Самооценка и особенности поведения подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель: раскрытие сущности подросткового периода, специфические особенности проявления кризисных состояний и как акцентуации характера сочетаются с другими причинами формирования отклоняющегося поведения.
Задачи:
1. Изучение и анализ психолого-педагогических источников по теме исследования.
2. Изучение особенностей развития в подростковый период

Содержание

Ведение.....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы развития ребенка в подростковый период
1.1. Особенности развития в подростковый период (физиология). Подростковый возраст и его особенности............................................................5
1.2. Особенности самооценки в сложный период, отклонение в поведении…………………………………….........................................................8
1.3. Сущность и проявление особенностей поведения у подростка. Сравнительная характеристика детей в семье и интернате..............................14
Глава 2 Помощь социального педагога и психолога в работе с подростками с отклоняющимся поведением
2.1. Выявление детей с отклоняющимся поведением при помощи наблюдений с учетом разной самооценки………………………..................…20
2.2 Проведение диагностик. Способы диагностики девиантного поведения подростков. Рекомендации по работе с трудными подростками...........................................................................................................21
Заключение.............................................................................................................25
Список литературы................................................................................................26
Приложение………………………………………………..........................…….27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Алексеевой Евгении.docx

— 84.87 Кб (Скачать файл)

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Педагогический колледж №1 имени К.Д. Ушинского

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Тема: Самооценка и особенности поведения подростка

 

 

 

Автор:

Алексеева Евгения Геннадьевна

студентка IV курса, группы 41П,

специальность 050711 «Социальная

педагогика"

 

Научный руководитель:

Скуратова Людмила Владимировна

Преподаватель психолого -  педагогического цикла высшей категории

 

 

 

 

 

Москва

                                                              2013

Содержание

Ведение.....................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы развития ребенка в подростковый период

1.1. Особенности развития  в подростковый период (физиология). Подростковый возраст и его особенности............................................................5

1.2. Особенности самооценки в сложный период, отклонение в поведении…………………………………….........................................................8

1.3. Сущность и проявление  особенностей поведения у подростка. Сравнительная характеристика детей в семье и интернате..............................14

Глава 2 Помощь социального педагога и психолога в работе с подростками с отклоняющимся поведением

2.1. Выявление детей с  отклоняющимся поведением  при помощи наблюдений с учетом разной самооценки………………………..................…20

2.2 Проведение диагностик. Способы диагностики девиантного  поведения подростков. Рекомендации по работе с трудными подростками...........................................................................................................21

Заключение.............................................................................................................25

Список литературы................................................................................................26

Приложение………………………………………………..........................…….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

Подростковый период – это этап развития, находящийся между детством и взрослостью. Актуальность этой темы в том, что подростковый возраст – самый трудным из возрастов человека

    Особое положение  подросткового периода в развитии  ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована  сложность и важность происходящих  в этом возрасте процессов  развития, связанных с переходом  от одной эпохи жизни к другой.

   Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований. Появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

   Именно в этот  период формируются нравственные  ценности, жизненные перспективы, происходит  осознание самого себя, своих  возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и  стать взрослым, тяга к общению  со сверстниками, оформляются общие  взгляды на жизнь, на отношения  между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные  смыслы жизни.

   Основными новообразованиями  в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих  поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться  на них в своем поведении. Новообразования  не возникают сами по себе, а являются итогом собственного  опыта ребенка, полученного в  результате активного включения  в выполнение самых разных  форм общественной деятельности.

   Известно, что акцентуации  в ряде случаев сочетаются  с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное  поведение, употребление наркотиков.

Данной проблемой занимались следующие педагоги: Л. С. Выгодский, Э. Шпрангер,   Э. Штерн, Д.Б.Эльконин, Т.В. Драгунова.

 

 

Проблема исследования -  В настоящее время появляется очень большие отклонения в поведении подростка,может ли педагог совместно с психологами и родителями помочь ребенку правильно оценивать свое поведение

 

Область исследования- Педагогика

 

Объект исследования – Отклонение в поведении подростка

 

Предмет исследования-методы и приемы работы с трудными подростками

 

Цель: раскрытие сущности подросткового периода, специфические особенности проявления кризисных состояний и как акцентуации характера сочетаются с другими причинами формирования отклоняющегося поведения.

 

Задачи:

1. Изучение и анализ психолого-педагогических источников по теме исследования.

2. Изучение особенностей развития в подростковый период.

3.  Установить причины  отклоняющегося поведения подростков

4. Определить методы предупреждения  отклоняющегося поведения

 

Методы исследования:

  • Теоретические
  • Эмпирический

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы развития ребенка в

подростковый период.

 

1.1. Особенности  развития в подростковый период (физиология, акцентуация характера). Подростковый возраст и его  особенности.

   В подростково - юношеском возрасте, возрастные границы которого, ограничиваются возрастом 12-15 лет (± 2 года), проявляются  особенности, характерные только для данного возраста. В этот период происходит биологическое созревание организма с соответствующими нервными, эндокринными сдвигами. Этот возраст можно оценить как наиболее ответственный для всего последующего развития. Это период роста - и физического, в том числе полового созревания от первых его признаков до полного завершения, и социально-психологического. В последнем случае имеется в виду формирование характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности.

   Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.   

   Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются "критическими периодами детства". Этот период характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.

   Подростковый возраст, по словам Л. С. Выгодского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.

    Типы развития :

   Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я".

    Второй тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

    Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

    Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека – любовь и ее проявления в подростковом возрасте.

   Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие "серьезная игра". Примером "серьезной игры" могут служить занятия спортом и участие в юношеских организациях, выбор профессии и подготовка к ней, игры любовного характера (флирт, кокетство).

   В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса "Кто я" может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

    Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:

1.Возникают трудности и отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, уход из школы, т.к. главное для подростка происходит теперь вне её.

2.Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять). 3.Подросток начинает вести дневник.

    Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой. К ним относятся подражание внешним признакам взрослости, равнение на качество взрослых, стремление овладеть разными "взрослыми умениями" – социальная и интеллектуальная взрослость.

   Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка, т.к. в ней формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л. С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм.

   Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускореннее, а образование – более сложным. Введены новые программы компьютеризации обучения. Все это требует развития интеллекта и способностей. А если к этому прибавить крушение идеалов и распад подростковых организаций (пионерских и комсомола) и ничего почти не созданного взамен этого, то становится понятно, почему нарушения поведения у подростков стали актуальной проблемой.

 

 

 

 

1.2. Особенности самооценки в сложный период, отклонение в поведении

   Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

   Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованием подросткового периода. Они утверждают, что самооценка является довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом.

   В процессе развития самосознания, центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда преувеличенное — своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.

Информация о работе Самооценка и особенности поведения подростка