Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 09:42, курсовая работа
Цель исследования: изучение влияния средств реабилитации на мотивацию к деятельности и самооценку воспитанников в процессе их социально-психологической подготовки к адаптации.
Задачи исследования:
Изучение теоретической базы коррекционной работы с воспитанниками, имеющими глубокие нарушения зрения и интеллекта;
Изучение направлений деятельности педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений III-IV видов в области подготовки обучающихся к социально-психологической адаптации;
Изучение вопроса использования средств реабилитации в процессе обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения и интеллекта;
Изучение вопроса влияния средств реабилитации на самооценку воспитанников и мотивацию к деятельности в прцоессе социально-педагогической подготовки к адаптации.
КУРСОВАЯ РБАОТА
социально-психологическая
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: важнейшим требованием современного общества является формирование личности способной адаптироваться к быстро меняющихся условиях окружающей социальной среды, безболезненно интегрироваться в общество.
Особое значение проблема
социально-психологической
Однако особенности социально-
Проблема исследования, связанная с освоением слепыми и слабовидящими обучающимися социального пространства в психологическом плане, остается до настоящего времени практически не разработанной как в плане раскрытия и осмысления основных концептуальных аспектов, так и в плане выявления и экспериментального изучения индивидуальных особенностей эффективности социально-психологической адаптации лиц с глубоким нарушением зрения и интеллекта.
Объект исследования: процесс социально-психологической адаптации воспитанников с нарушением зрения и интеллекта посредством использования в нем средств реабилитации.
Предмет исследования: положительная динамика самооценки воспитанников, мотивации к деятельности, к освоению социальных навыков.
Цель исследования: изучение влияния средств реабилитации на мотивацию к деятельности и самооценку воспитанников в процессе их социально-психологической подготовки к адаптации.
Задачи исследования:
Изучение теоретической базы коррекционной работы с воспитанниками, имеющими глубокие нарушения зрения и интеллекта;
Гипотеза исследования: социально-психологическая адаптация детей с глубокими нарушениями зрения и интеллекта в процессе вхождения в большой социум имеет свои специфические особенности, обусловленные не только пребыванием в учреждении интернатного типа, но и глубокими нарушениями зрения, возрастными особенностями, последствиями осознания своего дефекта, неадекватного отношения к своему дефекту вследствие недостаточной коррекционной работы с ребенком.
Подготовка воспитанников школы-интерната III-IV видов к социально-психологической адаптации может быть улучшен за счет усовершенствования базы социально-бытовой ориентировки и психологической подготовки. Особую роль в процессе социально-психологической подготовки играют средства реабилитации, позволяющие значительно повысить качество коррекционного процесса, уровень самооценки детей, их мотивацию к деятельности.
Методы исследования:
1) анализ и обзор научно-
2) анализ анамнеза и психолого-
3) эмпирические методы (наблюдение, индивидуальные беседы);
4) количественный и качественный
анализ результатов
Теоретическая значимость работы состоит в том, что изучен, обобщен и описан процесс подготовки воспитанников с глубокими нарушениями зрения и интеллекта к социально-психологической адаптации с применением средств реабилитации.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что в процессе анализа социально-психологической подготовки к адаптации воспитанников с глубокими нарушениями зрения и интеллекта, выявлено положительное влияние использования средств реабилитации в учебно-воспитательном процессе на повышение уровня самооценки детей и их мотивации к деятельности.
Экспериментальная база: ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 28 III-IV видов.
Теоретико-методологическая база исследования:
- учение Л.С.Выготского
о вторичных нарушениях и
- исследования В.С. Сверлова,
А.Г. Литвака, М.Н. Наумова, Л.
Структура работы: введение, три главы из 81 страниц, заключение, исследования, литература из 44 наименований, 8 приложений.
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
Понятия «адаптация», «социальная
адаптация», «психологическая адаптация»,
«социально-психологическая
Общеизвестно, что адаптация - (лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды, приспособление организмов к условиям существования; изменение чувствительности анализаторов в результате приспособления к действующим на них раздражителям.
При переходе от сильных раздражителей к слабым чувствительность постепенно повышается, при усилении раздражителей она постепенно снижается.
Адаптация, как адаптационный ответ, может осуществляться на различных уровнях:
Психологическая адаптация - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.
Социальной адаптацией называется процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению - общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основные проявления социальной адаптации - взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения успешной социальной адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.
Особые трудности социальной адаптации. испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т. д.). В этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих.
Адаптация социально-психологическая - (от лат. adoptation приспособление) результат (и процесс) взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному согласованию (установлению оптимального соотношения) целей и ценностей личности и группы.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, определены различные направления совершенствования политики государства относительно лиц с ограниченными возможностями здоровья. В главе 8 данного документа говорится о необходимости проведения следующих мероприятий с целью создания благоприятных условий для жизнедеятельности инвалидов:
- реабилитация и социальная интеграция инвалидов, в том числе:
Апеллируя к вышеизложенным положениям, делаем вывод о том, что, вопрос социально-психологической адаптации лиц с глубокими нарушениями зрения (наиболее незащищенной категории населения) в настоящее время является актуальным для тифлопсихологии и психологии в целом.
Проживая длительное время в
условиях замкнутого пространства, (чаще
всего таковым является специальная
школа или интернат), незрячие и
слабовидящие дети лишаются возможности
самостоятельно и полноценно включиться
в социум здоровых людей. Нахождение
в условиях интерната, на полном «пансионе»,
негативным образом сказывается
на формировании у детей необходимых
для самостоятельной жизни
Врожденная или рано приобретенная слепота затрудняет образование социальных связей и отношений, а появление дефекта у человека со сложившимися связями и навыками общественного поведения ведет к их разрыву. В обоих случаях инвалид по зрению выпадает из коллектива здоровых людей, что крайне неблагоприятно влияет на его положение в обществе, его эмоциональное состояние.
Основной задачей
В процессе работы по социально-психологической адаптации (реадаптации) слепых перед педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений (школ-интернатов, реабилитационных центров) в первую очередь встает вопрос необходимости преодоления депрессии, возникшей у их подопечных как реакции на потерю зрения; формирование адекватной установки по отношению к окружающим, своему дефекту, к деятельности, обучение инвалидов по зрению новым, доступным им способам коммуникации и социально-бытовой ориентировки.
Процесс адаптации может
осуществляться на разных уровнях - физиологическом,
психологическом и социальном, что
позволяет дифференцировать психофизиологическую
и социально-психологическую
От себя добавим, что процесс
социальной адаптации подразумевает
овладение навыкам ориентировки
в быту, навыками общения, навыками
пользования объектами