Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 13:15, дипломная работа

Краткое описание

Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования – влияет ли посещение дошкольного образовательного учреждения на социально – психологическую готовность ребенка к школе. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, определены его основные задачи:
1. Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, ознакомиться с существующими подходами к определению психологической готовности ребенка к школе.
2. Рассмотреть сущность понятия социально – психологической готовности, проанализировать его основные компоненты.
3. Исследовать влияние дошкольного образовательного учреждения на социально – психологическую готовность детей к школе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические и методологические основы социально – психологической готовности к школе детей …………8
1.1. Характеристика психологической готовности детей к школе………………………………………………………….9
1.2. Социально – психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению………………17
1.3. Влияние детского образовательного учреждения на социально – психологическую готовность к школе детей..........................................................................................29
Глава 2. Практическое исследование особенностей социально – психологической готовности к школе детей …………36
2.1.Исследование социально-психологической готовности к школе детей ………………………………………………..36
2.2. Сравнительный анализ социально-психологической готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад……………………………………43
2.3. Методические рекомендации …………………………..
Заключение ……………………………………………………………….59
Список литературы…………………………………………………….61

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИМЕР!!!.docx

— 96.18 Кб (Скачать файл)

Дети с заниженной самооценкой  нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они  очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к  сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения  задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке  взрослого легко справляются  с ними. Ребенок с заниженной самооценкой  кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и  выполнит все неправильно; старается  угадать, доволен ли им взрослый. Чем  более значима деятельность, тем  труднее ему с ней справиться.

Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные  дети.

Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития [48, с.83 – 84].

В процессе общения ребенок постоянно  получает обратную связь. Позитивная обратная связь сообщает ребенку о том, что его действия правильны и  полезны. Таким образом, ребенок  убеждается в своей компетентности и достоинствах. Улыбка, похвала, одобрение  – все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению  самооценки, создают позитивный образ  «Я».

Обратная связь в негативной форме заставляет ребенка сознавать  свою неспособность и малоценность. Постоянное недовольство, критика и физические наказания приводят к снижению самооценки.

Чаще всего родители используют различные речевые оценки в отношении  своих детей. Это объясняет ведущую  роль семьи и всего ближайшего окружения в формировании самооценки ребенка. Самооценка, сформированная у  дошкольников, обычно довольно стойкая, но, тем не менее, она может улучшиться или снизиться под влиянием взрослого  и детских учреждений.

Важно способствовать осознанию ребенком собственных потребностей, побуждений и намерений, отучать его от привычного функционирования, приучать контролировать соответствие выбранных средств  реализуемому намерению.

Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки правильно  оценивать свои действия – основа формирования самоконтроля и самооценки в учебной деятельности [11, 21, 33].

Рассмотрев важные составляющие социально  – психологической готовности к  обучению в школе мы можем сделать  вывод, что она является важным компонентом  воспитания и обучения дошкольника  в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые  школы предъявляет ребенку. Это  требования заключаются в необходимости  ответственного отношения к школе  и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

 
Влияние детского образовательного учреждения на социально – психологическую  готовность к школе детей 

Основы всестороннего развития личности закладываются в дошкольном детстве. Это время активной социализации ребенка, вхождение в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств [34, с.27]. И от того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом зависит все последующее формирование всесторонне развитой личности.

Основные принципы образования  предусматривают единство образования  и преемственность всех типов  учебных заведений, обеспечивающие возможность перехода от низших ступеней к высшим [4, с.39].

Детский сад это первая ступень, на которой ребенок в дошкольном возрасте приобретает определенные познавательные навыки, умения, знания. Однако данное утверждение остается спорным, так как школа до настоящего времени не соглашается с тем, что она – вторая ступень. Вместе с тем, общеизвестно, что от полноценности  жизни, прожитой в детском саду, во многом зависит благополучие детей  в начальной школе. Дошкольное учреждение обеспечивает единство воспитательного  воздействия и семьи, сотрудничество детского сада и школы, подготовку к  обучению в школе.

Основная цель дошкольного образования  основывается на требованиях начальной  школы – это дать возможность  каждому ребенку проявить наиболее полно свои возможности и подготовить  его к школьному обучению, через  введение в предмет и подготовку к социальной среде, помощь в определении  ценностей и формирование определенных навыков и привычек для адаптации  в новой среде и для обучения. Помимо этого, детские сады ставят своей целью сохранение и развитие индивидуальной неповторимости и самовыражения ребенка.

Система детских садов предназначена  как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения  со сверстниками, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости  их родителей [6, с.13].

В связи с этим особое значение приобретает совершенствование  всей воспитательно-образовательной  работы в детском саду и улучшение  подготовки детей дошкольного возраста к школе.

Подготовка детей к школе  в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое, психологическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет  изучать в школе.

Реализация задач осуществляется посредством взаимодействия малых  социальных групп (семьи, воспитателя, сверстников).

Развитие личности ребенка и  его отношение с детьми в значительной степени определяется общением ребенка  – дошкольника с воспитателем детского сада. Через него часто  не в меньшей мере, чем через  родителей, опосредуется отношение  ребенка с широким социальным миром за пределами групповой  комнаты детского сада [35, с.93].

Решающая роль принадлежит личному  влиянию воспитателя на детей. Поэтому  оно требует от воспитателя глубокого  знания психологии ребенка, умелого  согласования своего воздействия с  особенностями детского развития.

Формирование организационных  умений во многом зависит от указаний, которые дает детям воспитатель. Они должны быть четкими, правильными, понятными, постоянными. В освоенных  действиях используют направляющие указания. Они побуждают ребенка  к самостоятельному решению вопросов в разнообразных ситуациях, возникающих  в процессе деятельности.

Педагог способствует формированию у  ребенка опыта деятельности в  коллективе и положительное отношение  к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия  в решении общей задачи; усвоению способов активного воздействия  на сверстников как участников общей  деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения  в коллективе.

Так же воспитатель формирует у  детей навык организованного  поведения, учебной деятельности в  условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного  становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в  выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Одним из условий формирования детских  положительных взаимоотношений  является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. «С самых  ранних лет необходимо ставить ребенка  в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и  горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как  можно полнее, радостнее, ярче» [17, с.56].

Н. Осухова указывает, что успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна [27, с.14].

Социально – психологические предпосылки  включения ребенка в коллектив  класса и школы складываются у  старших дошкольников, в результате их участия в совместной деятельности, со сверстниками в группе детского сада. Это существенно влияет на развитие ребенка, его психологическое  здоровье и развития творческого  потенциала личности.

Поскольку межвозрастные взаимодействия являются видом социальных взаимодействий детей, реализующих и формирующих социальную активность ребенка, необходимо рассмотреть особенности проявления и механизмы социальной активности в дошкольном возрасте.

Под социальной активностью в дошкольном возрасте понимается способность ребенка  включаться в специфические для  данного возраста виды деятельности по решению общественных задач, проявляя такой уровень психической активности, который бы способствовал получению  результатов, значимых для окружения  и для самого ребенка (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров). Значимость результатов определяется становлением социально значимых черт личности ребенка. С содержательной стороны социальная активность проявляется в инициативности и исполнительности ребенка в процессе достижения социально значимых задач деятельности [31, с.104 – 112].

Ребенок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду, и от того, как пойдет приспособление, привыкание к школе, во многом зависят  его эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учебы  в начальной школе и в последующие  годы.

Социально – психологическая адаптация  младших школьников к условиям школы  представляет собой процесс усвоения норм и способов поведения, одобряемых родителями и учителями, в условиях взаимодействия со сверстниками.

К моменту поступления в школу  ребенок должен уметь самостоятельно организовывать не только свои действия, но и выбрать совместную с товарищами игру или работу, спланировать ее ход, уметь разрешить конфликт, распределить роли, довести начатое дело до конца.

В детском коллективе, влияние детей  друг на друга, составляет важную опору  для воспитания у детей самостоятельности, умений действовать организованно, совместно. Одновременно у детей  формируется и индивидуальное поведение  – способность спрашивать, отвечать, предлагать, показывать, рассказывать.

Дети, у которых сформированы навыки положительного взаимоотношения, легко  входят в новый коллектив, находят  правильный тон в отношениях с  окружающими, умеют считаться с  общественным мнением, доброжелательно  относятся к товарищам, стремятся  придти на помощь. Вхождение в новый  коллектив иногда является одним  из решающих факторов успешного учения ребенка в первом классе. Поэтому  большое значение в подготовке детей  к школе имеет воспитание в  них «качеств общественности», умения жить и трудится в коллективе [21, с.58].

В настоящее время классы в основном состоят из двадцати – тридцати учеников, поэтому особенно важным становится умение ребенка учиться  в групповой атмосфере. Для очень  многих детей групповое обучение вызывает дополнительные трудности: сложно сосредоточивать внимание, отстаивать свою точку зрения, чувствовать себя худшим или лучшим в чем-то, говорить перед большим количеством людей  и многое другое.

Распространено мнение, что дети, пришедшие в первый класс из детского сада, лучше адаптируются к ситуации группового обучения, а так называемые «домашние» дети труднее входят в  школьную жизнь. В действительности все не так однозначно. Детсадовские дети, привыкшие к постоянному  шуму и резким фразам – командам взрослых, легче переносят то же самое в школе. Для домашних детей  такие школьные условия кажутся  намного неожиданнее, и на привыкание к ним дошкольникам нужно время. В то же время, по мнению многих учителей начальных классов, домашние дети более  организованны, добросовестны, ответственны, внимательны. Им иногда не хватает боевитости и самостоятельности детсадовских ребятишек, у которых уже сформировались психологические защиты от травмирующих обстоятельств внешней среды  и поведенческие стереотипы в  этих обстоятельствах. Иногда такие  стереотипы поведения совсем не радуют ни родителей, ни учителей, но, скорее всего, они останутся характерными для  детей надолго. Домашним детям только предстоит сформировать у себя способы  переживания трудных ситуаций и  соответствующие формы поведения. Так как процесс формирования поведенческих стереотипов у  домашних детей приходится на более старший возраст, чем у детсадовских, их поведение может иметь более «взрослые» формы.

Домашним детям значительную помощь в облегчении привыкания к школе  могут оказать подготовительные занятия в группе сверстников. Это  могут быть танцевальный или хоровой  коллектив, спортивная секция или изостудия. Занимаясь музыкой или спортом, дети учатся слушать педагога, выполнять  его задания, не отвлекаясь на общение  с друзьями. Таким образом, ребенок  обогащает свой ролевой репертуар. До школы он осваивал в основном семейные роли: сына или дочери, брата  или сестры, внука, племянника. Хорошо, если еще до школы малыш попробует  себя в роли ученика и товарища, удачливого и неудачника, ведущего и ведомого, если он опробует приемы общения, необходимые в новых  для него школьных условиях: публичной  похвалы и осуждения, агрессивности  со стороны сверстников или необходимости  просить о помощи [13, 16].

Следовательно, мы можем сделать  вывод, что общение детей —  это необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может  в первую очередь детский сад. Так как, находясь в дошкольном образовательном  учреждении, ребенок осуществляет различные  социальные роли, общается не только с  воспитателем, но и с другим персоналам, а это способствует лучшему включению в новую социальную сферу.

Существует большое количество литературы по подготовке детей к  школе. Поэтому, обобщая сказанное  о влияние детского сада на социально  – психологическую готовность детей  к школе в научно – теоретическом  плане, мы считаем, что оптимальная  социально – психологическая  готовность ребенка к школе может  быть успешна при наличии следующих  умений:

1. Умение работать в коллективе, помогать, советовать;

2. Умение осознавать собственное  мнение, заявлять и доказывать  его;

3. Умение сформировать произвольности, умение подчиняться правилам, управлять  своими эмоциями, поведением;

4. Умение выделять учебную задачу  среди своих сиюминутных интересов;

5. Уметь выслушивать взрослых, сверстников.

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ

 

Изложенные выше положения нашли  отражение в диагностической  программе по определению социально  – психологической готовности к  школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.

Так же одной из задач нашего исследования было сравнение особенностей социально  – психологической готовности детей  к школе посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Поскольку мы предположили, что есть различия в готовности детей к  школе у детей, посещающих и не посещающих детский сад, важно было выбрать такие показатели, которые  бы позволили эту разницу обнаружить. Предполагалось, что дети, посещающие детский сад более социально – психологически подготовлены, чем дети, которые не посещали его.

Информация о работе Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад