Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:42, дипломная работа
Цель. Исследование молодёжной сексуальности.
Задачи. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие исследовательские задачи:
1. На основе теоретического анализа определить социально-психологические особенности сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых
2. Рассмотреть сексуальности подростков и сексуальности молодежи.
3. Найти формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте.
4. Изучить особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях .
5. Эмпирически выявить и проанализировать социально-психологические особенности сексуального развития молодёжи.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых……………………………...7
1.1 Изучение сексуальности подростков и сексуальности молодежи в работах ученых ..............................................................................................7
1.2 Теоретические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи: операционализация понятий, формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте. …………………….………………………………………………………...12
1.3 Основные принципы полового воспитания ........................................28
Глава 2. Социально-психологические аспекты особенностей сексуального развития молодежи…………………........................................34
2.1 Особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях: Введение в проблему...........................................34
2.2 Причины ранних сексуальных отношений .................................…….41
2.3 Сексуальное воспитание .................................................................…..47
Глава 3. Эмпирические исследования социально-психологических особенностей сексуального воспитания учеников 9х и 10х классов МОУ «Гимназии №46» и студентов Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова ………………………………………………………...55
3.1 Методики исследования ………………………………………….…..55
3.2 Результаты исследования ......................................................................58
Заключение ………………………………………………………………….….79
Список литературы ………………………………
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего
«Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова»
Факультет: управления и психологии
Кафедра: социальная психология
Дипломная работа
По общей психологии
на тему:
Социально-психологические
Выполнила:
Научный руководитель:
Чебоксары
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых……………………………...7
1.1 Изучение сексуальности подростков
и сексуальности молодежи в работах ученых
..............................
1.2 Теоретические аспекты социально-психологических
особенностей сексуального развития молодежи: операционализация понятий,
формирование сексуальности и ее проявления
в подростковом возрасте. …………………….………………………………………………………
1.3 Основные принципы полового
воспитания ..............................
Глава 2. Социально-психологические
аспекты особенностей сексуального развития
молодежи…………………...............
2.1 Особенности сексуального
воспитания подрастающего поколения в
современных условиях: Введение в проблему......................
2.2 Причины ранних сексуальных
отношений ..............................
2.3 Сексуальное воспитание
..............................
Глава 3. Эмпирические исследования социально-психологических особенностей сексуального воспитания учеников 9х и 10х классов МОУ «Гимназии №46» и студентов Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова ………………………………………………………...55
3.1 Методики исследования ………………………………………….…..55
3.2 Результаты исследования
..............................
Заключение ………………………………………………………………….….79
Список литературы ……………………………………………………….…...82
Введение
Актуальность. С конца ХХ века в среде молодежи появилась тенденция вступления в раннюю половую связь юношей и девушек. Это «движение» берет свое начало из страны свободы и демократии - США. Именно там впервые подростки осмысленно начали встречаться друг с другом ради удовлетворения половых потребностей, полового влечения. Затем это распространилось на Европу и всю Америку, а потом, в начале 90-х, оно бурно распространилось и в России. За последние годы в сексуальном поведении и установках российской молодежи, прежде всего подростков и юношей, произошли большие изменения, вызывающие растущую социальную озабоченность.
Первая трудность - многомерность
происходящих изменений. Психосексуальное
развитие - один из аспектов онтогенеза,
тесно связанный с общим
Вторая трудность - широкая вариативность, множественность типов психосексуального развития. Мужская модель развития существенно отличается от женской; сроки и последовательность фаз, характерные для одного поколения, могут оказаться непригодными для другого поколения и т.д.
Третья трудность - крайняя неравномерность распределения научных данных о психосексуальных особенностях разных этапов жизненного пути.
Данная тема является актуальной, так как сексуальное поведение и мотивация тесно связаны с возрастом, физическим и социальным развитием индивида. Несмотря на обилие эмпирических данных, известно о развитии сексуальности не так уж много. Даже периодизация этого процесса проблематична.
Разработанность. Социальный психолог Роберт Соренсон опубликовал результаты важного исследования сексуальности подростков в книге "Сексуальность подростков в современной Америке". В дальнейшем это направление было продолжено Мельвином Зельником и Джоном Кантнером. Их сообщения о сексуальном поведении и отношении к противозачаточным средствам 15-19-летних незамужних женщин имели много достоинств. Трижды — в 1971,1976 и 1979 гг. — им удалось получить выборку, репрезентативную для всей страны. В обследовании 1971 г. участвовали 4932 женщины, а в обследовании 1976 г. — 1886 женщин. Выборка 1979 г. была расширена за счет включения 1717 женщин в возрасте от 15 до 19 лет и 917 мужчин в возрасте от 17 до 21 года, но она была ограничена только жителями больших городов.
Среди русских же ученых проблемами социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи занимались Абрамова Г. С («Возрастная психология»), Кулагина И. Ю. и Колюцкий В. Н («Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека») и Балабанов С.С. («Сексуальное поведение учащихся»). Как социолога Кона интересовали прежде всего социальные проблемы, связанные с сексуальным поведением, он опубликовал свои труды в работах «Введение в сексологию», «Подростковая сексуальность на пороге XXI века», «Психология ранней юности».
Цель. Исследование молодёжной сексуальности.
Задачи. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие исследовательские задачи:
1. На основе теоретического
анализа определить социально-
2. Рассмотреть сексуальности
подростков и сексуальности
3. Найти формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте.
4. Изучить особенности
сексуального воспитания
5. Эмпирически выявить
и проанализировать социально-
Объект исследования. Сексуальное развитие молодежи на основе учеников 9х и 10х классов МОУ «Гимназии №46» и студентов Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, в количестве 42 девушек и 33 юношей в возрасте от 16-20 лет.
Предмет исследования. Социально-психологические особенности сексуального развития молодёжи.
Методы. Нами использовались комплекс методов:
1. Анализ научных источников
2. Метод математико-статистической обработки данных
3. Анкета Кона «Секс в вашей жизни» [21]
4. Опросник «Шкала любви и симпатий» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина [35]
5.Опросник Левада- центра(Юрий Левада) [35]
Гипотеза. Сексуальное воспитание молодежи в целом находится в пределах нормы. Отношение молодежи к «сексу» и к отношениям к противоположному полу обусловлены физиологически и анатомически, а именно в различиях мужчины и женщины, их гормональных особенностях, половых ролях, которые они усваивают и совершенствуют в течение всей жизни.
Практическая значимость. Сексуальное поведение и мотивация тесно связаны с возрастом, физическим и социальным развитием индивида. Несмотря на обилие эмпирических данных, известно о развитии сексуальности не так уж много. Даже периодизация этого процесса проблематична. Данные исследования помогу в дальнейшем в изучении подростковой сексуальности и сексуального развития молодежи.
Апробация. В 2011 году выступила в XIII-й межрегиональной конференции- фестиваля научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги» в секции «Психологические науки» с работой «Социально- психологические особенности сексуального развития молодежи» и завоевала диплом лауреата.
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых
1.1 Изучение сексуальности подростков и сексуальности молодежи в работах ученых
В 1973 г. социальный психолог Роберт Соренсон опубликовал результаты важного исследования сексуальности подростков в книге "Сексуальность подростков в современной Америке" (Sorenson, 1973). В его выборку входило 2000 семей, выбранных случайным образом в городах и сельской местности. Конечное число обследованных подростков составило всего 411 человек, так как многие родители не дали согласие на участие своих детей в интервью, а в некоторых случаях от этого отказывались сами подростки, несмотря на согласие родителей; тем не менее Соренсону удалось получить ответы от 50% подростков, представляющих выборку, репрезентативную для масштабов всей страны, а это следует считать большим достижением. Однако при интерпретации данных Соренсона следует помнить, что они неприложимы ни к подросткам, которым родители не разрешили участвовать в обследовании, ни к тем молодым людям, которые сами отказались от участия в нем. Результаты Соренсона в наибольшей степени относятся к подросткам из либеральной, а не консервативной среды. Несмотря на эти недостатки, работу Соренсона высоко оценивают многие исследователи, полагающие, что она, подобно обследованию Хаит, представляет собой значительный шаг вперед в отношении формирования выборок. К достоинствам работы Соренсона следует отнести и исключительно хорошо составленную анкету, позволившую проникнуть в проблемы сексуальности подростков гораздо глубже, чем любое из предшествующих исследований.[40]
В дальнейшем это направление
было продолжено Мельвином Зельником
и Джоном Кантнером (Melvin Zelnik, John Kantner)
из университета Джона Гопкинса. Их
сообщения о сексуальном
Работа Зельника и Кантнера
обращает на себя внимание и по ряду
других причин: 1) выборки формировались
таким образом, чтобы получить как
можно более полную информацию по
женщинам, принадлежащим к черной
расе (среди женщин, обследованных
в 1971 и 1974 гг., соответственно, 1339 и 654 были
черными); 2) анкета, которой пользовались
исследователи, была хорошо продумана
и предварительно испытана; 3) для
анализа использовали сложные статистические
методы; 4) проведение повторных интервью
повышало надежность получаемой информации.
Кроме того, использование в основном
одних и тех же методов формирования
выборок трижды на протяжении 10 лет
давало возможность выявить тенденции
в сексуальном поведении
Наряду с явными достоинствами
работы Зельника и Кантнера содержат
некоторые недостатки. Так, в их обследованиях
1971 и 1976 гг. не участвовали подростки
мужского пола, хотя, разумеется, исследователи
не могли не понимать, какую важную
роль в возникновении нежелательных
беременностей у
Проблемы социально-
Как социолога Кона интересовали
прежде всего социальные проблемы,
связанные с сексуальным
Одним из первых в России
он обратил внимание на опасность
сексуального насилия, инициировав
создание телефонной службы доверия
и особенно — сексуальных посягательств
на детей. Начиная с 1966 года, Кон энергично
доказывал необходимость
В 2005 году Всемирная ассоциация сексуального здоровья удостоила его Золотой медали за выдающийся вклад в сексологию и сексуальное здоровье.
Абрамова Галина Сергеевна анализируют актуальные вопросы возрастной психологии и научные исследования связанные с ними, подростковую сексуальность, а так же такое понятие как «любовь» Абрамова затрагивает в научных работах вошедшую в книгу «Возрастная психология». Абрамова отмечает : «Любимого человека можно и ненавидеть, ненависть - обратная сторона любви; любовь не предполагает постоянства чувств и вовсе не обязательно бывает взаимной. В дружбе взаимность чувств и строгость соблюдения нравственных законов составляет главное содержание. Другу не прощают их нарушения, любимому - да.».[1]
Информация о работе Социально-психологические особенности сексуального развития молодежи