Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:37, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью нашей дипломной работы является изучение приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи дипломной работы:
1. Выделить основные причины социального сиротства в Республике Беларусь, различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Раскрыть понятие «приемная семья», закономерности адаптации детей в приемной семье.
3. Изучить нормативно-правовую базу деятельности приемной семьи.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………. 6-33
1.1. Причины социального сиротства в Республике Беларусь. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….... 6-13
1.2. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки……………………………………………………………… 14-23
1.3. Нормативно-правовые аспекты защиты детства и обеспечения деятельности приемной семьи………………………………………………….......................... 24-33
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ…………. 34-51
2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям……………………………………....................... 34-36
2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей…………… 37-43
2.3. Программа по повышению уровня адаптации детей в приемных семьях……………………………………………………………………………... 44-51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 52-53
ЛИТЕРАТУРА………………………………………
13. Какую подготовку проходят кандидаты в приемные родители?
Кандидаты в приемные родители проходят первичную психолого-педагогическую подготовку в областном (районных) социально-педагогических центрах.
14. Кто заключает договор с приемными родителями?
Орган опеки и попечительства по месту проживания приемных родителей заключает с приемными родителями Договор о передаче на воспитание ребенка (детей) в их семью. В договоре предусматривается ответственность и права приемных родителей и органов опеки и попечительства, распределение обязанностей при реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка в приемной семье.
15. Как долго дети могут находиться в приемной семье?
Дети в приемной семье могут находиться до достижения ими совершеннолетия или до поступления ребенка до достижения совершеннолетия в профессионально-техническое училище, средне-специальное, высшее учебное заведение; при желании приемных родителей и дольше, однако отношения уже не будут носить правого характера. При желании родителей, приемный ребенок может быть или усыновлен, взят под опеку (попечительство).
16. Учитывается ли мнение ребенка при передаче его в приемную семью?
Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется с его согласия.
17. Для чего составляется
индивидуальная программа
При передаче ребенка в приемную семью до заключения договора с приемными
родителями составляется индивидуальная
программа реабилитации ребенка в приемной
семье, которая включает в себя комплексное
социально-медико-
Индивидуальная программа реабилитации ребенка в приемной
семье составляется социально-педагогическим
центром, на основании потребностей ребенка,
заключений и рекомендаций специалистов
медико-психолого-
18. Какие права имеет ребенок в приемной семье?
Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации.
За ребенком находящимся в приемной семье, право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещение. При отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающуюся ему пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности), которая перечисляется на счет, открываемый на имя ребенка в кредитом учреждении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для детей, находящихся на полном государственном содержании.
19. Какие права имеют приемные родители?
Приемные родители, в соответствии с Кодексом о Браке и семье РБ, по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).
1. Приемный родитель имеет право
выразить свои предпочтения
2. Вернуть ребенка органам опеки
до истечения срока договора,
если возникли проблемы в
3. Применять педагогически
- замечания
- запрет на развлечение
- лишение сладостей
- отказ от приобретения желаемой вещи
- наказание бездействием (остаться в комнате…)
4. Предотвращать проявления
5. Предотвращать проявление
6. Препятствовать контактам
Обращаться за помощью и консультацией по проблемным ситуациям в социально-педагогический Центр, орган опеки и попечительства.
20. Какие обязанности
возлагаются на приемных
Приемный родитель – это лицо, которому передан на воспитание ребенок (дети), находящиеся на попечении органов опеки и попечительства на основании трудового договора.
Приемные родители обязаны:
1. Осуществлять физическую, психическую и моральную защиту ребенка.
2. Предоставлять ребенку
3. Не делать различий в
4. Разъяснять ребенку временный
характер пребывания в этом
доме, не допускать излишне
5. Прививать ребенку уважение к своей семье, готовность вернуться домой.
6. В соответствии с
7. Создать условия для
8. Представлять регулярные
9. Вести дневник наблюдения за ребенком.
10. Регулярно принимать у себя дома социального педагога, контролирующего ситуацию.
11. Сотрудничать со специалистами СПЦ по повышению знаний в вопросах воспитания детей.
21. Допускается ли контакт кровных родителей и других родственников с приемным ребенком?
Контакт кровных родителей и других родственников с приемным ребенком допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общении между ребенком, его кровными родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства.
22. Какую финансовую помощь получают приемные родители?
Образование приемной семьи и труд в ней приемных родителей является добровольной и нелегкой нагрузкой и лишь в определенной части компенсируется государством.
На содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства в размерах, установленных для воспитанников опекунских (приемных) семей, и в порядке, определяемом Министерством образования и Министерством финансов.
Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца, перечисляются в кредитные учреждения на лицевые счета приемных родителей (родителя) либо выдаются по расходному кассовому ордеру.
Размер денежных средств, необходимых для содержании приемных детей, пересчитывается с учетом изменения цен на товары и услуги.
Денежные средства на содержание приемного ребенка выплачиваются приемным родителям в течение действия срока договора, но не далее, чем до достижения ребенком возраста 18 лет.
Условия оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание на детей, устанавливаются законодательством Республики Беларусь.
Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом ребенка, в том числе жилым помещением, предоставляются ежегодно в орган опеки и попечительства в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.
Имущество, приобретенные для приемной семьи за счет бюджетных средств принимается на баланс органом опеки и попечительства. Приемные родители обязаны обеспечить сохранность этого имущества. При досрочном расторжении либо по истечении срока трудового договора вопрос о дальнейшей судьбе этого имущества решает орган опеки и попечительства.
23. Какую поддержку могут получить приемные родители?
Приемные родители могут получить необходимые консультации и психолого-педагогическую поддержку СПЦ Октябрьского района г. Витебска.
24. Что делать, если придется вернуть приемного ребенка?
Если приемные родители почувствовали, что не справляются с воспитанием ребенка, не рассчитали свои силы, в семье стало неуютно и все раздражает, им необходимо обратиться за помощью в социально-педагогический центр. Если и после помощи ситуация в семье не изменилась, родительско-детские отношения не нормализуются, приемным родителям необходимо поставить в известность орган по охране детства, который решит вопрос жизнеустройства ребенка в установленном порядке.
25. Какие существуют нормативные
документы по организации
1. Кодекс Республики Беларусь о Браке и семье (статьи 169-174)
2. Положение о «приемной семье»,
утвержденное постановлением
3. Приказ Министерства
4. Приказ Министерства
26. Каких детей лучше брать в приемную семью?
Ребенок от 1 года до 3-х лет
Плюсы:
- видны особенности внешности,
можно оценить состояние
- ребенок податлив к внешним влияниям, можно эффективно влиять на развитие интеллекта и черт характера;
- ребенок начинает говорить, речь своеобразная и забавная;
- много передвигается, интересуется окружающим.
Минусы:
- нужно много времени уделять уходу за ребенком; не остается времени на себя и других членов семьи, потому что все время занимает подвижный и любознательный малыш;
- ребенок, подвержен различным заболеваниям, простудам, инфекциям.
Ребенок от 3 до 7 лет
Плюсы:
- ребенок уже самостоятелен и независим;
- можно определить отдельные черты характера, темперамент;
- проявляются его способности, склонности и интересы;
- он реже более;
- он разумен, почти не капризничает, с ним можно поговорить как со взрослым, побеседовать на разные темы.
Минусы:
- он еще помнит отдельные
эпизоды из своей прошлой
Ребенок от 7 до 10 дет
Плюсы:
- ребенок самостоятелен и не требует много времени для ухода, он независим и трудолюбив;
- видны особенности характера, поведения, привычка склонности, способности, уровень интеллекта;
- ребенок очень хочет иметь хорошую семью; любого взрослого, проявившего к нему внимание и позаботившегося о нем, готов назвать родителем;
- ребенок может оценить желание приемных родителей заменить ему родных.
Минусы:
- трудно бывает приспособиться к особенностям поведения, привычкам, чертам характера и принять его таким, как он есть;
- если что-то не нравится, ребенок проявляет характере;
- нужно терпение, умение сдерживаться, не раздражался понимать, что ребенок – продукт среды и обстоятельств стал таким не по своей воле, а по вине окружающих его взрослых.
ПОДРОСТКИ, воспитывавшиеся в школах-интернатах, - самый трудный контингент для усыновления. Все противоречия их развития в этом возрасте обостряются и умножаются. Взрослым, рискнувшим взять такого ребенка в семью, нужны огромные терпимость, тактичность, мудрость и уважение к его личности, часто очень далекой от совершенства. Они должны быть готовы к постоянной психологической напряженности и помнить, что подростку приходится испытывать не меньшие трудности в этот кризисный период развития. Конечно, многое зависит от состояния здоровья, личных качеств ребенка, а также приемных родителей.