Ресоциализация беспризорников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 17:28, контрольная работа

Краткое описание

Проблема детской беспризорности стала одной из самых болезненных для страны. Ученые разрабатывают модные темы: лидерства, компетентности, говорят о плюсах и минусах Болонского образовательного проекта. Но чудовищный ком беспризорности нарастает. Привычным становится грустный вздох нашей психологии по поводу того, что нынешние времена по количеству беспризорных сопоставимы с периодом Гражданской войны. Не меньшую опасность, чем социальное сиротство, представляет собой духовная беспризорность детей, живущих в материально благополучных семьях.

Психологические аспекты, проблемы подростковой беспризорности в Роcсии приобрели острейшую социально-экономическую и нравственную значимость. Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпровождением, ведущим к социальной дезадаптации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты

1.1 Понятие подростковой беспризорности

1.2 Проблема подростковой беспризорности в России

1.3 Особенности подросткового возраста и проблема беспризорности

1.4Нормативно-правовая база социально-педагогической и профилактической работы с явлением безнадзорности и беспризорности

1.5Практика социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными

ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности в России: Результаты исследования

2.1 Описание этапов и методов исследования

2.2 Исследование причин подростковой беспризорности в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 144.78 Кб (Скачать файл)

Отсюда, наряду с оказанием непосредственного  воздействия на личность несовершеннолетнего, весьма важно нормализовать его  отношения в коллективе одноклассников, помочь восстановить его статус среди  сверстников, преодолеть отчуждение от класса, школы, повысить их референтную значимость. Поэтому важно, чтобы коллективная общественно-полезная деятельность, в которую вовлечен трудновоспитуемый, позволяла ему реализовать потребность в самоутверждении (Вострокнутов, 1996).

Поэтому социальному педагогу необходимо не просто добиться, чтобы подросток  был занят каким-то общественно  полезным трудом либо учебой, но помочь ему выбрать такое занятие, с  которым он мог бы успешно справиться, восстанавливая тем самым свой прежний  статус в коллективе сверстников.

При всей важности общественно-полезной деятельности в процессе воспитания и перевоспитания, из под внимания социального педагога не должны выпадать и проблемы их досуга, развитие полезных интересов и высших духовных ценностей.

Немаловажным  принципом социальной реабилитации является глубокая доверительность  и уважение во взаимоотношениях с  подростком.

Когда-то доктор Спок давал американским родителям грубоватый, но верный совет: «Не уподобляться угорелым кошкам», то есть проявлять выдержку и терпение в отношениях с детьми. Выдержка и терпение особенно необходимы при работе с трудными детьми. Процесс воспитания, а процесс перевоспитания особенно, как и любой труд встречает сопротивление материала, в данном случае - сопротивление трудновоспитуемого ребенка воспитательному воздействию.

Данное  обстоятельство обязывает социальных педагогов в отношениях с этими  подростками строго придерживаться принципа А.С. Макаренко «как можно  больше уважения к человеку, как  можно больше требовательности к  нему» (Кудрявцев, 1976).

В работе с трудными подростками общеизвестно два подхода в преодолении  педагогической запущенности детей:

Индивидуальная  работа;

Работа  с неблагополучными семьями с  целью коррекции трудного подростка.

Индивидуальная  работа состоит из нескольких этапов: а) Коммуникативный этап.

Задача  на этом этапе заключается в формировании умений установления позитивных контактов  с трудными подростками и его  окружением. Это становится возможным  при овладении методикой контактного  взаимодействия, разработанной Л.Б.Филоновым. Необходимо овладеть и теоретическими знаниями по следующим аспектам: педагогическая запущенность, причины; пути коррекции трудного подростка; понятия об умениях и навыках работы с трудными подростками.

Показателем уровня сформированности является умение установить позитивные отношения с трудным учеником и его окружением (одноклассниками, учителями, друзьями по месту жительства, родителями) (Изучение личности, семьи и комьюнити (общины) в системе социальной работы США, 1992).

Подготовку  социального педагога по овладению  данными умениями и реализацию мероприятий  можно условно разделить на четыре подэтапа:

Первый  подэтап - теоретическая подготовка по вопросам педагогической запущенности (прослушивание лекций, работа в семинарах и самостоятельная работа с первоисточниками);

Второй  подэтап - ознакомление с материалами, имеющимися на трудных подростков в школе, инспекции по делам несовершеннолетних, а также формирование системы частных умений - гностического (анализ личного дела), проектировочного (определение стратегии), конструктивного (планирование педагогической деятельности) и моделирование возможных позитивных контактов с трудным учеником;

Третий  подэтап - установление первых контактов с окружением трудного подростка и затем - с ним;

Четвертый подэтап - анализ степени совпадения теоретических положений и первых практических шагов, обмен мнениями по проделанной работе.

Исследовательский этап

Задача  на этом этапе заключается во включении  в процесс деятельности социального  педагога некоторых элементов исследования. Теоретическая основа умения базируется на знании рода методик по изучению педагогической запущенности, педагогическая деятельность направлена на выработку частных умений, из которых ведущее - умение исследовать сложное педагогическое явление.

Показателем уровня сформированности являются умения социального педагога составить психолого-педагогическую характеристику трудного подростка.

Исследовательский этап также можно разделить на пять подэтапов: Первый подэтап - теоретическое ознакомление с проблемой посредствам изучения методик исследования педагогической запущенности, вычленение роли исследовательского компонента в подходе к трудному подростку и характеристик проявления педагогической запущенности.

Второй  подэтап - практическая деятельность по изучению взаимоотношений в микросреде (школьных, семейных, неформальных), вычленение ведущего отрицательного компонента отношений и тех групп отклонений, которые могут использоваться как средство коррекции трудного подростка.

Третий  подэтап - практическая деятельность по изучению личности ребенка, определения уровня педагогической запущенности.

Четвертый подэтап - составление характеристики школьника.

Пятый подэтап - обмен мнениями, осмысление практических результатов под углом зрения теоретических знаний (Елисеев, 2000).

Проектировочный этап

Задача  заключается в формировании проектировочного аспекта умения. Теоретическая основа умения базируется на знаниях о роли воспитания, самовоспитания и перевоспитания учащихся, понятие цели воспитания как программы педагогической деятельности, понимание общих и специальных  приемов воспитания трудных детей.

Показателем нового уровня сформированности умения является поворот ученика к усвоению общественных норм поведения и построение своих взаимоотношений с окружающими на их основе.

Данный  этап можно разделить на четыре подэтапа:

Первый  подэтап - изучение теории вопроса об индивидуальном подходе к трудному подростку с позиции проектирования личности.

Второй  подэтап - составление программы педагогической работы по перевоспитанию трудного подростка на основе изучения его личности.

Третий  подэтап - практическое осуществление программы через систему запланированных дел, включение школьника в различные виды деятельности, совместная деятельность школы, семьи и общественности.

Работа  с неблагополучными семьями строится из следующих этапов:

1 этап - тщательное изучение семьи по  основным параметрам, в число  которых входят:

структура семьи и основы семейных отношений: количественный состав семьи, статус ее членов, отношений между отцом  и матерью, между родителями и  детьми, основной характер семейных отношений (взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невмешательство  в жизнь других членов семьи, гуманизм или жестокость);

стиль и тон семейной жизни: какие впечатления преобладают (положительные или отрицательные), чем дорожат родители в семье, что их связывает, что дает им радость, что способствует сохранению семьи, причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей, причины отрицательных переживаний ребенка;

образ жизни ребенка в семье: его  отношения с каждым членом семьи, кто действует на него положительно и в какой области, кто и  почему влияет отрицательно, семейные права и обязанности, основные виды деятельности ребенка в семье, увлечения, главные интересы и как семья  способствует их развитию, как проводит свободное время, тема основных разговоров родителей с подростком;

сознательное  воспитательное воздействие родителей  на ребенка, то есть, как родители изучают  его, как поощряют, наказывают, управляют  развитием его интересов, формируют  положительные качества.

При изучении семьи социальный педагог может  использовать такие методы, как наблюдение, посещение семей, опросы родителей  и детей, беседы, анкетирование, творческие работы детей. При этом важно соблюдать  непременное условие: каждый из методов  выполняет по отношению к другим компенсирующую и контролирующую функции. Этим, конечно, не исчерпывается арсенал  приемов и методов изучения семей  школьников. Выбирать их следует исходя из конкретных обстоятельств.

2 этап - установление доверительных отношений  с родителями. В этих целях  разработан адаптированный вариант  методики контактного взаимодействия  Л.Ф.Филоновой, который включает следующие этапы:

установление  между родителями и социальными  педагогами надежных и прочных отношений  по вопросам воспитания в достижении такого взаимопонимания, при котором возможно эффективное влияние на ребенка, как со стороны школы, так и со стороны семьи;

формирование  у родителей потребности к  доверию, разрушение имеющихся барьеров, желание видеть в социальном педагоге своего помощника в деле воспитания, создание возможности сообщать достоверные  и достаточные сведения, касающиеся условий жизни и воспитания учащегося  в семье;

достижение  активного и творческого поведения, как со стороны социального педагога, так и со стороны родителей;

изменение отношения к учащемуся со стороны  родителей, изменение условий его  жизни в семье, семейного микроклимата в целом.

3 этап - информационно-консультативная помощь  родителям. Она может осуществляться  следующими формами:

лекции  на педагогическую тему, цель которых  заключается в раскрытии сущности рассматриваемой проблемы на основе современных научных данных;

семинары  по обобщению опыта семейного  воспитания;

педагогические  практикумы, суть которых в том, что  на занятиях родители получают задания-рекомендации по педагогическому самообразованию, поручения, направленные на улучшение  воспитания детей;

конференции по обмену опытом семейного воспитания, которые являются своеобразным итоговым занятием в системе работы с родителями, выполняя роль обратной связи.

Необходимо  отметить, что социальный педагог  сможет успешно решать вопросы коррекции  трудных подростков, если он умеет  составлять психолого-педагогическую характеристику на них, знает и владеет  методами и принципами воспитания, технологиями социально-педагогической реабилитации и активно использует их в процессе профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних, правильно диагностирует ошибки и недостатки семейного воспитания и видит пути их преодоления, вовлекает  трудных подростков в различные  виды деятельности, не забывая об их правовом воспитании и использует родителей, общественность, школу в этих целях.

Среди многих социальных институтов, занимающихся проблемами социальной адаптации и  реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков (социально-реабилитационные центры, приюты и т.п.) немалую роль могут играть подростковые клубы  по месту жительства. Возможности  подростковых клубов, безусловно, огромны, так как они являются одним из звеньев социально-психологического механизма, позволяющего осуществить успешную социально-педагогическую интеграцию педагогически запущенных детей.

Ряд специфических  особенностей клубной работы содержит уникальные возможности для социальной адаптации и интеграции таких  детей в общество здоровых сверстников:

удобное расположение клубов по месту жительства;

постоянная (ежедневная) возможность социально-ориентированной  работы;

возможность осуществления индивидуального  подхода к каждому ребенку;

направленность  на решение проблем социальной адаптации  и социализации путем формирования у детей социально-коммуникативной  компетентности; 

возможность формирования гуманистически ориентированной  личности и др.

Рассмотренный нами пример конкретной технологии социальной реабилитации предусматривает системную  последовательность действий по оказанию помощи безнадзорным и беспризорным детям и подросткам.

Анализируя  различную научно-методическую, а  также практическую литературу по данной проблематике мы пришли к выводу о  том, что большинство существующих технологий в социальной работе, социальной педагогике и психологии, направленные на работу с безнадзорными и беспризорными  детьми и подростками содержат в  себе элементы педагогического подхода.

Учитывая  множество данных технологий, а также  их общую педагогическую направленность, мы пришли к выводу о том, что модель деятельности социального педагога с семьей, разработанная В.Н. Гуровым, может быть применена в системе  работы учреждений социального обслуживания безнадзорных и беспризорных детей  и подростков, при том, что будет  включать в себя следующие компоненты:

Информация о работе Ресоциализация беспризорников