Социализация подростков с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы социализации подростков с умственной отсталостью, обусловлено поиском эффективной модели психолого-педагогической поддержки процесса саморазвития умственно отсталых учащихся в образовательной среде, повышающей их адаптационные и интеграционные возможности в быту и профессиональной ориентации.
В разработке современных средств и содержания психолого-педагогической программы социализации подростков с умственной отсталостью большое значение имеет изучение особенностей их психического развития на данном возрастном этапе.
Цель исследования: выявить особенности процесса социализации подростков с умственной отсталостью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4Глава I. Теоретические основы изучения особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью…………………….7
1.1.Понятие социализации………………………………………………………7
1.2.Особенности подросткового возраста детей с умственной отсталостью.15
1.3.Особенности процесса социализации подростков с умственной отсталостью………………………………………………………………………22
Глава II. Методические основы исследования особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью…………………….27
2.1.Диагностическая программа по выявлению особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью………………………...27
2.2.Характеристика программы повышения социализации подростков с умственной отсталостью………………………………………………………...47
Глава III. Экспериментальная работа по выявлению особенностей социализации подростков с умственной отсталостью. …………………53
3.1.Результаты, полученные по методике «Исследования самооценки
Дембо-Рубинштейн»…………………………………………………...………..53
3.2.Результаты, полученные по методике «Исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии».……………………...…………….57
3.3.Результаты, полученные по методике «Тест школьной тревожности Филипса»…………………………………………………………………………61
3.4.Результаты, полученные по методике «Опросник Басса-Дарки»………...66
3.5.Результаты, полученные по методике «Дифференциально-диагностический опросник Е.А Климова»…………………………………….69
Заключение………………………………………….……………………………73
Литература……………………………………………………………………….75
Приложение………………………………………………………………………78

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 5 КУРС.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

После проведения качественного и количественного анализа полученных данных были получены следующие результаты: экспериментальное исследование подтвердило теоретические выводы данного исследования о специфики социальной адаптации подростков с умственной отсталостью. Успешность процесса социализации определяется факторами: уровнем развития познавательной, эмоционально-волевой сферами, особенностями жизни ребенка в семье, школе, его отношениями со сверстниками. И детей с умственной отсталостью были выявлены – низкая самооценка, высокий уровень враждебности и школьной тревожности, все это мешает им в построении межличностных отношений, как со сверстниками, так и со взрослыми в школе и в семье. Все эти причины мешают им нормально социализироваться в окружающей их среде.

По результатам исследования была подобрана коррекционно – развивающая программа, направленная на повышения социализации подростков с умственной отсталостью.

Таким образом,  данная работа доказала, что процесс социализации подростков с умственной отсталостью может затрудняться индивидуально-личностными особенностями: соматическим состоянием, самооценкой подростка, влиянием социальной среды, в частности, школы. Из чего следует, что наша гипотеза подтверждена, задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Белинская Е.П. Этническая  социализация подростка. – СПб.: Питер, 2004, С.186.

2.Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. – М.: Просвещение, 2005, С.234.

3.Борич А. Семья с умственно отсталым ребенком // Дефектология. – 1999, С.128.

4.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2002, С.237.

5.Виноградов А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. – М.: Просвещение, 2003, С.188.

6. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. – М.: 1995. С.390.

7.Дембо Т.В. Проблема социально-психологической  реабилитации. – М.: 1997, С.154.

8.Егорова Т. В.  Вопросы комплексной диагностики умственной отсталости у детей. -  Иркутск, 2008, С.156.

9.Забранная С. Ж. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: 2003, С.194.

10.Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М., Просвещение, 1998. С.196.

11.Занков Л. В. Облик умственно отсталого школьника. – М.: Педагогика, 1998, С.95.

12. Иванова Н.В., Кузнецова М.С. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт. //Журнал практического психолога №2, 2008.

13.Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб., 2003. С.243.

14.Кисловская Р.В. Зависимость между социометрическим статусом и симптомами тревожности ожиданий в социальном обучении (в возрастном плане). – М., 1992.

15. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 2000. С.364.

16.Коробейников  И. А. Психологический эксперимент в дифференциальной диагностике нарушений развития у детей // Дефектология. - 1981. С.166.

17.Кривцова С., Мухаматулина Е. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1997.С.231. 
         18.Кузмина Е. С. Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников // Коррекционно развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. - М., 2007, С.137.

19.Лебединская К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции  при умственной отсталости. – М.: 2002.С. 225.

20.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина,1993. 
          21.Личко А. Е. Подростковая психиатрия, Д. Медицина – М., 1991.С.473.

 22.Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М.: 1998.

 23.Москаленко Н.В. Формирование правильных взаимоотношений с окружающими у умственно отсталых детей. «Дефектология» № 3 за 1993. 
          24.Немов Р. С. Общая психология.: Учебник для ср. проф. образования. – М., 2003, С.255.

25.Мудрик А.В. Социализация человека. – М.: 2007, С.264.

           26.Певзнер  М.С. Дети с отклонениями в развитии. Певзнер. – М.: 2000.

          27.Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника (Олигофренопсихология). - М., 2010. С.256.

          28.Петровский А. В. Общая психология. – М., 1986. С.251.

29.Пузанова Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика  - М., Академия, 2009. С.272.

30.Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1996.

31.Тренькаева Н.А. Выявление и оценка психологических эффектов социализации при формировании коммуникативного типа у лиц разного возраста. Сайт http://www.socioniko.net/ru/articles/trenk-bog-vyav.html

32.Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001.

34.Шипицына Л.М  Необучаемый ребенок в семье  и обществе. – СПб.: Питер, 2005,С.202.  

35.Шишкова И.И. Общение умственно-отсталых подростков.  
- М.: Просвещение, 2009, С.125.

36.Юдилевич Я.Г. Учет индивидуальных особенностей олигофренов-имбецилов в коррекционно - воспитательной работе // Дефектология. – 2003, № 3.

37.Сайт- психологическая лаборатория //:http://www.P.Lab.ru.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сводная таблица результатов теста Филлипса

Класс__________ Дата проведения _________          _____________

ФИ ученика

Показатели по видам (факторам) тревожности (в %)

             
   

1

2

3

4

5

6

7

8

1

                 

2

                 

3

                 

4

                 

5

                 

6

                 

7

                 

8

                 

9

                 

10

                 

11

                 

12

                 

13

                 

14

                 

15

                 

16

                 

17

                 

18

                 

19

                 

20

                 

21

                 

22

                 

23

                 

24

                 

25

                 

26

                 

27

                 

28

                 

Примечание: номера факторов в таблице соответствуют видам тревожности

 

 


Информация о работе Социализация подростков с умственной отсталостью