Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:20, курсовая работа
Цель исследования: изучить социально-психологические особенности детей от 14 до 17 лет при реализации школьного варианта программы «Рука в руке».
Задачи исследования:
Проанализировать первоисточники по проблеме социально-психологических особенностей школьников от 14 до 17 лет.
Разработать и провести диагностику социально-психологических особенностей школьников от 14 до 17 лет.
Подготовить рекомендации волонтёрам из числа школьников по коррекции социально-психологических особенностей
Введение 3
1. Теоретические основы изучения становления и развития индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками (на примере программы «Рука в руке») 6
1.1. Описание индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками в России. 6
1.2.Социально-психологические особенности школьников 14 – 17 лет10
1.3. Особенности международной программы «Большие Братья/Большие Сестры» («Big Brothers/Big Sisters International»). Характеристика деятельности волонтерского движения «Рука в руке» - регионального варианта программы «Большие Братья/Большие Сестры» 18
2. Экспериментальное изучение социально-психологических особенностей волонтёров (на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Йошкар-Олы» 32
2.1. Диагностическое исследование социально-психологических особенностей волонтёров с помощью методики Айзенка 32
2.2. Изучение самооценки у волонтёров программы «Рука в руке» 34
2.3. Изучение акцентуаций характера у волонтёров при помощи методики Шмишека 37
2.4. Изучение уровня тревожности волонтёров по методике Спилбергера – Ханина (программа «Рука в руке)» 39
2.5. Рекомендации волонтёрам программы «Рука в руке» по коррекции социально-психологических особенностей 42
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52
Приложения……………………………………………………………………54
- продумать рекомендации по последующему подбору конкретного волонтера в качестве партнера конкретного ребенка.
Критерии отбора детей:
- возраст 7-12 лет;
- обучается в данной школе;
- в семье только один родитель;
- хочет принять участие в программе;
- родитель/опекун готов поддержать «партнерское взаимодействие»;
- повышенно зависим;
- переживает психологический кризис, причина которого: развод родителей; неуспеваемость в школе; отсутствие друзей среди сверстников; низкая самооценка; культурные или материальные затруднения; недостаток адекватной поддержки и внимания со стороны взрослых; эмоциональное или психологическое жестокое обращение.
Критерии отбора для волонтеров:
- возраст – 14-18 лет;
- учится в данной школе;
- отличается соответствующими мотивами, определяющими желание участвовать в программе;
- готов выполнять основные правила программы;
- демонстрирует такие позитивные черты характера, как: способность поддерживать долгосрочные взаимоотношения; достаточная гибкость и терпимость в новых ситуациях; приверженность общественным нормам; здоровый баланс соответствующих возрасту интересов; психологическая и эмоциональная стабильность.
Интервью с волонтером:
- личностные установки;
- интересы;
- мотивы;
- особенности личности.
Тестирование будущего волонтера:
- опросник личностных акцентуаций Леонгарда - Шмишека (акцентуации характера);
- анкета Рокича (ценностные ориентации);
- тест Кеттела (черты характера).
Мотивы волонтерской деятельности:
- приобретение важного жизненного опыта, ведущего к саморазвитию;
- радость общения с детьми, любовь к детям;
- другие гуманистические мотивы.
Анкета-заявка для волонтеров и для родителей.
Она позволяет получить ознакомительную информацию от потенциальных волонтеров и от родителей/опекунов относительно данной семьи и ребенка. Эта анкета является официальной заявкой на участие в программе и должна учитывать следующие сведения:
- личные биографические данные;
- контактная информация;
- исходный движущий мотив, определяющий желание участвовать в программе.
Подготовка волонтеров сосредоточена на основных навыках, знаниях и психологических установках, необходимых, чтобы завязать осмысленные отношения с ребенком. Программа обучения должна учитывать три основные области:
- самосознание дает волонтерам возможность отдавать себе отчет в собственных взглядах и ценностях, в работе с детьми, семьей и т. д.;
- знания, обучение волонтеров основным сведениям о детском развитии, общении и других аспектах межличностных отношений;
- навыки, обучение волонтеров навыкам общения, решения спорных вопросов, владения собой.
Процедура подбора партнерских пар.
На этом этапе собирается воедино и оценивается информация, полученная из заявочных анкет, на собеседовании, во время ориентации и учебных занятий. При решении вопроса о составе партнерских пар принимаются нужды и интересы ребенка, его положение в семье, а также интересы и свободное время волонтера.
Не
существует волшебного слова
для завязывания
Процедура
принятия решения по составу
партнерских пар имеет
- сходство и/или различия в темпераменте и чертах характера;
- общность интересов;
- совместимость ценностей и убеждений.
Знакомство волонтера, родителей и ребенка должно проходит в непринужденной, неофициальной обстановке. Каждому из участников должна быть предоставлена возможность задавать вопросы и выражать свои чувства и сомнения. Роль руководителя заключается в том, чтобы развеять страхи, нервозность и ответить на вопросы. Во время этой ознакомительной встречи рекомендуется вновь повторить основные правила поведения для всех участников, чтобы скорректировать ожидания, руководитель должен предоставить волонтеру, ребенку родителю/опекуну возможность дать согласие или отказаться предлагаемого партнера.
Стороны
должны обменяться контактной
информацией. К концу встречи
у всех участников должно
В
конце встречи члены новой
партнерской пары должны
Необходимо
разработать правила и
- продолжительность взаимоотношений партнерской пары;
- длительность каждой встречи;
- частота проведения встреч;
- сотрудничество с руководителем;
- присутствие на встречах посторонних лиц;
- роль родителей/опекунов.
Установка
процедуры для прекращения
Следует
назвать исходно предполагаемую
продолжительность
Может
возникнуть ситуация, когда деятельность
партнерской пары будет
- волонтер или ребенок переезжают на новое место жительства, и переходит в другую школу;
- в жизни волонтера или ребенка происходят непредвиденные изменения;
- партнерам не удалось завязать позитивные и конструктивные взаимоотношения.
Каковы бы ни были причины, деятельность партнерской пары нужно официально прекратить, чтобы все стороны поняли, что в дальнейшем программа «Рука в руке» снимает с себя ответственность, и никаких других официальных шагов предпринимать не будет. В этот момент следует, по возможности, обсудить ситуацию со всеми участвующими сторонами и направить письма родителю и волонтеру с сообщением о прекращении деятельности партнерской пары. Кроме этого, в личное дело клиента должна быть внесена запись с указанием причины прекращения деятельности с сообщение о том, что все участники партнерской пары были об этом извещены. Затем, если это потребуется, всем участникам будет предложена возможность войти в состав других партнерских пар.
III этап.
Осуществление и развитие
В ходе третьего этапа основное место занимает проведение программы в жизнь и её развитие.
Цель
данного этапа: организация и
поддержка бесперебойной и
Основные направления данного этапа:
- набор волонтеров и их подготовка. Основным содержанием данного этапа является проведение социально-психологической диагностики волонтёра и его обучение;
- определение и работа партнерских пар;
- организация партнерского взаимодействия и их психолого-педагогического сопровождения.
Рассмотрим рекомендуемый план реализации данного проекта.
1 этап. Сентябрь.
Отбор участников
проекта (определение детей
Октябрь.
Отбор и обучение волонтеров для работы с детьми (проведение специальных занятий и тренингов по целям и задачам проекта, формам и психолого-педагогическим особенностям работы с детьми – партнерами, формирование общественных навыков). Психолого-педагогическая подготовка волонтеров.
2 этап. Ноябрь.
Работа волонтерских пар:
- тренинги, игры на тему дружбы и сплочения, социальная адаптация.
Декабрь.
-консультации
специалистов в различных
В течение года:
- самостоятельное
и индивидуальное общение с
ребенком (совместные занятия
- выходы в кино, театры, выставки, экскурсии;
- психолого-педагогическое сопровождение деятельности партнёрских пар (консультирование, помощь в организации деятельности);
Январь.
- участие и посещение елок праздничных концертов;
- тренинги на тему толерантности.
Февраль.
- выпуск мини книжек раскладушек «Что такое «Я».
Март .
- тренинг на тему «Конфликт и способы его разрешения»
Апрель.
- выпуск рукописной газеты «Я и МЫ».
3 этап.
Май.
Конференция участников программы:
- подведение
итогов работы по данной
-определение
дальнейшего взаимодействия
Обобщение результатов деятельности, анализ результатов, распространение опыта.
IV этап. Анализ и обобщение результатов деятельности партнерских пар.
По итогам работы волонтеры составляют отчет, в котором отражают результаты совместной деятельности.
Прогнозируемые результаты реализации программы:
- эмоциональное и духовное оздоровление участников программы;
- профессиональный рост социальных педагогов, психологов;
- общественное признание значимости первых результатов;
- формирование банка данных инновационных педагогических технологий.
- выявление и развитие творческих способностей активных ребят, укрепление связей с другими общественными организациями, выполнение социального заказа.
Координация и контроль реализации программы.
Координация и контроль реализации программы возложен на управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», которое:
- осуществляет организационное и научно методическое обеспечение программы;
- координирует взаимодействие образовательных организаций по вопросам социально незащищенных детей;
- анализирует, и обобщат опыт работы в данном направлении.
Для изучения
социально-
С учётом подобранных нами диагностических методик, мы провели подростковый тест Айзенка для изучения типа темперамента школьников волонтёров (Приложение №2). В таблице №1 представлены результаты диагностики школьников волонтеров по методике Айзенка. В исследовании принимали участие 20 подростков от 14 до 17 лет, среди которых 14 мальчиков и 6 девочек. Диагностика проводилась с ноября 2011 года по февраль 2012 года.
Таблица 1 - Результаты диагностики по методике Айзенка школьников волонтёров МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Йошкар-Олы»
№ п/п |
ФИО |
Пол |
Возраст |
Эмоциональная устойчивость – неустойчивость |
Экстраверсия – интроверсия |
Тип темперамента |
1 |
Е.М. |
м |
16 |
низкий (10) |
умеренная экстраверсия (14) |
сангвиник |
2 |
Б.А. |
м |
14 |
очень низкий (6) |
умеренная экстраверсия (12) |
сангвиник + флегматик |
3 |
Ш.Д. |
м |
17 |
высокий (18) |
умеренная экстраверсия (12) |
холерик |
4 |
Л.Н. |
м |
16 |
средний (13) |
умеренная экстраверсия (12) |
холерик |
5 |
Ц.В. |
ж |
15 |
очень высокий (20) |
умеренная экстраверсия (15) |
холерик |
6 |
К.Д. |
м |
14 |
средний (13) |
значительная экстраверсия (19) |
холерик |
7 |
Ш.И. |
м |
17 |
высокий (16) |
умеренная экстраверсия (10) |
меланхолик |
8 |
Ж.У. |
ж |
14 |
низкий (8) |
значительная экстраверсия (19) |
сангвиник |
9 |
Г.Д. |
м |
16 |
средний (13) |
значительная экстраверсия (19) |
холерик |
10 |
К.В. |
ж |
16 |
высокий (16) |
умеренная экстраверсия (15) |
холерик |
11 |
Л.К. |
м |
14 |
средний (11) |
значительная экстраверсия (19) |
сангвиник |
12 |
М.И. |
ж |
17 |
высокий (15) |
значительная экстраверсия (19) |
холерик |
13 |
П.К. |
ж |
15 |
очень высокий (20) |
умеренная экстраверсия (14) |
холерик |
14 |
З.Ж. |
ж |
14 |
очень высокий (19) |
умеренная экстраверсия (14) |
холерик |
15 |
Д.О. |
м |
16 |
очень высокий (19) |
умеренная экстраверсия (14) |
холерик |
16 |
В.И. |
м |
14 |
высокий (16) |
умеренная экстраверсия (15) |
холерик |
17 |
Б.Д. |
м |
17 |
низкий (9) |
умеренная экстраверсия (13) |
сангвиник |
18 |
С.Д. |
м |
14 |
высокий (15) |
умеренная экстраверсия (15) |
холерик |
19 |
Л.А. |
м |
16 |
высокий (16) |
умеренная экстраверсия (14) |
холерик |
20 |
З.А. |
м |
14 |
очень высокий (19) |
умеренная экстраверсия (13) |
холерик |