Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 17:28, контрольная работа
Проблема детской беспризорности стала одной из самых болезненных для страны. Ученые разрабатывают модные темы: лидерства, компетентности, говорят о плюсах и минусах Болонского образовательного проекта. Но чудовищный ком беспризорности нарастает. Привычным становится грустный вздох нашей психологии по поводу того, что нынешние времена по количеству беспризорных сопоставимы с периодом Гражданской войны. Не меньшую опасность, чем социальное сиротство, представляет собой духовная беспризорность детей, живущих в материально благополучных семьях.
Психологические аспекты, проблемы подростковой беспризорности в Роcсии приобрели острейшую социально-экономическую и нравственную значимость. Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпровождением, ведущим к социальной дезадаптации.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты
1.1 Понятие подростковой беспризорности
1.2 Проблема подростковой беспризорности в России
1.3 Особенности подросткового возраста и проблема беспризорности
1.4Нормативно-правовая база социально-педагогической и профилактической работы с явлением безнадзорности и беспризорности
1.5Практика социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными
ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности в России: Результаты исследования
2.1 Описание этапов и методов исследования
2.2 Исследование причин подростковой беспризорности в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Как отмечают
психологи, у большинства трудных
детей и подростков блокирована
одна из фундаментальных потребностей
человека – потребность в уважении
и любви. Отсутствие возможности
удовлетворить такую
Следует
отметить, что к причинам происхождения
подростковой безнадзорности современные
исследователи в области
Так, Е.Г.
Слуцкий выделяет три основные категории
причин развития детской безнадзорности:
социально-экономические, социально-психологические
и медико-психологические
К социально-экономическим он относит факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, голод, безработица, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.
Социально-психологические причины, по мнению автора, связаны с кризисом семьи, увеличением разводов, с утерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым отношением с детьми, физическими наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых.
Медико-психологические причины он увязывает с увеличением числа детей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциального поведения (т.е. наличие генетической предрасположенности). Согласно данным, приведённых в его работе, среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5 процентов.
Интересное исследование структуры детской беспризорности было проведено Московским городским центром «Дети улиц». При этом все источники формирования детской беспризорности были разделены на пять групп.
В первую группу были отнесены дети, причиной беспризорности которых явилась нелегальная миграция семей из ближнего зарубежья в Россию. По данным Московского городского центра «Дети улиц», эта группа составляет 4-5 процентов от общей массы беспризорных детей.
Вторая
группа беспризорных детей формируется
из несовершеннолетних, оставшихся без
родителей либо иного попечения
в силу различных трагических
обстоятельств (катастроф, мятежей
и т.п.). Число этих подростков, по
данным исследования, составляет 8-9 процентов
от всех беспризорных.
Третья группа несовершеннолетних беспризорных образуется в результате попытки скрыться от суда и следствия после совершения уголовно наказуемых деяний. Доля этих детей не превышает 0,5процентов.
Четвёртая, самая многочисленная группа несовершеннолетних беспризорных – это самовольно ушедшие из дома. Дети-беглецы покидают родительский кров из-за жестокого с ними обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и в силу иных причин. Доля таких детей достигает 82-86 процентов.
Последняя, пятая группа несовершеннолетних мигрантов состоит из лиц, самовольно покинувших специальные детские учреждения – спецшколы, СПТУ, детские дома, школы-интернаты, иные объекты. Ранее эти подростки входили в одну из четырёх перечисленных групп несовершеннолетних мигрантов. Попав под специально-педагогический контроль государства, они были размещены в упомянутых детских учреждениях. Количество этих подростков составляет 5-6 процентов.
Подтверждает данные исследования и структура безнадзорных, приведённая в работе А.М. Нечаевой. Согласно представленной ей классификации, рост безнадзорных детей пополняется за счёт трёх основных категорий:
- дети, потерявшие семью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав;
- дети,
«выброшенные» из семьи,
- беглецы из дома, семьи, детского интернатного учреждения.
Как отмечает А.М. Нечаева, сиротство, вызванное смертью единственного родителя либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребёнка, оказавшегося в одиночестве. Если ранее в большинстве случаев ребёнок-сирота устраивался у лиц, пожелавших заменить ему родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), приёмных родителей), то в последние годы сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов взять на воспитание такого ребёнка. Следует отметить, что в особенно сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что существенно затрудняет их устройство в другую семью или интернатное учреждение.
Другая категория детей, пополняющих ряды безнадзорных – это дети, отторгнутые семьёй. Как правило, речь идёт о так называемых неблагополучных семьях.
В литературе неоднократно отмечался тот факт, что неблагополучная семья в России на сегодняшний момент становится всё более привычным явлением. Степень и причины семейного неблагополучия разные, начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, деградации личности родителей, порождённой, как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией. В подобных семьях всё подчинено непреодолимому влечению к алкоголю, когда забота о детях только мешает и озлобляет. В таких случаях ребёнок как бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен. Несовершеннолетние дети, когда их некому защитить, уходят на улицу в поисках пропитания, ночлега, а также сочувствия, сопереживания. Если их не успевают вовремя обнаружить, подобрать и устроить управомоченные на то органы, чаще всего их путь лежит к безнадзорникам.
Особое
место среди обстоятельств, способствующих
бегству ребёнка на улицу, занимают
психические заболевания, во-первых,
родителей, во-вторых, самого ребёнка.
Что же касается детей, то по информации
независимых экспертов около 4,5%
несовершеннолетних в РФ страдают психическими
расстройствами. Усугубляется положение
и ростом числа умственно отсталых
детей. Не случайно в качестве психобиологических
предпосылок асоциального поведения
несовершеннолетних выделяются такие
неблагоприятные особенности
Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие причины безпризорности:
- экономические
(экономический кризис; безработица;
обнищание широких слоёв
- социальные
(повсеместное ослабление
старшим
и младшим поколениями
- психологические
(ранимость детской психики,
- медицинские
(распространение пьянства, алкоголизма,
наркомании; рост генетически
- политические
(открытость границ России для
стран, ранее входивших в
- социально-правовые
(не достаточно чётко
профилактики детской беспризорности и безнадзорности, в частности, громоздкость процедур усыновления, недостатки устройства системы интернатных учреждений и др.);
- рост
криминализации общества (распространённость
новых для России видов
Таким образом, таковы в общих чертах причины подростковой беспризорности и безнадзорности в современной России.
Как видно
из вышеизложенного, данное явление
нельзя считать только «социальной
болезнью» цивилизованного
1.4 Нормативно-правовая база социально-педагогической и профилактической работы с явлением безнадзорности и беспризорности
Основным
документом по защите прав детей является
Конвенция о правах ребенка, принятая
Генеральной Ассамблеей ООН в 1989
г. Это правовой документ высокого международного
стандарта, который провозглашает
ребенка полноценной и
13 июня 1990 г. Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российской Федерации.
29 декабря 1995 г. принят новый
Семейный кодекс Российской
24 июня 1999 г. был принят Федеральный
Закон № 120 “Об основах системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений
Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включает в себя деятельность следующих учреждений и органов: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Социальные педагоги, занимающиеся
решением проблем детской и
подростковой безнадзорности и
беспризорности, должны ознакомиться
со следующими документами,
- О принятии безотлагательных
мер по возвращению
- Об экстренных мерах по
- О создании оперативного штаба
по профилактике детской
- Об организации работы по
выполнению постановления
- Об организации работы по
ведению государственного
- О мерах государственной
3 октября 2002 г. Постановлением
Правительства Российской
Мероприятия подпрограммы “
1. Создание технологии сбора
2. Внедрение электронной