Связь стратегий самопредъявления и я-концепций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель: теоретически обосновать связь способности личности к управлению самоопределением и Я-концепцией.
Гипотеза: способность к управлению самопредъявлением связана с Я-концепцией.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Самопредъявление личности как предмет психологического исследования…………………………………………………………………...5
1.1. Основные подходы к изучению самопредъявления, стратегии и тактики самопредъявления …………………………………………………...5
1.2.Я-концепция как фактор самопредъявления.......................................16
1.3.Мотивации самораскрытия в межличностном общении………………………………………………………………………..22
2. Программа эмпирического исследования взаимосвязи Я-концепции и самопредъявления…………………………………………………………......27
Заключение………………………………………………………………...31
Литература……

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик курсовой.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

Директивную позицию, в первую очередь, занимают люди, которые имеют более  высокий социальный статус и/или  наделены властными полномочия ми над  ситуацией. Они определяют данную ситуацию и отвечают за ход взаимодействия ее участников. К таким людям относятся в первую очередь руководящие лица, которым по долгу службы вменяется в обязанность управлять подчиненными. Высокую позицию автоматически занимают люди, пользующиеся большим уважением, имеющие звания, степени, награды. Даже если они являются приглашенными лицами, и сами не руководят взаимодействием, им выражают всевозможные знаки внимания и почтения (предоставляются лучшие места, не накладывают ограничения на их выступления по сравнению с другими людьми и пр.).

Во-вторых, в директивной позиции  находятся старшие по возрасту люди, поскольку они обладают большим  жизненным опытом. Во многих культурах  неукоснительно требуется демонстрация почтения и послушания относительно лиц старшего возраста. Иногда даже небольшая разница в возрасте (например, у детей) может давать преимущество в занятии директивной позиции.

В-третьих, такое преимущество может  давать власть над пространством, в  котором разворачивается взаимодействие. На собственной территории (у себя дома или в своем кабинете) человек обладает большими правами, чем посторонний. Эта традиция имеет эволюционные корни, которые позднее были подкреплены всем социальноисторическим опытом. Даже если человек занял первым какую-то территорию ненадолго и ситуативно (столик в кафе, скамейку в парке), это дает ему преимущество перед теми людьми, которые начнут претендовать на эту территорию позже. Таким образом, роль хозяина пространства общения тоже может рассматриваться как руководящая. Хозяин пространства может проявить гостеприимство и быть очень любезным, но гости не должны забывать о том, что это чужая территория.

Четвертый фактор, который определяет руководящую позицию, это биологический  пол. Этот фактор также имеет филогенетические корни, связанные, прежде всего, с физической слабостью представительниц женского пола по сравнению с представителями мужского пола. Конечно, человечество на пороге ХХI века пытается выйти на равенство полов по предоставляемым правам, но все таки при прочих равных условиях в ситуации взаимодействия мужчины и женщины первый чаще берет на себя роль определяющего и управляющего ситуацией. Это проявляется в стремлении мужчин овладевать пространством общения, брать на себя инициативу в речи, демонстрировать снисходительноопекающую позицию по отношению к женщинам. 

Таким образом, мы имеем четыре конструкта, описывающих четыре пары асимметричных  ролевых отношений:

    • старший – младший;
    • руководитель – подчиненный;
    • хозяин – посторонний (гость, новичок, и т.п.);
    • мужчина – женщина.

 

Когда статусные позиции участников взаимодействия уравновешены, имеет место паритетное общение. Это общение иногда называют горизонтальным, поскольку оно чаще всего разворачивается между людьми равными по статусу, относящимися к одной ступени социальной иерархии. Равновесие может достигаться либо равенством по всем четырем критериям, либо превосходством одного партнера по одним критериям, а другого – по другим. В случае полного социального равновесия тоже может возникнуть доминирование одного человека над другим, но оно будет обусловлено уже личностными, а не социальными факторами (например, большей активностью одного из участников взаимодействия)[11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Мотивации самораскрытия в межличностном общении.

         Анализ аннотаций статей, содержащихся в Базе данных Американской психологической Ассоциации, показывает, какие аспекты исследования самораскрытия являются приоритетными у психологов разных стран. На первое место по количеству работ выходит проблема самораскрытия лиц, имеющих отклонения от физической или социальной нормы, иначе говоря, людей, которым приходится скрывать от окружающих свою особенность. К ним относятся больные СПИДом, лесбиянки, гомосексуалисты, наркоманы, жертвы сексуального насилия. Особенно много работ посвящено исследованию взаимоотношений людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. На втором месте стоит изучение подростков, для которых самораскрытие тоже представляет некоторую сложность в силу их возрастных особенностей. Третье место занимают публикации, в которых обсуждается влияние самораскрытия пациента и психотерапевта на протекание психотерапевтического процесса. Причем, если самораскрытие пациента всеми воспринимается как обязательное условие успеха, то в отношении самораскрытия психотерапевта единства мнений у представителей разных направлений психотерапии нет. Остальные работы посвящены анализу разнообразных внешних и внутриличностных факторов, способствующих или препятствующих самораскрытию, и кросс-культурным различиям. Наряду с самораскрытием активно изучается самопредъявление, под которым понимается стремление произвести определенное впечатление на окружающих.        

Анализ направленности данных работ показывает, что авторы больше ориентированы на исследование феноменологии самораскрытия, чем  на изучение его мотивационно-смысловой стороны. В то же время становится понятным, что дальнейшее продвижение в понимании природы этого феномена становится невозможным без обращения к мотивации самораскрытия, ведь в зависимости от целей и мотивов взаимодействия содержание самораскрытия может полностью меняться у одного и того же человека. К сожалению, в большинстве публикаций авторы не столько изучают сам процесс самораскрытия, сколько связь между результатом ответа на опросник Джурарда и другими тестовыми показателями личности или характеристиками ситуации, в которой проходил замер. Такой подход не только недостаточен, но даже и неправилен, поскольку исследователи оперируют с неким конечным суммарным показателем самораскрытия, в который на равных вносят свой вклад такие несопоставимые по уровню интимности темы, как "мои любимые блюда" и "мои страхи и тревоги"[10].       

Разграничение между самораскрытием и самопредъявлением, предлагаемое в зарубежной литературе, также мне  представляется не отражающим главного их различия. Д.Майерс определяет самопрезентацию как "акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам"[7]. На самом деле самопрезентация может быть направлена на прямо противоположную цель, а именно создание неблагоприятного впечатления. Достаточно вспомнить поведение профессиональной нищенки, талантливо изображенное Л.Ахеджаковой в фильме "Небеса обетованные". Она в зависимости от социальной ориентации прохожего могла преподнести себя то как жертву сталинских репрессий, то как жертву перестройки. Иногда самораскрытие противопоставляется самопредъявлению по критерию правдивости и глубины создаваемого образа. Н.В.Амяга считает, что "поверхностное, неглубокое самораскрытие чаще сопряжено с выраженным самопредъявлением и может описываться скорее как самопредъявление"[1]. Неглубокое самораскрытие может наблюдаться в ситуации обычного обмена мнениями между говорящими, при котором совсем не преследуются иные цели. Главное отличие между этими двумя формами самовыражения состоит в целях, которые преследует человек в том или другом случае. Если человек нуждается в психологической помощи, то более вероятно что он будет максимально искренним. Хотя даже в таких ситуациях человек старается рассказывать о себе таким образом, чтобы его образ имел больше положительных черт. Если же целью общения является завоевание симпатии собеседника или получение от него материальной или другой деловой помощи, субъект прибегает к предъявлению себя в том виде, в каком, с его точки зрения, он может достигнуть наилучшего результата. При этом совсем необязательно, чтобы он давал о себе ложную информацию, достаточно бывает просто подчеркнуть наличие соответствующих качеств. Хотя здесь речь шла о целях, надо иметь в виду, что очень часто они плохо или совсем не осознаются субъектом самораскрытия, поэтому корректнее говорить о мотивах. Человек может осознавать или не осознавать мотивы, которые побуждают его рассказывать о себе тем или другим людям. Шкуратова изучила вопрос о том, в какой степени люди способны осознавать эти мотивы, существует ли связь между называемыми им мотивами и содержанием самораскрытия с разными собеседниками[10].       

Целью её исследования было изучение мотивации самораскрытия в межличностном общении, которое конкретизировалось в следующих задачах: 1) изучить взаимосвязь между самораскрытием и мотивацией общения с людьми из ближайшего окружения; 2) проанализировать мотивы самораскрытия в общении с разными людьми; 3)исследовать взаимосвязь между мотивацией и содержанием самораскрытия в общении.

Подводя итог полученным эмпирическим данным, можно сделать следующие  выводы.       

Во-первых, существует несомненная  связь между мотивацией общения  и величиной самораскрытия в  ходе него. Данные свидетельствуют  о том, что наибольший объем самораскрытия и максимальное стремление к общению наблюдается по отношению к самым эмоционально близким людям (матери, ближайшим друзьям, мужу ли жене). Поэтому измерение этих показателей у членов семьи или в дружеской паре может служить надежным инструментом определения степени доверительности их отношений.        

Во-вторых, мотивация самораскрытия  одного и того же человека может  существенно меняться в зависимости  от того, кому адресовано сообщение. В  отношении близких людей преследуется цель получить эмоциональную, моральную поддержку и разнообразную помощь. В отношении посторонних значимых лиц (друг противоположного пола, преподавателя) на первый план выступают мотивы создания благоприятного впечатления о себе. Испытуемые (не психологи) продемонстрировали довольно высокий уровень рефлексии об этих различиях, что свидетельствует о том, что они достаточно хорошо осознают цели своего самораскрытия и, очевидно, в повседневной жизни видоизменяют одну и ту же информацию о себе, рассказывая ее разным людям.       

В-третьих, мотивация самораскрытия  связана с тематикой рассказа о себе. Для девушек центральной  группой мотивов самораскрытия  стала группа эмоциональных мотивов, давшая наибольшее число связей с  разными темами. Можно предполагать, что человек в зависимости от мотивации общения в целом и мотивации самораскрытия, в частности, подбирает тему самораскрытия.

       Результаты свидетельствуют о том, что в решении проблемы об индивидуальных различиях в самораскрытии необходим перенос акцента с формальных его характеристик, какими являются объем и широта, на мотивационно-смысловые, которые связаны с более глубокими личностными пластами. Только на основании ведущих мотивов самораскрытия можно выйти на стили самораскрытия и осуществить их классификацию. При этом не нужно упрощать картину, ожидая, что человек будет одинаково себя вести в общении с разными людьми. Напротив, любой человек, даже ребенок способен перестроить свое самораскрытие в зависимости от того, кому оно адресовано. Очевидно, в манере самораскрытия каждого человека есть устойчивые характеристики, проистекающие из его ценностных ориентаций и личностных свойств, и характеристики, меняющиеся в зависимости от ситуации и партнера. Более того, можно предположить, что чем более развитой является личность, тем более вариативной будет картина ее самораскрытия с разными людьми при наличии достаточной целостности поведения (свобода внутри границ). Противоречивость сведений о связи между объемом самораскрытия и психическим здоровьем обусловлена неправильным выбором показателя. Ведь общий объем самораскрытия ничего не говорит о качественной его стороне, которая и создает основу для психического здоровья. Психическое здоровье связано не с величиной самораскрытия, а с его адекватностью, которая состоит в осознании человеком собственных потребностей самораскрытия, а затем в выборе тех людей и тех ситуаций, которые способны дать удовлетворение этих потребностей в процессе самораскрытия. На пороге грядущего века психология должна отказаться от простых решений века нынешнего. Если психология прошлого ставила дихотомические вопросы (от ситуации или от внутренних свойств зависит поведение личности ), то психология будущего должна выйти на описание меняющейся личности в условиях изменяющейся среды[10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Эмпирическое исследование взаимосвязи Я-концепции и самопредъявления

В исследовании будут участвовать  студенты психологического факультета в возрасте от 20 до 35 лет. В психологии этот возраст называется молодостью. Возрастные границы молодости разными авторами определяются в разных промежутках развития. Так Г. Крайг молодость включает в раннюю взрослость (20 40 лет)[16].

Молодость для большинства молодых  людей и студенческая пора.

Молодость это и самоопределение  и начало профессиональной деятельности.

Молодость это и выбор спутника жизни, семейная жизнь, воспитание детей.

Психофизиологические функции  достигают в этот период оптимума своего развития:

  • оптимум цветовой чувствительности, остроты зрения, сенсомоторные реакции и многое другое наблюдаются около 20-25 лет[17];
  • средний возраст олимпийских чемпионов среди женщин 23,6 лет, для мужчин 25,3 года; · активно развиваются интеллектуальные и вербальные функции[18];
  • в период молодости происходит общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание.

Если в начале молодости преобладают  юношеские черты, то к 30 годам они  замещаются характеристика ми взрослости.

В молодости может сохраняться  гетерохронность развития, согласно которой различные стороны личности развиваются независимо. Если Л.С. Выготский [19]отмечал, что в отрочестве происходит несовпадение во времени трех сторон его развития: интеллектуального, полового и социального, то Б.Г. Ананьев[18] указывает на несовпадение во времени наступления зрелости чело века как индивида (физическая зрелость), как личности (гражданской зрелости), как субъекта познания и труда (умственная зрелость и трудоспособность). В период молодости происходит выравнивание темпов развития отдельных сторон личности. Но тем не менее в зависимости от жизненной позиции, стиля жизни, развитие будет преобладать в каком-то направлении.

Одни авторы считают, что развитие когнитивной сферы индивида прекращается на рубеже 18-20 лет, в последующие годы происходит снижение интеллектуальных показателей. Другие доказывают, что в период молодости, ранней взрослости когнитивное развитие продолжается.

Начало молодости воспринимается как положительное и ценное чувство, человек начинает строить будущее, ориентируясь на жизненную перспективу  в целом. Во всех сферах (социальной, профессиональной, эмоциональной, личностной) обнаруживается стремление к самовыражению. Профессиональная карьера набирает свои обороты. Строительство семьи стремление женщин, хотя они в не меньшей степени, чем мужчины, устремлены и на карьерные цели.

Информация о работе Связь стратегий самопредъявления и я-концепций