Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 16:27, курсовая работа
В настоящее время в российском обществе нет устоявшегося взгляда на воспитание детей и подростков. Существует многообразие стандартов и норм. В воспитании присутствуют как стандарты, традиционно присущие российской системе – помощь старшим, социальная справедливость, так и ценности Запада – конкурентоспособность, материальное благополучие, стремление к стандартам «общества потребителей». Большая часть подрастающего поколения усваивает именно ценности западной культуры. Это порождает у молодежи тенденции к эмиграции из страны или переезду в крупные города.
Введение…………………………………………………………………....... 2
Библиографический список………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты суицидального (саморазрушающегося) поведения подростков………………………………………………………...5
1.1. Понятие суицида и суицидального поведения………………………...5
1.2. Особенности суицидального поведения подростков.………………...8
1.3. Структура и динамика суицидального поведения….………………...10
Глава 2. Роль социального педагога в профилактике суицидального поведения среди подростков…………………………………………………………………….15
2.1. Причины и типология суицидального поведения…………………….15
2.2. Предотвращение суицида и меры предупреждения побуждений к самоубийству………………………………………………………………….19
2.3. Методические рекомендации по организации работы по профилактике детско-подросткового суицидального поведения в школе и семье…………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………….…............23
Список литературы…………………………………………………..………..24
Министерство Образования Российской Федерации
Омский государственный педагогический университет
Кафедра Психологии и социальной педагогики
Курсовая
на тему:
Роль социального педагога в профилактике суицидов среди подростков 14-15лет.
Выполнила: студентка 22группы
Русяева Александра
Проверила: Хохлова Е.А.
Омск, 2013
Введение…………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты
суицидального (саморазрушающегося) поведения
подростков……………………………………………………
1.1. Понятие суицида
и суицидального поведения……………
1.2. Особенности суицидального
поведения подростков.………………...
1.3. Структура и динамика
суицидального поведения….……………
Глава 2. Роль социального педагога
в профилактике суицидального поведения
среди подростков……………………………………………………
2.1. Причины и типология
суицидального поведения…………………
2.2. Предотвращение суицида
и меры предупреждения
2.3. Методические рекомендации
по организации работы по
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
В настоящее время
Распространенность суицидов, токсикомании, нехимических зависимостей и других видов саморазрушающего поведения, алкоголизация, наркотизация достигли в России масштабов социальной катастрофы. Статистика фиксирует опасные тенденции – происходит «омоложение» саморазрушающего поведения, то есть оно затрагивает детей и подростков на все более ранних возрастных этапах. Такие виды разрушающего поведения как наркомания, токсикомания, алкоголизм провоцируют нарушения в развитии эмоционально-волевой, интеллектуальной, ценностно-смысловой сфер личности подростка, а также отрицательно влияют на его соматическое здоровье, провоцируя возникновение хронических заболеваний. Эти виды саморазрушающего поведения, приобретенные в подростковом возрасте, легко закрепляются в форме «вредных привычек», сопровождающих человека на протяжении всей жизни [6, c.17].
Следствием этого является ухудшение здоровья людей. Многие формы такого поведения отрицательно сказываются на способности к построению межличностных отношений, самореализации в трудовой деятельности. Таким образом, аутодеструктивное поведение негативно влияет на интеллектуальный, профессиональный, генетический потенциал общества.
Многие проблемы
подростков детерминируются особенностями
современной социокультурной
В настоящее время в российском обществе нет устоявшегося взгляда на воспитание детей и подростков. Существует многообразие стандартов и норм. В воспитании присутствуют как стандарты, традиционно присущие российской системе – помощь старшим, социальная справедливость, так и ценности Запада – конкурентоспособность, материальное благополучие, стремление к стандартам «общества потребителей». Большая часть подрастающего поколения усваивает именно ценности западной культуры. Это порождает у молодежи тенденции к эмиграции из страны или переезду в крупные города.
У другой части молодежи формируется ощущение собственной несостоятельности от несоответствия завышенным стандартам и аутодеструктивное поведение становится способом совладания с ним. Остро стоит вопрос гуманизации общества. В воспитании и образовании декларируется стремление к утверждению гуманистической парадигмы, но это мало отражается на практике.
Больше распространен директивный способ передачи норм поведения и ценностей в процессе воспитания без учета потребностей подростка и особенностей возраста. Имеет место дистанцирование как школы, так и родителей от помощи подросткам в разрешении их проблемам [9, c. 26]
Таким образом, столь широкому распространению саморазрушающегося поведения среди подростков способствует дестабилизация и постоянная трансформация общественно - экономических и социально-психологических отношений, негативное влияние некоторых аспектов школьного и семейного воспитания, деструктивными аспектами влияния СМИ и стереотипов массового сознания. Вследствие этого в педагогической и психологической практике необходимо решение задач формирования благополучной, социально адаптированной личности, способной к саморазвитию, реализации своего творческого потенциала.
Все формы саморазрушающегося поведения приводят к ухудшению качества жизни или даже к смерти, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям. Большинство людей осознает это, но такое поведение продолжает распространяться. Происходит это по причине того, что саморазрушающееся поведение является одним из компенсаторных, зашитых механизмов адаптации и стабилизации личности, попыткой приспособления к неблагоприятным условиям, когда критичность мышления нарушена или не сформирована и человек, действуя под влиянием безысходности, тревоги, страха, вины, стыда, усталости, азарта или сильного аффективного состояния гнева и злости, не думает об отдаленных последствиях своих действий.
Библиографический список
2.Амбрумова
А.Г. Индивидуально-психологиче
3.«Профилактика суицидального поведения» Л. И. Адамова.
Целью курсовой работы является: выявить склонность к суицидальному (саморазрушающемуся) поведению у несовершеннолетних.
Объект - особенности суицидального поведения несовершеннолетних.
Предмет - причины суицидального поведения у несовершеннолетних.
Задачи исследования:
1.Изучив существующую литературу по данной проблеме, дать общее представление о суициде как акте самоубийства.
2.Выделить факторы, способствующие суицидальному поведению.
3.Рассмотреть специфические особенности суицидального поведения детей и подростков.
4.Развеять существующие в обыденном сознании мифы о подростковых самоубийствах.
Профилактика суицидального (саморазрушающегося) поведения у подростков будет наиболее успешной, если:
- включить оказания помощи
по проблеме через такие
- будет направлена на
развитие мотивационной сферы подростков в отношении
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1.Провести анализ литературы
по проблеме
2. Рассмотреть
особенности суицидального
3. Составить
программу профилактики
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ педагогической, психологической и социологической литературы по данной теме; были отобраны для исследования следующие методы опроса (беседа, анкетирование); тест Личко «ПДО»; тест фрустрационной толерантности Розенцвейга; тест «определение направленности личности Басса»; диагностическая анкета о критических ситуациях подростков.
Для подростка обычно критерием хорошей адаптации служит ощущение комфортности в среде сверстников, безотносительно ее социальной направленности. Благополучие в перспективе, даже собственное здоровье, мало волнует подростков, если для этого необходимо чем-то поступиться в настоящем.
Данная курсовая работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, библиографического списка, заключения и приложений.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО (САМОРАЗРУШАЮЩЕГОСЯ) ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек.
Величайшие умы человечества размышляли, и размышляют до сих пор, над этой проблемой. Сотни философов, социологов, психологов, врачей изучали, и продолжают изучать, проблему самоубийства в самых различных аспектах.
Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом. Исключительно человеческий акт, суицид встречается во всех культурах.
Люди, совершающие суицид,
обычно страдают от сильной душевной боли
и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют
Суицид рассматривается
как ведущая причина смертей во всем мире,
поэтому он является значительной общественной
проблемой. Кроме того, некоторые исследователи
Тем не менее, нельзя переоценивать важность изучения самоубийства. Поскольку социальная норма числа самоубийств характеризуется постоянством, превосходящим норму общей смертности, то изучению в первую очередь подвергаются резкие скачки общего (среднегодового или среднемесячного) показателя самоубийств – как ответной реакции на общественные кризисы.
В русском языке слово самоубийство означает “намеренное лишение себя жизни”. В научной литературе исследователи также говорят, что самоубийство - деяние умышленное. Таким образом, ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.
Теперь следует осветить сам механизм формирования внутри личности суицидальной направленности.
Собственно суицидальное поведение - “любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни”.
Внутреннее суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Практически целесообразно пользоваться тремя ступенями из этой шкалы:
Пассивные суицидальные
мысли характеризуются
Суицидальные замыслы - это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает по мере разработки плана ее реализации. Продумываются способы, время и место самоубийства.
Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.
Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации традиционно называется пресуицидальным (пресуицидом).
Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). В случаях продолжительного пресуицида процесс развития внутренних форм суицидального поведения отчетливо проходит описанные выше этапы. Однако эта последовательность обнаруживается далеко не всегда. При острых пресуицидах можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же.
Внешние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные попытки и завершенные суициды
Суицидальная попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Она в своем развитии проходит две фазы обратимая и необратимая.
Исходя из суицидальной попытки и ее фаз, можно в каждом конкретном случае решить вопрос, имел ли место переход от суицидальных тенденций к покушению на самоубийство.
Информация о работе Роль социального педагога в профилактике суицидов среди подростков 14-15лет