Речь и ее нарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 13:01, творческая работа

Краткое описание

Речь — высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков.
Ее социальная функция → обеспечение общения, а в интеллектуальном плане — это механизм абстрагирования и обобщения, создающий основу категориального мышления.
Мышление у взрослого человека само в большинстве случаев воплощается в речи, являющейся его выразителем.

Вложенные файлы: 1 файл

Расстройства речи.ppt

— 1.17 Мб (Скачать файл)

 

 

Речь и ее  нарушения

 

Кафедра специальной  психологии КГПУ

проф. Шилов  С.Н.

 

 

  • Речь — высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков.
  • Ее социальная функция → обеспечение общения, а в интеллектуальном плане — это механизм абстрагирования и обобщения, создающий основу категориального мышления.
  • Мышление у взрослого человека само в большинстве случаев воплощается в речи, являющейся его выразителем.

 

 

  • Любая  форма психической деятельности  формируется и  реализуется с прямым или косвенным участием речи.
  • Ее важнейшей структурной единицей является слово как носитель определенного значения (обобщенного и устойчивого отражения предметного содержания) и смысла (индивидуального значения слова в конкретной ситуации).
  • Носителем значения всегда служит чувственный образ, а материальными носителями являются моторный (артикуляция), звуковой или графический (письмо) компоненты.
  • У взрослого человека материальный носитель почти не осознается, а ведущая роль принадлежит содержанию слова и его значению.

 

 

  • Смысл связан со словом в целом, а не с каждым его звуком.
  • Фонемы — единицы речевого акустического восприятия. Каждый национальный язык характеризуется специфическим набором фонематических признаков, которые создают его структуру.
  • Для русского языка основную  фонематическую нагрузку несут гласные и согласные, противопоставляемые по принципу «звонкость — глухость».
  • Артикулемы →моторные схемы произнесения того или иного звука, позициями речевого аппарата.

 

 

Этапы развития  речи ребенка

 

  • В возрасте 2—3 мес. появляется гуление, к 4-5 мес. → «лепетная речь», к 6—8 мес.  начинают встречаться фрагменты, благодаря ударению и мелодике напоминающие слово.
  • Устная речь и устное речевое высказывание формируются до 2—3 лет (им сопутствует и усиленное развитие понимания речи взрослых). Письмо и чтение формируются существенно позднее.
  • Этапы формирования речевой коммуникации  сопровождаются совершенствованием слухоречевого восприятия, овладением произвольной слухоречевой памятью.
  • К трехлетнему возрасту у ребенка появляются три основных элемента простых фраз: подлежащее, глагол и дополнение. Ребенок пользуется некоторыми местоимениями и множественным числом и приобретает новые слова со скоростью примерно 400 за 6 месяцев.
  • В возрасте 5—7 лет начинается формирование внутренней речи.

 

 

Виды речи

 

                                                                                                                                                                                       

  • Экспрессивная (громкая, выразительная, направленная вовне) — начинается с мотива и замысла (динамической схемы высказывания), проходит стадию внутренней речи, обладающей свернутым характером, и переходит в стадию высказывания; ее разновидность → речь   письменная, которая  может быть самостоятельной или под диктовку;                                                                               
  • Импрессивная (понимающая) — начинается с восприятия речевого высказывания через слух или зрение  (через чтение), проходит стадию декодирования (выделения информативных компонентов) и завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее   соотнесением с семантическими (смысловыми) структурами и  включением в определенный контекст,  без которого даже грамматически правильные предложения могут оставаться  непонятными.

 

 

  • Речевая деятельность требует совместной работы разных зон коры, обеспечивающих специфический вклад в общий речевой процесс.                                   
  • Прямое сопоставление сложных психических действий (в т.ч. и речи) с отдельными локальными  очагами мозговых поражений не совсем верно.
  • Отделы коры,  обеспечивающие речемыслительную деятельность, обладают большой степенью полифункциональности, поэтому критическим для  конечного результата является не вовлеченность какой-либо зоны, а сохранение возможности взаимодействия множества слухоречевых зон, в котором   участие одной из них является обязательным.
  • Важную роль в расстройствах речи играют и глубокие структуры мозга, включая базальные ганглии,   проводящие пути и мозжечок.

 

 

  • Речевы зоны→ 41-е первичное поля слухового анализатора + вторичные отделы височной коры (42-й и 22-й поля) + некоторые отделы  теменно-конвекситальной поверхности левого полушария, а также лобные доли мозга, при поражении которых делается малодоступным  понимание сложных форм речи и  подтекста сложных высказываний. 
  • Выделяется небольшое   дополнительное моторное поле, расположенное в основном в верхней части   медиальной поверхности лобных долей, которое активируется при поражении других речевых зон.
  • Все речевые зоны объединяются внутрикорковыми связями (пучками коротких и длинных волокон) и действуют как единый механизм.
  • Кооперация различных речевых областей осуществляется в соответствии со следующими представлениями

 

 

 

Речевые центры

 

 

Участки коры  мозга, раздражение которых вызывает  речевые расстройства (по Пенфильду)

 

 

 

  • После слуховых путей акустическая информация попадает в первичную слуховую кору и для выделения в ней смысла передается в зону Вернике (рядом с третичными полями),  где при необходимости осуществляются операции абстракции и формирование системы отношений между лингвистическими единицами внутри фразы.
  • Для произнесения слова необходимо, чтобы представление  о нем  из зоны Вернике поступило в зону Брока, расположенную в нижней лобной извилине. Следствие этого  →детальная программа артикуляции, которая реализуется благодаря активации части моторной коры, управляющей речевой мускулатурой. 
  • Контроль точности исполнения артикуляций обеспечивается нижнетеменной (постцентральной) зоной.
  • Экспрессивно-эмоциональное окрашивание высказывания и интонационное различение речи, требует связи левой коры с ресурсами правого полушария.
  • Для осуществления сложного законченного высказывания как упорядоченной во времени последовательности моторных действий необходимо привлечение лобных конвекситальных отделов.
  • Лобные доли (префронтальная часть)  преобразуют речь в поведение, подчиняют  поведение заданию, команде или замыслу.

 

 

 

  • Если речевая информация поступает через зрительный анализатор (как результат чтения), то пришедшие сигналы после первичной зрительной коры направляются в область угловой извилины, которая обеспечивает ассоциацию зрительного образа слова с его акустическим аналогом с последующим извлечением смысла в зоне Вернике.
  • Целостная речевая деятельность не ограничивается только внутрикорковой обработкой информации, поскольку рассечение участков коры между речевыми зонами не приводит к ее заметным нарушениям.
  • Это объясняется тем, что взаимодействие между указанными зонами происходит не только по горизонтали, но и по вертикали — через таламо-кортикальные связи.

 

 

  • Из клинического опыта известно, что наиболее выраженные речевые расстройства возникают при левосторонних поражениях коры, что  трактовалось в пользу соответствующей полушарной доминантности по речи.
  • Однако известно, что при возникновении патологии в различных участках коры, имеющих отношение к речи, их функции берут на себя сохранившиеся отделы как левого, так и правого полушария и т.п.
  • Таким образом, речевые структуры мозга обладают широкой распределенностью и полифункциональностью, определяемой возможностью их полноценного взаимодействия!!

 

 

  • Афазии (фр. А.Трус, 1864 г) — системные речевые расстройства при локальных поражениях коры при сохранности элементарных форм слуха и артикуляторного аппарата, обеспечивающего членораздельное произношение. 
  • Для большинства афазий характерно поражение вторичных корковых полей, ответственных за исполнение гностических и праксических функций. 
  • Во многих случаях  клиническая практика сталкивается с комбинированными поражениями (с вовлечением и третичных полей).
  • При всех формах афазий, помимо типичной  симптоматики, регистрируются нарушения понимания и исполнения речи, нарушения процессов внутренней речи, ослабление слухоречевой памяти,  слухоречевого внимания и аграмматизмы.

 

 

Сенсорная  афазия  
(акустика-гностическая) (нарушение рецептивной речи по 10 МКБ)

 

  • Связана с поражением зоны Вернике.
  • В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, то есть способности различать звуковой состав речи, что проявляется в нарушении понимания устного родного языка вплоть до отсутствия реакции на речь.
  • Спонтанная, активная речь превращается в «словесную окрошку», насыщенную аграмматизмами. Одни звуки или слова заменяются другими, сходными по звучанию, но далекими по смыслу («голос-колос», «точка-тучка»). Это называют  парафазиями. Правильно произносятся только привычные слова. Речь  становится бедной на существительные, но богатой глаголами, междометиями и вводными словами.
  • В половине случаев наблюдается  логорея — избыток речевой продукции, речевое недержание. Высказывания сопровождаются адекватной мимикой, жестами и интонационным разнообразием, из-за чего общая смысловая направленность речи, как правило, больным передается верно.
  • В более легких  случаях трудности появляются лишь при восприятии развернутых текстов, требующих логических операций и внимания.

 

 

 

Эфферентная  афазия (нарушение зкспрессивной речи  10 МКБ)

 

   Возникает  при поражении нижних отделов  коры премоторной области (зона  Брока).

  • При полном ее разрушении  издаются только нечленораздельные звуки, но  артикуляционные способности и понимание обращенной к больным  речи сохранены. Часто в устной речи остается лишь одно слово или сочетание слов, произносимых с разной интонацией.
  • Больные, свободно повторяя  изолированные звуки или слоги, не могут произнести программно организованный комплекс звуков, которым является слово.
  • Не обеспечивается  слияние преобразований поз губ и языка в необходимую последовательность, распадаются  последовательные серии  эфферентных команд, которые составляют артикуляторную схему слова. Письмо и чтение практически отсутствуют.
  • При не грубых поражениях  речь более сохранна, но страдает общая организация, речевого акта,  не обеспечиваются его плавность и четкая последовательность. Этот симптом входит в более общий синдром пре моторных нарушений движений — кинетической апраксии.

 

 

Эфферентная  афазия

 

  • Больные не могут переключиться от одного слова к другому (приступить к слову) и в речи, и в письме.  Паузы заполняются вводными или стереотипными словами, междометиями и словами-паразитами. 
  • Стиль   речи   становится   телеграфным   —  используются  преимущественно существительные в именительном падеже, исчезают предлоги, связки,  наречия и прилагательные, возникают ошибки в  ударении.
  • Зона Брока имеет тесные двусторонние связи с височными структурами мозга и работает с ними как единое целое, поэтому при эфферентной афазии  встречаются и вторичные трудности в восприятии устной речи.

 

 

Амнестическая  афазия

 

  • Она неоднородна и, в зависимости от доминирования патологии со стороны слухового, ассоциативного или зрительного компонента, может встречаться в трех основных формах:

      -  акустико-мнестическая;

Информация о работе Речь и ее нарушения