая неуверенность в себе как личности, в восприятии себя хуже других, в сомнении в своих социальных навыках. Это выражается в страхе перед начинанием нового дела, опасении начать совершать что-то, что поставит на карту репутацию. Это может проявляться как в простых вещах, например, страхе во время урока, зная ответ на заданный вопрос, поднять руку и высказаться, так и в серьезных жизненных начинаниях, например, страхе взяться за какую-то общественную работу. Исключение этому составляют те случаи, когда человек действительно знает, что он не имеет важных навыков и знаний для этого дела, а не просто неуверен в себе.
  • Заключительный признак, указывающий на заниженную самооценку, это постоянное самоутверждение, постоянное стремление повысить свою значимость70. Окружающие люди воспринимаются таким человеком как соперники, которых нужно победить, а  не друзья, которых нужно любить. Средством самоутверждения могут стать большие бицепсы, обладание какой-то собственностью, например, машинка на дистанционном управлении для семилетнего мальчика, которой ни у кого больше нет, или новенький “Мерседес” для семнадцатилетнего юноши. Средством самоутверждения для студента может стать учеба, т.е. знания и т.д.

Интересно это соотнести  с христианской жизнью. Человек, не имевший признания в мире, придя  в церковь, может использовать средством самоутверждения религию. Это может проявляться, например, в стремлении к исключительной святости и резко критическому отношению к “недостаточно святым”. Ниже мы остановимся на этом вопросе более подробно (стр. 39).

К сожалению, объём данной работы не  позволяет перечислить все пути и проявления заниженной самооценки и описать все множество путей, которыми человеческая природа восполняет свои недостатки. Почти всегда это происходит на подсознательном уровне. Человек часто не осознает до конца мотивы своих поступков и слов.

Говоря о признаках заниженной самооценки в целом, нетрудно заметить, что почти все признаки проявляются  в контексте окружающих. Например, в склонности к мечтаниям, совершенный  в  мечтах  подвиг лишается своей  ценности, если его никто не увидел и не узнал. Для “героя-мечтателя” нужна хотя бы пара восхищенных глаз. Также, для обладателя “Мерседеса” важен не столько сам процесс обладания и пользования машиной, сколько то, чтобы о факте обладания машиной узнали значимые люди.

Подводя итог вводных глав работы, важно отметить, что в исследовании природы самооценки и её структуры мы обнаружили большую зависимость последней от социальной среды. Социальная среда оказывает влияние на формирование самооценки, во-первых, как фактор влияния на все три столпа, на которых базируется самооценка, во-вторых, в качестве референтной группы, которая является источником норм оценивания и самооценивания.

 

глава 111. Некоторые  пути преодоления заниженной самооценки.

 

В первых 2-х вводных главах мы рассматривали самооценку с точки зрения структуры и факторов, оказывающих влияние на её формирование. В данной главе основное внимание мы сосредоточим на возможных способах преодоления заниженной самооценки, а именно: использование защитных механизмов, методик самосовершенствования, изменение отношения к себе и другим.

 

А. Использование  защитных механизмов.

 

Когда человеческая психика  сталкивается с проблемой, которая  на уровне сознания не может быть преодолена, начинают работать механизмы, названные  Фрейдом “защитой”. Он их рассматривает  как “неосознанные реакции, защищающие индивидуума от таких неприятных эмоций, как тревога и чувство вины; эго защитные тенденции, искажающие или скрывающие угрожающие импульсы от человека71.”

Все защитные механизмы  обладают двумя общими характеристиками:

1) они действуют на  неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и

2) они искажают, отрицают  или фальсифицируют восприятие  реальности, чтобы сделать тревогу  менее угрожающей для индивидуума72. Следует также обратить внимание, что обычно применяется несколько различных механизмов для разрешения конфликта или ослабления тревоги, а случаи использования только одного механизма защиты крайне редки73. Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже74.

Вытеснение (Repression). Защитный механизм, заключающийся в том, что  нежелательные мысли или импульсы не допускаются до уровня сознания.

Проекция (Projection). Защитный механизм, состоящий в том, что  индивидуум приписывает другим свои неприемлемые желания.

Замещение (Displacement). Защитный механизм, суть которого состоит в  переадресовании чувств или импульсов кому-то, для кого они не предназначались, по причине возможного возмездия со стороны истинного объекта.

Рационализация (Rationalization). Защитный механизм, позволяющий индивидууму  находить правдоподобные оправдания своих неудач.

Реактивное образование (Reaction formation). Защитный механизм, позволяющий  снижать уровень тревоги путем  подавления одних импульсов и  чувств и усиление импульсов и  чувств противоположного значения.

Регрессия (Regression). Защитный механизм, заключающийся в том, что индивидуум отступает на более раннюю стадию развития, более безопасную и приятную; использование менее зрелых ответов в попытке справиться со стрессом.

Сублимация (Sublimation). Форма  замещения, при которой импульсы "ид”75 направляются на социально приемлемую активность.

Как мы уже отмечали, в зависимости  от ситуации и характера проблемы человеческая психика использует различные  защитные механизмы. В христианской жизни происходит аналогичный процесс. Так, некоторые христиане борются  со своим гневом с помощью вытеснения, когда отрицательные эмоции подавляются и вытесняются. Вытесненные эмоции затем проявляются в депрессиях или неожиданных и безосновательных приступах гнева. Кроме того, вытеснение ведет к серьезным внутренним болезням (гастрит, язва желудка, артрит). Неприятное ощущение своей греховности иногда преодолевается проекцией, когда свои греховные мысли или мотивы приписываются другим людям с помощью осуждения и критики. Так, например, карьерист видит всех окружающих карьеристами. Христианин может “перебрасывать” проблему, заявлять, что другие также виновны в этом, и осуждать имеющих подобные недостатки. Некоторые христиане проблему греха пытаются решить с помощью реактивного образования, когда пытаются преодолеть греховное влечение с помощью волевого усиления в себе противоположных чувств. Так молодой человек, испытывающий тревогу в связи со своими сексуальными желаниями, может стать активным критиком ношения коротких юбок.

Поэтому христианину, желающему приступить к активной деятельности в церкви, было бы, полезно, вначале поразмышлять над мотивами, которые толкают его к этой деятельности. Может оказаться, что истинной причиной его духовной ревности является не столько любовь к Господу, сколько неосознанное стремление решить свои эмоциональные проблемы.

Одной из важнейших целей  действия защитных механизмов является поддержание положительной самооценки человека. Человек может сознательно  и неосознанно прогонять из своего сознания все, что отрицательно влияет на его  самооценку. Столкнувшись с тем, какой он есть на самом деле, христианин иногда подсознательно включает этот механизм самообмана. Столкнувшись с настоящим положением своего сердца, он чувствует, как можно себя обмануть, чтобы поддержать свою самооценку на должном уровне и избавиться от чувства вины и боли. Он может и просто вытеснять ее из сознания. Например, столкнувшись со своей нравственной испорченностью, христианин может вытеснить неприятную мысль об этом,  облекши ее в обтекаемую формулировку. Чаще всего это проявляется при признании своей греховности. Христианин говорит: "Мы грешники" или даже "я грешник". Это лишь видимость признания проблемы. Грешник - это очень общее и абстрактное понятие. К тому же, это признают в отношении себя все христиане. Намного тяжелее сказать: "я очень обидчивый и завистливый человек, к тому же, в сердце, я - прелюбодей". Христианин часто не желает знать правду о себе, не желает знать скрытые мотивы своих поступков, поскольку подсознательно чувствует опасность отыскать что-то такое, что вызовет вину и заставит чувствовать себя хуже.

Масштабы данной работы не позволяют даже поверхностно описать все разнообразие действия защитных механизмов в жизни человека. Поэтому мы подробно остановимся только на 2-х, наиболее интересных, сублимации и самоутверждении76.

 

1. Сублимация.

 

Интересно в этой связи  проследить, как трансформируется заниженная самооценка при сублимации, ведь согласно Фрейду, это наиболее здоровый способ разрешения проблемы. При адаптировании заниженной самооценки в христианскую жизнь, она принимает самые необычные и на первый взгляд невинные формы. Верующий человек, страдающий заниженной самооценкой, будет склонен просто адаптировать ее в свою христианскую жизнь. Стремясь построить ее по библейским принципам, он узнает об одном из важнейших свойств характера верующего человека - смирении.  Желая стать смиренным, он обнаруживает в своей душе нечто, очень сильно похожее на христианское смирение, а именно, - заниженную самооценку. Христианин, страдающий заниженной самооценкой, может посчитать это христианским смирением.

К сожалению, многие христиане  считают смирение и заниженную самооценку синонимичными понятиями. Они считают, что для того, чтобы быть истинно смиренным человеком, необходимо обладать заниженной самооценкой. Смешение понятий смирение и заниженная самооценка можно наблюдать также и у церковнослужителей. В частности, Иоанн Кронштадский учит христиан быть смиренными следующим образом: “Христианин! Ты должен непременно быть смирен, кроток и долготерпелив, памятуя, что ты нечист, что ты брение, прах и ничтожество77. “

К сожалению, христианская публицистика часто поддерживает такую  точку зрения. Так в книге “Конспекты проповедей”78, Фридрих Швиндт  приводит план проповедь о смирении. Автор характеризует смирение как заниженную самооценку. В качестве иллюстрации, в частности, приводится пример Моисея. Когда Бог призвал его вывести народ из Египта, Моисей отказывался, говоря о своей неспособности сделать это (Исх.3:11-4:17). Автор видит в этом заниженную самооценку Моисея. Действительно ли Моисей проявлял заниженную самооценку?

Моисею предлагается вывести рабов из одного из самых  могущественных государств. Под силу ли это человеку, который 40 лет провел с овцами, не обладает авторитетом среди людей и не является хорошим оратором. Ведь обычно лишь те могут повести за собой массы людей, кто обладает ораторскими способностями (Ленин, Троцкий, Гитлер и т.д.). Моисей не обладал этим даром. Когда он, зная свои возможности, чувствовал себя неспособным вывести людей из Египта - была  ли это заниженная самооценка или это была здоровая самооценка? Когда женщину просят взять пианино и перенести его на этаж выше, разве это будет заниженной самооценкой, если она скажет, что она этого сделать одна не сможет? Не будет ли это реальной самооценкой? Когда Моисей говорил, что не сможет сделать это, он оценивал себя реально. Проблема была в том, что он не осознавал, что Сам Бог поможет ему, и Он совершит то, что не под силу Моисею.

Некоторые христиане  полагают, что считать себя хуже других - это вернейший способ стать  смиренным. Вот текст, который часто  приводится в подтверждение данной точки зрения: “Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя” (Фил 2:3).

Греческое слово (выше), употреблённое  в данном отрывке79 отличается от слова (лучше). Слово лучше (или хуже) используется при оценке или самооценке, тогда как слово выше (или ниже) связано более с категорией “смирение”. Иными словами, почитать других выше себя, не значит почитать других лучше себя. Как христиане, стремящиеся к смирению, мы должны почитать других выше себя, но, обладая здоровой самооценкой, мы не будем считать других лучше себя. Другие не лучше нас, так как они такие же грешники, как и мы. Другие не хуже нас, так как мы такие же грешники, как и они. Другие не лучше нас, так как большинство их достоинств - внешность, темперамент, таланты - лишь хорошая наследственность, данная им от Бога. Мы не лучше других, так как наши достоинства мы так же получили от Бога. Ложное смирение губительно. Оно обезличивает христианина. Оно стирает в нем Образ Божий и уничтожает его как личность.

Информация о работе Различные пути преодоления заниженной самооценки