Социально-психологические особенности волонтёров при реализации школьного варианта программы «Рука в руке»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить социально-психологические особенности детей от 14 до 17 лет при реализации школьного варианта программы «Рука в руке».
Задачи исследования:
Проанализировать первоисточники по проблеме социально-психологических особенностей школьников от 14 до 17 лет.
Разработать и провести диагностику социально-психологических особенностей школьников от 14 до 17 лет.
Подготовить рекомендации волонтёрам из числа школьников по коррекции социально-психологических особенностей

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы изучения становления и развития индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками (на примере программы «Рука в руке») 6
1.1. Описание индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками в России. 6
1.2.Социально-психологические особенности школьников 14 – 17 лет10
1.3. Особенности международной программы «Большие Братья/Большие Сестры» («Big Brothers/Big Sisters International»). Характеристика деятельности волонтерского движения «Рука в руке» - регионального варианта программы «Большие Братья/Большие Сестры» 18
2. Экспериментальное изучение социально-психологических особенностей волонтёров (на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Йошкар-Олы» 32
2.1. Диагностическое исследование социально-психологических особенностей волонтёров с помощью методики Айзенка 32
2.2. Изучение самооценки у волонтёров программы «Рука в руке» 34
2.3. Изучение акцентуаций характера у волонтёров при помощи методики Шмишека 37
2.4. Изучение уровня тревожности волонтёров по методике Спилбергера – Ханина (программа «Рука в руке)» 39
2.5. Рекомендации волонтёрам программы «Рука в руке» по коррекции социально-психологических особенностей 42
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52
Приложения……………………………………………………………………54

Вложенные файлы: 1 файл

Социально-психологические особенности взаимоотношений школьников при реализации школьного варианта программы Рука в руке.docx

— 175.21 Кб (Скачать файл)

26. Обидчив  ли ты?

27. Любишь  ли ты разговаривать и играть  с другими ребятами?

28. Всегда  ли ты выполняешь просьбы родных  о помощи по хозяйству?

29. Бывает  ли так, что у тебя иногда  сильно кружится голова?

30. Любишь  ли ты поставить кого - нибудь  в неловкое положение, посмеяться над кем- нибудь?

31. Ты часто  ли чувствуешь , что тебе что-нибудь  очень надоело?

32. Ты любишь  иногда похвастаться?

33. Ты часто  всего молчишь в обществе других  людей ?

34. Ты иногда  волнуешься так сильно, что тебе  трудно усидеть на месте?

35. Ты быстро  решаешься на что - нибудь?

36. Ты иногда  шумишь в классе, когда нет  учителя?

37. Тебе часто  снятся страшные сны?

38.Можешь  ли ты забыть обо всем  и  от души  повеселиться среди  своих друзей, приятелей , подруг?

39. Тебя легко  огорчить, чем нибудь?

40. Случалось  ли тебе говорить плохо о  ком нибудь?

41. Можешь  ли ты назвать себя беспечным,  беззаботным человеком?

42. Если тебе  случится попасть в неловкое  положение , ты потом долго,  переживаешь?

43. Ты любишь  шумные и веселые игры?

44. Ты всегда  ешь все , что тебе предлагают?

45. Тебе трудно  отказаться  , если тебя о чем-нибудь  просят?

46. Ты любишь  часто ходить в гости?

47. Бывают  ли такие моменты, что тебе  не хочется жить?

48. Ты когда   нибудь был грубым с родителями?

49. Тебя считают  веселым человеком?

50. Ты часто  отвлекаешься , когда делаешь уроки?

51. Ты больше  любишь сидеть в стороне и  смотреть , чем самому принимать участие в общем веселье?

52. Тебе обычно  бывает трудно  уснуть из-за  разных мыслей?

53. Ты обычно  бываешь уверен в том, что  сможешь справиться с делом,  которое тебе поручают?

54. Часто  ли ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься  первым заговорить с незнакомыми  людьми?

56. Часто  ли ты решаешься на что -нибудь, когда уже поздно?

57. Когда  кто-нибудь из ребят кричит  на тебя , ты тоже кричишь в  ответ?

58. Ты иногда  чувствуешь себя особенно веселым  и ли печальным без всякой  причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее  удовольствие в гостях, на утреннике,  на елке?

60. Тебе часто  приходиться волноваться из-за  того, что ты сделал что-нибудь, не подумав?       Спасибо за работу!

Результаты тестирования

1. Экстраверсия – интроверсия.

«Да» (+): 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.

«Нет» (-): 6, 33, 51, 55, 59.

2. Нейротизм.

«Да» (+): 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.

3. «Шкала лжи».

«Да» (+): 8, 16, 24, 28, 44. «Нет» (-): 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.

Приложение №3

Опросник на определение уровня самооценки.

 

Самооценка – это оценка личностью себя, своих возможностей, качества и места среди других людей – безусловно, и безоговорочно относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам. Будучи ядерным качеством, самооценка человека зависит от множества факторов. Вместе с тем, психологи давно уже пользуются так называемой формулой «формулой Джемса», гласящий:

Самооценка = Успех/Притязания

Из этой, пусть упрощённой, но весьма наглядной  формулы явственно следует, что  повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи, и  старшеклассники должны достаточно чётко понимать, что расхождения между притязаниями и реальным поведением человека ведёт к искажениям самооценки и, как следствие , неадекватному , чреватому эмоциональными срывами поведения. Само же по себе исследование самооценки оказывается чрезвычайно полезным и для организации учебного процесса, и для самопознания учащихся, отношения которых к себе, как известно, обычно описывается полной драматически противоречий формулой «гений или ничтожество».

Выявить самооценку можно с помощью несложного тест - опросника.

Опросник этот включает 32 суждения, по поводу которых возможно5 вариантов ответов каждый который кодируется баллами по схеме: очень часто – «4», часто – «3», никогда – «2», редко – «1», никогда – «0».

Для того, что бы определить уровень самооценки, необходимо сложит баллы по всем 32 суждениям.

Сумма баллов 0 до 25 о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

Сумма баллов  от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от комплекса неполноценности и лишь время от времени старается подладится под мнения других.

Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считается с мнением других и часто страдает от комплекса неполноценности.

СУЖДЕНИЯ.

 

Опросник  этот включает 32 суждения, по поводу которых  возможно5 вариантов ответов: очень часто, часто, никогда, редко, никогда.

__________________________________________________________________

 

  1. Мне хочется, чтоб мои друзья подбадривали меня.
  2. Постоянно чувствую свою ответственность по работе.
  3. Я беспокоюсь о своём будущем.
  4. Многие меня ненавидят.
  5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
  6. Я беспокоюсь за своё психическое состояние.
  7. Я боюсь выглядеть глупцом.
  8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  9. Я боюсь выступать с речью, перед незнакомыми людьми.
  10. Я часто допускаю ошибки.
  11. Как жаль, что я не умею, как следует говорить с людьми.
  12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
  13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими людьми.
  14. Я слишком скромен.
  15. Моя жизнь бесполезна.
  16. Многие неправильного мнения обо мне.
  17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  18. Люди ждут от меня очень многого.
  19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
  20. Я слегка смущаюсь.
  21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
  22. Я не чувствую себя в безопасности.
  23. Я часто волнуюсь и понапрасну.
  24. Я чувствую себя не ловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
  25. Я чувствую себя скованным.
  26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спинной.
  27. Я уверен, что люди почти всё воспринимают намного легче, чем я
  28. Мне кажется. Что со мной должна случится какая-то неприятность.
  29. Меня волнуют мысли о том, как люди относятся ко мне.
  30. Как жаль, что я не такой общителен.
  31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
  32. Я думаю о том, чего ждёт от меня общество.

________________________________________________________

Спасибо за работу!

 

Приложение №4

Опросник Шмишека.

 

Инструкция: «Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет». Долго не задумывайтесь над ответами. Первая реакция будет верной».

ТЕКСТ  ОПРОСНИКА.

(детский  вариант)

  1. Ты обычно спокоен, весел?
  2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?
  3. Легко ли ты можешь расплакаться?
  4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?
  5. Такой ли ты сильный, как твой одноклассник?
  6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?
  7. Любишь ли ты быть главным в игре?
  8. Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сердишься?
  9. Серьёзный ли ты человек?
  10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей?
  11. Умеешь ли ты выдумывать новые игры?
  12. Скоро ли ты забываешь, если кто-нибудь обидел?
  13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?
  14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно в прорези?
  15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в спортивной секции, в кружке?
  16. Когда ты был маленьким , ты боялся грозы, собак?
  17. считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным?
  18. Зависит ли твоё настроение от домашних и школьных дел?
  19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых любят тебя?
  20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?
  21. Тебе обычно немного грустно?
  22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать?
  23. Тебе трудно оставаться на одном месте?
  24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?
  25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки в кошек?
  26. Раздражает ли тебя, когда занавесили скатерть висят неровно?
  27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома?
  28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?
  29. Ты – один из лучших учеников в классе?
  30. Часто ли ты веселишься , дурачишься?
  31. Легко ли ты можешь рассердиться?
  32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?
  33. Умеешь ли ты веселить ребят?
  34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нём думаешь?
  35. Боишься ли ты крови?
  36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?
  37. Заступишься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?
  38. Тебе неприятно войти в тёмную пустую комнату?
  39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная?
  40. Легко ли ты знакомишься с людьми?
  41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах?
  42. Ты когда-нибудь убегал из дома?
  43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог  пойти в школу?
  44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?
  45. Можешь ли ты при неудаче посмеяться над собой?
  46. Стараешься ли ты помирится, если ссора произошла не по твоей вине?
  47. Любишь ли ты животных?
  48. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?
  49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться?
  50. Твоё  настроение зависит от погоды?
  51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь ответ на вопрос?
  52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?
  53. Нравится ли тебе быть среди ребят?
  54. Если тебе, что-то не удаётся, можешь ли ты придти в отчаяние?
  55. Можешь ли ты организовать игру, работу?
  56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности?
  57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги?
  58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?
  59. Подсказываешь ли ты или даешь списывать?
  60. Боишься ли ты пройти один по тёмной улице вечером?
  61. Следишь ли ты за тем, что каждая вещь лежала на своём месте?
  62. Бывает ли с тобой, когда ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?
  63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами( в новом классе в лагере)?
  64. Бывает ли у тебя головная боль?
  65. Часто ли ты смеёшься?
  66. Если ты уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, с тобой он этого не замечал (не показывать своего неуважения)?
  67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?
  68. Часто ли с тобой бывают несправедливы?
  69. Любишь ли ты природу?
  70. Уходя из дома, ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь,выключен ли свет?
  71. Боязлив ли ты, как ты считаешь?
  72. Меняется ли твоё настроение за праздничным столом?
  73. Участвуешь, ли ты в драматическом кружке, любишь ли ты читать стихи со сцены?
  74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение , при котором тебе не с кем не хочется говорить?
  75. Бывает ли , что ты думаешь о будущем с грустью?
  76. Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?
  77. Умеешь ли ты развлекать гостей?
  78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?
  79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей?
  80. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради?
  81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?
  82. Часто ли тебе снятся страшные сны?
  83. Возникло ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину?
  84. Становится ли тебе веселее, если все вокруг веселятся?
  85. Есть ли у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?
  86. Совершаешь ли ты поступки, неожиданные для самого себя?
  87. Обычно ты немногословен, молчалив?
  88. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене?  

              СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

 

Обработка данных

1. Демонстративный тип. 

«Да» - 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.                      * 2

«Нет» - 51.

 

2. Застревающий тип.

«Да» - 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.                     * 2

«Нет» - 12, 46, 59.

 

3. Педантичный тип.

«Да» - 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.                  * 2

«Нет» - 36.

 

4. Возбудимый тип.

«Да» - 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.           * 3

 

5. Гипертимный тип.

«Да» - 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.               * 3

 

6. Дистимический тип.

«Да» - 9, 21, 43, 75, 87.

«Нет» - 31, 53, 65.                      * 3

 

7. Тревожно-боязливый тип.

«Да» - 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.            * 3

«Нет» - 5.

 

8. Аффективно-экзальтированный тип.

«Да» - 10, 32, 54, 76.              * 6

 

9. Эмотивный тип.

«Да» - 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.

«Нет» - 25.                                   * 3

 

10. Циклотимный тип.

«Да» - 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84. * 3

 

Приложение №5

Исследование тревожности  у старших подростков и юношей

(опросник Спилбергера).

Часть 1.

Инструкция: Прочти внимательно каждое предложение и обведи кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, как ты обычно чувствуешь, каково твое обычное состояние. Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.

№п/п

Самооценка

Почти никогда

Иногда

Часто

Почти всегда

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

Мне хочется изучать то, что меня окружает

1

2

3

4

Я несдержан

1

2

3

4

Я доволен собой

1

2

3

4

Я испытываю любопытство

1

2

3

4

Я вспыльчив

1

2

3

4

Я нервничаю и беспокоюсь

1

2

3

4

Мне интересно

1

2

3

4

Я горячий человек

1

2

3

4

Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие

1

2

3

4

Я любознателен

1

2

3

4

Я сержусь, когда из-за чужих ошибок  мне приходиться действовать медленнее

1

2

3

4

Я неудачник

1

2

3

4

Я энергичен

1

2

3

4

Меня раздражает, когда меня не хвалят за хорошую работу

1

2

3

4

Мне становится не по себе. Когда я  думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Я чувствую себя исследователем

1

2

3

4

Я легко выхожу из себя

1

2

3

4

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

Я легко возбуждаюсь

1

2

3

4

Когда я взбешен, я могу сказать все, что угодно

1

2

3

4

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

Меня ничто не интересует

1

2

3

4

Меня бесит, когда меня критикуют при других

1

2

3

4

Я чувствую, что не приспособлен к жизни

1

2

3

4

Я чувствую. Что у меня хорошо работает голова

1

2

3

4

Когда мне мешают, мне хочется кого-нибудь ударить

1

2

3

4

Я беспокоюсь даже тогда, когда для  этого нет повода

1

2

3

4

Мне скучно

1

2

3

4

Меня приводит  в ярость, когда  за хорошую работу я получаю плохую оценку

1

2

3

4


 

Часть 2.

Инструкция: А теперь постарайся оценить, как ты чувствуешь себя на уроках в школе.

 

№п/п

Самооценка

Почти никогда

Иногда

Часто

Почти всегда

Я спокоен

1

2

3

4

Мне хочется узнать, что мы проходим на уроке

1

2

3

4

Я разъярен

1

2

3

4

Я напряжен

1

2

3

4

Я испытываю любопытство

1

2

3

4

Мне хочется стукнуть кулаком по столу

1

2

3

4

Я чувствую себя совершенно свободно

1

2

3

4

Я заинтересован

1

2

3

4

Я рассержен

1

2

3

4

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

Мне хочется знать, понять, докопаться до сути

1

2

3

4

Мне хочется на кого-нибудь накричать

1

2

3

4

Я нервничаю

1

2

3

4

Я чувствую себя исследователем

1

2

3

4

Мне хочется что-нибудь сломать

1

2

3

4

Я взвинчен

1

2

3

4

Я возбужден

1

2

3

4

Я взбешен

1

2

3

4

Я раскован

1

2

3

4

Я чувствую, что у меня хорошо работает голова

1

2

3

4

Я раздражен

1

2

3

4

Я озабочен

1

2

3

4

Мне скучно

1

2

3

4

Мне хочется кого-нибудь ударить

1

2

3

4

Я уравновешен

1

2

3

4

Я энергичен

1

2

3

4

Я чувствую себя обманутым

1

2

3

4

Я испуган

1

2

3

4

Мне не интересно

1

2

3

4

Мне хочется ругаться

1

2

3

4

Информация о работе Социально-психологические особенности волонтёров при реализации школьного варианта программы «Рука в руке»