Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 14:23, реферат
Расоведение представляет собой раздел антропологии, изучающий человеческие расы, классификацию рас, историю их формирования и такие факторы их возникновения, как селективные процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатических условий и вообще географической среды на расовые признаки.
Введение...............................................................................................................3
1. Общее понятие о расе..................................................................................3
2. Расовые признаки........................................................................................4
3. Классификация рас......................................................................................5
4. Научная несостоятельность расизма..........................................................7
Заключение..........................................................................................................8
Список литературы.............................................................................................9
Антропология
Расоведение, как раздел антропологии
Содержание
Введение......................
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Расоведение представляет собой раздел антропологии, изучающий человеческие расы, классификацию рас, историю их формирования и такие факторы их возникновения, как селективные процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатических условий и вообще географической среды на расовые признаки.
Антропологические исследования позволяют получить материалы, дающие возможность выяснить родственные отношения между расами, а также древность, место и причины возникновения расовых типов. Эти материалы имеют значение для разрешения ряда вопросов истории народов. Так, отличие той или иной группы населения по антропологическому типу позволяет реконструировать миграцию предков данного этноса (народа), либо предков его соседей.
Проблема этногенеза (происхождения народа) имеет огромное значение для многонационального государства в связи с ростом национального самосознания. Доказательства единства происхождения всех современных рас является серьезным аргументом в борьбе с расизмом. С точки зрения антропологии, представления о расе как «душе» языка и культуры, является лжеучением.
1. Общее понятие о расе
Термин «раса» созвучен арабскому «ras» — «начало», «происхождение» и итальянскому «razza» — «раса», «племя» [3].
Представители различных расовых типов могут достаточно сильно отличаться друг от друга (суданский негр, монгол, прибалтийский европеец), прежде всего по ряду телесных признаков — цвету кожи, волос, глаз, форме волос, чертам лица, форме черепа, пропорциям тела и др. Расовые признаки связаны с наследственностью и мало меняются под воздействием среды [2].
Расы связаны с определенной территорией — ареалом. В настоящее время данная связь может не обнаруживаться (черная раса, например, представлена в населении Африки и Америки), однако она существовала в прошлом.
Механизм формирования отдельного расового признака человека является биологическим, в то время как история сочетания отдельных признаков в расовые комплексы относится к социальной жизни человека. Так, история заселения Венгрии может объяснить появление там тугой формы волос [3].
Расовые признаки человека в настоящее время в значительной мере потеряли свое адаптивное значение. Так, в сравнении с умением добывать огонь, строить жилище, шить одежду, например, расовые особенности, способствующие терморегуляции в холодном климате, стали малосущественны.
Массовые переселения народов привели к проявлению разнообразных метисов, особенно на границах ареалов. В составе любой человеческой расы можно найти более типичных и менее типичных ее представителей. Точно так же и сами расы бывают либо резко выраженными, либо сравнительно мало отличающимися от прочих рас; некоторые расы имеют промежуточный характер [2].
2. Расовые признаки
При отнесении человека к той или иной расе учитывается целый комплекс особенностей внешности человека [4; 5].
Определение расовых признаков и их индивидуальной изменчивости производится специальными антропологическими приемами и с помощью специальных инструментов. Измерениям и осмотру подвергаются, как правило, сотни и даже тысячи людей изучаемой расовой группы. Подобный подход позволяет с достаточной точностью судить о расовом составе того или иного народа, о степени смешанности или чистоты расового типа.
Попытки построить все более и более полную и объективную классификацию человеческих рас заняли значительное место в антропологической литературе с начала ХХ века. В нашей стране наиболее известны три классификации. Одна приведена в учебнике «Антропология» Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина, вторая предложена Г.Ф. Дебецем, третья разработана В.В. Бунаком.
Первая имеет довольно строгую структуру: три большие расы подразделяются на малые расы, промежутки между большими заполнены шестью промежуточными расами. В названиях соблюден географический принцип.
Классификация Г.Ф Дебеца наиболее близка к генеалогическому древу человека. Все человечество автор разделил на негро-австралоидную, европеоидную и монголоидную большие расы, причем больше сближал первые две. Каждая из них делится на две основных ветви, настолько сложно переплетенные друг с другом, что порой трудно сказать, к какой большой расе относится тот или иной конкретный антропологический тип. Однако, эта схема крайне сложна и практически непредставима в текстовом или табличном виде.
В.В. Бунак представлял
расовую дифференциацию в виде дерева
(Бунак В.В., 1980). Его "стволы" и "ветви"
он разделял на основе представлений
о древности и глубине
Одна из наиболее известных классификаций принадлежит Я.Я. Рогинскому и М.Г. Левину. При построении классификации учитывались: степень морфологического сходства рас, их географическое распространение и по возможности древность их формирования, причем последняя в ряде случаев за отсутствием материала устанавливалась и использовалась лишь предположительно. Расовая схема, предложенная авторами, выделяет три больших расы, каждая из которых разделяется на пять промежуточных (малых рас) [2]:
Промежуточное место между экваториальной и евразийской большими расами занимают две расы: эфиопская и южноиндийская; между евразийской и азиатско-американской размещаются также две расы — южносибирская и уральская; наконец, особое место по значительной части признаков промежуточное между американской и австралийской занимают полинезийская и курильская расы. Вопрос о происхождениях этих промежуточных форм разрешается различно для каждой из них.
Надо отметить, что многие антропологи не согласны с группировкой ряда рас в схеме Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина. Например, рядом оказались австралийская и бушменская расы, общих расовых черт у которых практически нет. Создатели этой классификации ясно понимали условность предлагаемой схемы и особо отметили ее в сопровождающем тексте.
Расистские теории делят человечество на «высшие» и «низшие» расы, предполагая, что особенности морфологии определяет культурный, духовный и экономический потенциал данной расы. При этом утверждается, что никакие внешние влияния, социальные преобразования не могут изменить принадлежность расы к той или иной категории, так как это наследственный признак, приобретённый в результате эволюции и закреплённый генетически. В качестве «высшей» расы обычно называется европеоидная раса. Согласно расисткой теории именно она является высшим продуктом эволюции, победившим в борьбе за существование, и призвана эффективно руководить всеми «низшими» расами на благо человечества [7].
Критика расизма основывается на нескольких положениях.
Во-первых, подчёркивается видовое единство человечества, схожесть представителей разных рас по основным биологически значимым признакам. Все расы дают жизнеспособное и плодовитое потомство. Генетическое расстояние между большими расами, определяемое по частоте несовпадения аллельных генов очень мало.
Второе доказательство,
несостоятельности расизма
Эта динамика никогда не определялась биологическими, расовыми признаками, так как наблюдалась на всех континентах во все времена. Главным был социальный фактор и наличие ресурсов для развития (пища, полезные ископаемые, доступность строительного материала и так далее).