Ресоциализация беспризорников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 17:28, контрольная работа

Краткое описание

Проблема детской беспризорности стала одной из самых болезненных для страны. Ученые разрабатывают модные темы: лидерства, компетентности, говорят о плюсах и минусах Болонского образовательного проекта. Но чудовищный ком беспризорности нарастает. Привычным становится грустный вздох нашей психологии по поводу того, что нынешние времена по количеству беспризорных сопоставимы с периодом Гражданской войны. Не меньшую опасность, чем социальное сиротство, представляет собой духовная беспризорность детей, живущих в материально благополучных семьях.

Психологические аспекты, проблемы подростковой беспризорности в Роcсии приобрели острейшую социально-экономическую и нравственную значимость. Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпровождением, ведущим к социальной дезадаптации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты

1.1 Понятие подростковой беспризорности

1.2 Проблема подростковой беспризорности в России

1.3 Особенности подросткового возраста и проблема беспризорности

1.4Нормативно-правовая база социально-педагогической и профилактической работы с явлением безнадзорности и беспризорности

1.5Практика социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными

ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности в России: Результаты исследования

2.1 Описание этапов и методов исследования

2.2 Исследование причин подростковой беспризорности в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 144.78 Кб (Скачать файл)

Как отмечают психологи, у большинства трудных  детей и подростков блокирована  одна из фундаментальных потребностей человека – потребность в уважении и любви. Отсутствие возможности  удовлетворить такую потребность  выкидывает ребёнка на улицу, где  он находит то, к чему стремится. Если к вышеизложенному добавить, что современный ребёнок живёт и развивается на фоне сильнейшего антропо-экологического напряжения, увеличивающего опасность срыва адаптационных барьеров. 

Следует отметить, что к причинам происхождения  подростковой безнадзорности современные  исследователи в области социологии и детской психологии относят  на сегодняшний день не только экономические  и социальные проблемы, но и проблемы психологического характера.

Так, Е.Г. Слуцкий выделяет три основные категории  причин развития детской безнадзорности: социально-экономические, социально-психологические  и медико-психологические причины.

К социально-экономическим он относит факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, голод, безработица, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.

Социально-психологические  причины, по мнению автора, связаны  с кризисом семьи, увеличением разводов, с утерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым отношением с детьми, физическими  наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых.

Медико-психологические  причины он увязывает с увеличением  числа детей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты  асоциального поведения (т.е. наличие  генетической предрасположенности). Согласно данным, приведённых в его работе, среди подрастающего поколения  такие дети составляют 3-5 процентов.

Интересное  исследование структуры детской  беспризорности было проведено Московским городским центром «Дети улиц». При этом все источники формирования детской беспризорности были разделены  на пять групп.

В первую группу были отнесены дети, причиной беспризорности которых явилась нелегальная  миграция семей из ближнего зарубежья  в Россию. По данным Московского  городского центра «Дети улиц», эта  группа составляет 4-5 процентов от общей  массы беспризорных детей.

Вторая  группа беспризорных детей формируется  из несовершеннолетних, оставшихся без  родителей либо иного попечения  в силу различных трагических  обстоятельств (катастроф, мятежей  и т.п.). Число этих подростков, по данным исследования, составляет 8-9 процентов  от всех беспризорных. 

Третья  группа несовершеннолетних беспризорных образуется в результате попытки  скрыться от суда и следствия после  совершения уголовно наказуемых деяний. Доля этих детей не превышает 0,5процентов.

Четвёртая, самая многочисленная группа несовершеннолетних беспризорных – это самовольно ушедшие  из дома. Дети-беглецы покидают родительский кров из-за жестокого с ними обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и в силу иных причин. Доля таких детей достигает 82-86 процентов.

Последняя, пятая группа несовершеннолетних мигрантов  состоит из лиц, самовольно покинувших специальные детские учреждения – спецшколы, СПТУ, детские дома, школы-интернаты, иные объекты. Ранее  эти подростки входили в одну из четырёх перечисленных групп  несовершеннолетних мигрантов. Попав  под специально-педагогический контроль государства, они были размещены  в упомянутых детских учреждениях. Количество этих подростков составляет 5-6 процентов.

Подтверждает  данные исследования и структура  безнадзорных, приведённая в работе А.М. Нечаевой. Согласно представленной ей классификации, рост безнадзорных детей пополняется за счёт трёх основных категорий:

- дети, потерявшие семью и родителей  из-за их смерти, лишения родительских  прав;

- дети, «выброшенные» из семьи, отвергнутые  родителями;

- беглецы  из дома, семьи, детского интернатного учреждения.

Как отмечает А.М. Нечаева, сиротство, вызванное смертью  единственного родителя либо обоих  родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим  усилий по устройству ребёнка, оказавшегося в одиночестве. Если ранее в большинстве  случаев ребёнок-сирота устраивался  у лиц, пожелавших заменить ему родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), приёмных родителей), то в последние годы сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов взять на воспитание такого ребёнка. Следует отметить, что в особенно сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что существенно затрудняет их устройство в другую семью или интернатное учреждение.

Другая  категория детей, пополняющих ряды безнадзорных – это дети, отторгнутые  семьёй. Как правило, речь идёт о  так называемых неблагополучных  семьях.

В литературе неоднократно отмечался тот факт, что неблагополучная семья в  России на сегодняшний момент становится всё более привычным явлением. Степень и причины семейного  неблагополучия разные, начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих  жизнь несовершеннолетних, до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, деградации личности родителей, порождённой, как правило, хроническим  алкоголизмом, наркоманией. В подобных семьях всё подчинено непреодолимому влечению к алкоголю, когда забота о детях только мешает и озлобляет. В таких случаях ребёнок как  бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен. Несовершеннолетние дети, когда их некому защитить, уходят на улицу в поисках пропитания, ночлега, а также сочувствия, сопереживания. Если их не успевают вовремя обнаружить, подобрать и устроить управомоченные на то органы, чаще всего их путь лежит к безнадзорникам.

Особое  место среди обстоятельств, способствующих бегству ребёнка на улицу, занимают психические заболевания, во-первых, родителей, во-вторых, самого ребёнка. Что же касается детей, то по информации независимых экспертов около 4,5% несовершеннолетних в РФ страдают психическими расстройствами. Усугубляется положение  и ростом числа умственно отсталых детей. Не случайно в качестве психобиологических предпосылок асоциального поведения  несовершеннолетних выделяются такие  неблагоприятные особенности психики  детей и подростков, как нервно-психическая  патология, акцентуации характера, а также отставание в умственном развитии детей, вызванное рядом  наследственных факторов.

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие  причины безпризорности:

- экономические  (экономический кризис; безработица;  обнищание широких слоёв населения,  чье большинство живёт за чертой  бедности; голод; эпидемии);

- социальные (повсеместное ослабление семейных  устоев; утрата 

старшим и младшим поколениями моральных  ценностей; кризис семьи, увеличение разводов, рост числа сирот, грубое отношение  с детьми, физические наказания, сексуальные  домогательства со стороны взрослых);

- психологические  (ранимость детской психики, стремление  ребёнка к независимости, дефекты  воспитания, социопатии);

- медицинские  (распространение пьянства, алкоголизма,  наркомании; рост генетически обусловленных  психических заболеваний среди  взрослого населения России, а  также среди детей и подростков);

- политические (открытость границ России для  стран, ранее входивших в Советский  Союз, политический кризис в странах  ближнего зарубежья, значительно  усиливший приток беженцев в  крупных городах России);

- социально-правовые (не достаточно чётко проработанный  механизм

профилактики  детской беспризорности и безнадзорности, в частности, громоздкость процедур усыновления, недостатки устройства системы  интернатных учреждений и др.);

- рост  криминализации общества (распространённость  новых для России видов правонарушений (проституция, торговля наркотиками  и пр.) при одновременном ослаблении  механизмов контроля за работодателями в результате развития мелкого и нелегального бизнеса, а также неотработанность механизмов и процедур выявления и наказания взрослых, вовлекающих детей в эти виды деятельности).

Таким образом, таковы в общих чертах причины  подростковой беспризорности и безнадзорности в современной России.

Как видно  из вышеизложенного, данное явление  нельзя считать только «социальной  болезнью» цивилизованного общества. Это ещё и правовая, политическая проблема, прямо характеризующая  функциональную способность государства  защитить своих граждан, в том  числе и несовершеннолетних.

1.4 Нормативно-правовая база социально-педагогической и профилактической работы с явлением безнадзорности и беспризорности

Основным  документом по защите прав детей является Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. Это правовой документ высокого международного стандарта, который провозглашает  ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом  права.

   13 июня 1990 г. Конвенция о правах  ребенка была ратифицирована  Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для  Российской Федерации.

   29 декабря 1995 г. принят новый  Семейный кодекс Российской Федерации.  В нем предусмотрено существенное  усиление гарантий прав детей,  есть специальная глава “Права  несовершеннолетних”. Ребенку предоставляется  право выражать свое мнение  при решении в семье любого  вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в  ходе любого судебного административного  разбирательства. Мнение ребенка  имеет большое значение в решении  вопросов лишения родительских  прав, передачи одному из родителей.  Изменение имени, фамилии ребенка,  восстановление родителей в родительских  правах, усыновление, помещение в  приемную семью происходят только  с согласия ребенка, достигшего 10-летнего возраста.

   24 июня 1999 г. был принят Федеральный  Закон № 120 “Об основах системы  профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних”.  Настоящий Федеральный Закон  в соответствии с Конституцией  Российской Федерации и общепризнанными  нормами международного права  устанавливает основы правового  регулирования отношений, возникающих  в связи с деятельностью по  профилактике безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних; называет категории лиц, в отношении  которых проводится индивидуальная  профилактическая работа, их права.

   Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включает в себя деятельность следующих учреждений и органов: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

   Социальные педагоги, занимающиеся  решением проблем детской и  подростковой безнадзорности и  беспризорности, должны ознакомиться  со следующими документами, изданными  в последние годы:

   - О принятии безотлагательных  мер по возвращению несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей,  образовательных, иных детских  учреждений (письмо министра образования  от 06.11 2001 г. № 1313/28-5).

   - Об экстренных мерах по решению  проблем детской беспризорности  и безнадзорности (приказ от 29.01 2002 г. № 237).

   - О создании оперативного штаба  по профилактике детской беспризорности  и безнадзорности (приказ министра  образования от 29.01 2002 г. № 238).

   - Об организации работы по  выполнению постановления Правительства  Российской Федерации от 13 марта  2002 г. № 154 “О дополнительных  мерах по усилению профилактики  беспризорности и безнадзорности  несовершеннолетних на 2002 г.” (приказ  министра образования от 18.04 2002 г.  №1490).

   - Об организации работы по  ведению государственного банка  данных о детях, оставшихся  без попечения родителей (приказ  министра образования от 28.06 2002 г.  № 2482).

   - О мерах государственной поддержки  детей-сирот, детей, оставшихся  без попечения родителей, в  том числе детей, переданных  на усыновление иностранным гражданам  и проживающим за пределами  РФ (рекомендации парламентских  слушаний Госдумы ФС РФ).

   3 октября 2002 г. Постановлением  Правительства Российской Федерации  утверждена федеральная целевая  программа “Дети России” на 2003—2006 гг. Одной из подпрограмм является  “Профилактика безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних”.  Цель подпрограммы — укрепление  системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних; создание условий для эффективной  реабилитации и всестороннего  развития детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации.

   Мероприятия подпрограммы “Профилактика  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних” включают в  себя следующее:

   1. Создание технологии сбора информации  о детях, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации.

   2. Внедрение электронной информационной  системы выявления и учета  детей, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации.

Информация о работе Ресоциализация беспризорников