Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 07:30, диссертация
Кроме того, недостаточно четкое понимание того, что представляет собой команда и какие детерминанты должны лежать в основе ее формирования, определяет не высокий уровень качества практических исследований в этой области.
В связи с этим, актуальность данной работы определяется существующими потребностями как в теоретико-методологическом плане, который выражается в построении социально-психологической модели командообразования, так и в научно-практическом плане, а именно в области разработки такой технологии командообразования, которая способствовала бы быстрому и эффективному переходу группы от одной стадии к другой, более развитой.
ВВЕДЕНИЕ : 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Проблема определения понятия «команда» в социальной психологии 12
1.2. Анализ представлений о моделях развития групп в отечественной и зарубежной социальной психологии 23
1.3. Существующие технологии командообразования 45
1.4. Современные методы оценки эффективности командной работы 52
1.5. Краткие выводы 56
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И
ТЕХНОЛОГИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 58
2.1. Концептуальный подход к построению социально-психологической модели командообразования 58
2.2. Процесс построения модели командообразования 66
2.3. Детальный анализ основных составляющих и особенностей модели командообразования 83
2.4. Описание технологии командообразования 92
2.5. Краткие выводы 117
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 120
3.1. Предварительная диагностика исследуемого объекта 120
3.2. Основные результаты тренинга командообразования 134
3.3. Краткие выводы 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 152
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анализируя ролевую структуру команды, все эксперты подчеркнули, что при наличии всех необходимых ролей возможна их функциональная взаимозаменяемость. Однако большинство экспертов (шесть из десяти) скептически отнеслись и отсеяли такие критерии групповой работы (из того общего списка критериев, который был разработан на первом этапе и приведен в приложении 1) как «Роль лидера не закреплена за одним членом группы» и «Отсутствие фиксированных ролевых позиций» в силу того, что данные критерии не должны быть присущи настоящей команде. Общий подход экспертов заключался в том, что роль лидера обязательна, и она должна быть закреплена за одним членом группы. При этом они отмечали, что зачастую в настоящей команде сам лидер делегирует свои полномочия тем или иным членам группы в таких ситуациях, которые либо относятся к сфере их ответственности, либо в которых они наиболее компетентны.
Отдельной важной составляющей эффективной командной работы практически все эксперты (восемь из десяти) отметили обязательное наличие таких управленческих компетенций у членов группы, как способность оперативно анализировать существующую ситуацию и принимать эффективные управленческие решения.
Следует особо отметить, что контроль деятельности членов команды должен строиться на основе личной ответственности каждого ее члена, как за свой объем работы, так и за общегрупповые показатели и принятие общегрупповых решений. Все члены группы должны понимать, что
82 положительный результат приводит к поощрению каждого члена группы, а отрицательный — соответственно к наказанию.
В качестве наивысших этапов развития группы и основных критериев различения хорошо функционирующей группы и команды больщинство экспертов (семь из десяти) выделили следующие: признание каждого члена группы как личности и наличие высокой степени самосознания у каждого члена группы и группы в целом. Эксперты особо отметили, что только настоящей команде присущ учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого члена группы при построении внутригруппового, внутрикомандного взаимодействия. Только в настоящей команде наблюдается такая ситуация, при которой при наличии общих целей группы недопустимо игнорировать индивидуальные цели каждого. Если у группы появляется самооценка, самоконтроль, высокая степень самоорганизации деятельности членов группы и группы в целом, нацеленность на самосохранение и саморазвитие, тогда можно говорить о превращении просто хорошо функционирующей группы в настоящую команду.
Это содержание иллюстрирует и табл. 7. В ней каждый более высокий уровень развития характеризуется добавлением новых групповых признаков (критериев) к уже имеющимся.
83
Таблица 7.
Уровни развития группы
Уровни развития группы | ||||
Критерии |
1 |
2 |
3 |
4 |
Принимаемые цели групповой работы |
+ |
+ |
+ |
+ |
Социально-психологическая совместимость |
+ |
+ |
+ |
+ |
Специальные компетенции |
+ |
+ |
+ |
+ |
Коммуникативная среда |
+ |
+ |
+ | |
Ролевая структура |
+ |
+ |
+ | |
Общекомандные и управленческие компетенции |
+ |
+ | ||
Ответственность и контроль |
+ |
+ | ||
Признание человека как личности |
+ |
С нашей точки зрения, именно такие представления должны лежать в основе управления процессом командообразования.
2.3. Детальный анализ основных составляющих и особенностей модели командообразования
Как уже отмечалось выше, в результате довольно сложной процедуры опроса экспертов выделилось семь основных групповых признаков (детерминант) командообразования: наличие общего видения, социально-психологическая структура, коммуникативная среда, ролевая структура, ответственность и контроль, определенные компетенции и статус членов группы. В социально-психологическую модель командообразования было включено 4 этапа развития общности людей от просто группы до настоящей команды. Именно такое количество этапов дает представление о динамике
84 развития, о тех параметрах, которые меняются с процессом продвижения группы. Названия каждому этапу были присвоены исходя из самой сути каждого этапа развития:
Напомним, что одной из основных исследовательских задач было выявление и описание основных детерминант командообразования, поэтому далее более детально и подробно остановимся на каждой из выделенных детерминант и выясним, какие отличительные особенности присуще группе на каждой стадии своего развития.
1. Общее видение. Предлагаемая модель командообразования начинается с построения общего видения всеми членами группы. Общее видение предполагает наличие у членов группы образа желаемого результата (конкретной цели). Однако и у группы людей, стоящих на остановке есть общая конкретная цель - дождаться автобуса и поехать на нем, при этом говорить о том, что люди, стоящие на остановке - это команда, явно не следует. Так что помимо общей цели у настоящей команды должны быть общепринятые ценности, нормы и правила работы. Опять же наличие этих атрибутов явно недостаточно для команды, т.к. у любой хорошо функционирующей формальной рабочей группы есть нормы и правила работы. Тем элементом, который отличает команду от просто хорошо функционирующей группы по критерию общее видение, является, на наш взгляд, наличие согласованных результатов и интериоризированных целей. Интериоризация представляет собой «процесс преобразования внешних действий и операций во внутренние умственные действия и операции7». Таким образом, здесь имеется в виду, что в настоящей команде цели, заданы
7 http://www.glossary.ru/cgi-bin
85 не извне, а они являются внутренними желаниями каждого члена команды. При этом это согласованные и принятые всеми цели всех членов команды.
4. Ролевая структура. Основной особенностью ролевой структуры
формальной рабочей группы является то,
что в ней наблюдается формальное
распределение ролей, навязанное извне,
а роль лидера жестко закреплена за
одним членом группы. В хорошо организованной
группе помимо
формального распределения
ролей появляется неформальное
разделение
86 ролей. Настоящую команду от других групп по данному критерию отличает гибкая ролевая структура, в который каждый может подменить другого, даже роль лидера жестко не закреплена. Если вспомнить предыдущий критерий разделения - коммуникативная среда, то там, в качестве основной отличительной черты команды выделялось следующее - с внешней средой может взаимодействовать любой член группы. Как раз этот критерий и связан с тем, что в настоящей команде роль лидера жестко не закреплена за одним членом группы, в той или иной ситуации функцию лидера может на себя брать тот или иной член группы
87
7. Статус членов группы. Самым последним и самым важным критерием разделения различных стадий развития группы является отношение и понимание того, какое место здесь занимает каждый отдельный человек. В формальной рабочей группе каждый отдельный человек представляет собой лишь функциональный инструмент достижения цели. В сплоченной группе каждый отдельный человек начинает пониматься как часть социально-психологического окружения, т.е. проявляется взаимоподдержка, взаимодоверие. Однако на вершине развития стоит признание человека как личности, со всеми его особенностями и потребностями. Естественно только в команде возможно такое понимание каждого отельного ее члена.
Таким образом, исходя из данной модели, настоящей команде присущи следующие отличительные черты:
Это содержание иллюстрирует представленная ниже табл. 8, в которой каждый более высокий уровень развития характеризуется добавлением новых групповых признаков (критериев) к уже имеющимся.
88
Таблица 8.
Уровни развития группы по всем критерием |
||||
Диффузная группа |
Формальная рабочая группа |
Квазикоманда/ Сплоченная группа |
X <я S о М | |
Общее видение | ||||
Желаемые результаты, заданные извне |
+ |
+ |
+ |
+ |
Общепринятые ценности, нормы и правила работы |
+ |
+ |
+ | |
Согласованные результаты |
+ |
+ | ||
Интериоризированные цели |
+ | |||
Социально-психологическая структура | ||||
Социально-психологическая совместимость |
+ |
+ |
+ |
+ |
Отсутствие межличностных конфронтации, конфликтов |
+ |
+ |
+ | |
Социально-психологическая сплоченность |
+ |
+ | ||
Гибкость и адаптивность поведения каждого по отношению к другим |
+ | |||
Коммуникативная среда | ||||
Жестко регламентированное общение |
+ |
+ |
+ |
+ |
С внешней средой взаимодействует лидер |
+ |
+ |
+ | |
Гибкое общение, каждый с каждым |
+ |
+ | ||
С внешней средой взаимодействует любой член группы |
+ | |||
Ролевая структура | ||||
Формальное разделение ролей, навязанное извне |
+ |
+ |
+ |
+ |
Информация о работе Социально-психологические детерминанты командообразования