Социально-психологические особенности сексуального развития молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель. Исследование молодёжной сексуальности.
Задачи. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие исследовательские задачи:
1. На основе теоретического анализа определить социально-психологические особенности сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых
2. Рассмотреть сексуальности подростков и сексуальности молодежи.
3. Найти формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте.
4. Изучить особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях .
5. Эмпирически выявить и проанализировать социально-психологические особенности сексуального развития молодёжи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых……………………………...7
1.1 Изучение сексуальности подростков и сексуальности молодежи в работах ученых ..............................................................................................7
1.2 Теоретические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи: операционализация понятий, формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте. …………………….………………………………………………………...12
1.3 Основные принципы полового воспитания ........................................28
Глава 2. Социально-психологические аспекты особенностей сексуального развития молодежи…………………........................................34
2.1 Особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях: Введение в проблему...........................................34
2.2 Причины ранних сексуальных отношений .................................…….41
2.3 Сексуальное воспитание .................................................................…..47
Глава 3. Эмпирические исследования социально-психологических особенностей сексуального воспитания учеников 9х и 10х классов МОУ «Гимназии №46» и студентов Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова ………………………………………………………...55
3.1 Методики исследования ………………………………………….…..55
3.2 Результаты исследования ......................................................................58
Заключение ………………………………………………………………….….79
Список литературы ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 147.84 Кб (Скачать файл)

Половое сознание формируется  на протяжении всей жизни, и в каждый жизненный период у него своя специфика. Половое самосознание - это представление  о себе как о человеке определенного  пола. Моментом, запускающим половое  самосознание, является простое приписывание ребенка к мужскому или женскому полу. В дальнейшем, основываясь  на элементарном подражании и на сознательном соотнесении себя с людьми своего пола, ребенок начинает осваивать  половую роль. Осознание собственной  половой принадлежности в полной мере развивается к 3-6 годам, в процессе того, как ребенок осознает себя личностью. У детей 2-4 лет проявляется  так называемое половое любопытство, ведущее к стремлению разглядывать и ощущать свои половые органы. Признаками половой принадлежности в этом возрасте являются лишь особенности  строения наружных половых органов.[16]

В подростковом возрасте проявляется  уже истинное половое любопытство  в связи с пониманием детородной функции мужчины и женщины, подразумевающей  особые, специфические взаимоотношения  между полами. Способность осознавать себя носителем определенного пола лежит в основе формирования полового поведения подростка. Выраженность полового влечения у представителей мужского и женского пола одинакова, проявления же его специфичны. У  девушки, например, характерными поведенческими реакциями, связанными с половым  влечением, являются кокетство, в основе которого лежит побуждение привлечь к себе внимание, застенчивость, стыдливость, ярко выраженная потребность нравиться, хорошо выглядеть. Юноша обычно испытывает желание понравиться конкретной девушке, а не вообще всем и имеет  при этом конкретную цель.[1]

Сексуальность подростка  носит дисгармоничный характер. Между  его эмоционально-психологическим  и соответствующим физическим развитием  существуют противоречия. Подросток, как  правило, обуреваем желаниями, фантазиями и мечтами сексуального характера.[1]

В начале полового созревания у подростков формируются своеобразные отношения, которые можно определить как платоническую влюбленность, окрашенную романтически возвышенным  чувством. Лишь впоследствии, с завершением  процесса полового созревания, пробуждаются специфические сексуальные эмоции, проявляется половая активность и формируется зрелое половое  сознание.[1]

С развитием полового самосознания тесно связано и формирование либидо. Либидо - это стремление к половой близости. Выделяют следующие стадии его формирования:

Романтическая стадия (или платоническая) у юношей характеризуется фантазиями, в которых совершаются воображаемые подвиги в честь идеализируемого объекта первой влюбленности. У девушек прослеживается стремление нравиться, обращать на себя внимание, появляются фантазии о бескорыстной заботе со стороны прекрасного и храброго «рыцаря». Значение этой стадии в формировании либидо - в возвышении физиологического инстинкта до истинно человеческой любви. Переживания первой влюбленности наполняют эту стадию яркими и незабываемыми чувствами.

Эротическая стадия выражается в стремлении к нежности и ласкам. Эта стадия длительное время определяет женскую сексуальность, а у мужчин довольно  быстро сменяется потребностью в сексуальной разрядке.

Сексуальная стадия во многом определяет особенности подросткового возраста у юношей. Прежде всего, это феномен так называемой подростковой гиперсексуальности, проявляющейся в повышенной половой возбудимости у мальчиков - в частых эрекциях, необузданных эротических фантазиях, мастурбации. Физиологической основой этого явления считается усиление секреции андрогенов, уровень которых у 18-летнего юноши в 8 раз выше, чем у 10-летнего мальчика. Важно отметить две особенности подростковой и юношеской сексуальности: первая - это экспериментальный характер их сексуального поведения; вторая - то, что эротические потребности и интересы опережают развитие эмоциональной сферы и навыков общения, от которых во многом зависит возможность сочетания физической близости с психологической (духовной) близостью и взаимопониманием.[37]

Любовные чувства юношей и девушек индивидуальны и  многообразны. Однако часто наблюдается  следующее противоречие. Подростковая мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность  в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические  желания очень часто не совпадают  и могут быть направлены на разные объекты. Такая разобщенность чувственно-эротического и нежного влечений особенно типична  для мальчиков.[7]

Период полового созревания характеризуется постепенным развитием  вторичных половых признаков  и завершается наступлением половой  зрелости. У человека период полового созревания называют переходным, или  пубертатным, его продолжительность  составляет в среднем около 5 лет. Возрастные рамки полового созревания подвержены индивидуальным колебаниям (у девочек от 8-10 до 16-17 лет; у мальчиков  от 10-12 до 19-20 лет). Половое развитие, начинающееся у девочек до 8 лет, а у мальчиков до 10 лет, считается  преждевременным. Задержкой полового созревания считают отсутствие вторичных  половых признаков у девочек  старше 13 лет и у мальчиков  старше 14 лет. Это обусловлено чаще всего конституциональными факторами, соматическими заболеваниями, неблагоприятным  психологическим микроклиматом  в семье, плохими бытовыми условиями, неполноценным питанием. Начало и  продолжительность пубертатного периода  подвержены значительным колебаниям. В этот период усиленно развивается  весь организм, с повышенной нагрузкой  работают внутренние органы, перестраивается  деятельность нервной системы, изменяется психика. У мужчины период полового созревания заканчивается только к 23-25 годам, а у женщины к 18-20 годам. Наступает период половой зрелости. Этот период характеризуется расцветом женского и мужского организма, он приходится на самый активный период жизни человека. К началу этого периода мужской и женский организмы подготовлены к выполнению детородной функции, созданию семьи, ответственному родительству.[1]

В современном обществе половое  чувство у подростков может появляться уже в 14-16 лет, в то время как  официальный брачный возраст  наступает лишь через несколько  лет, а семья создается еще  позже. Именно поэтому довольно часто  в юношеском возрасте подростки  прибегают к мастурбации (онанизму). Мастурбация - искусственное раздражение  эрогенных зон (чаще половых органов) с целью получения полового удовлетворения. Мастурбация - естественное проявление развивающейся сексуальности в  юношеском возрасте, которая требует  выхода и в этот период обычно носит  характер саморегуляции половой  функции. Задача взрослых состоит в  том, чтобы объяснить это подросткам и убедить их переключиться на физические нагрузки, чтобы мастурбация  не превратилась в навязчивую идею, вредно влияющую на самочувствие подростка.

Не для всех подростков характерно раннее желание вступить в половую связь. Как правило, это зависит от культурных, социальных и религиозных традиций, взаимоотношений  в семье и с окружающими  людьми. Некоторые подростки начинают половую жизнь, глядя на своих  друзей; для других - это способ самоутверждения. Подростка надо убедить, что ранняя половая жизнь - это не самоцель и  не способ самоутверждения. Девичья  чистота, гордость, целомудрие, необходимость  полового воздержания до вступления в брак - не устаревшие понятия. Ранние контакты - это серьезные эмоциональные  переживания, а в некоторых случаях  угроза репродуктивному здоровью. Доказано, что раннее начало половой жизни  у подростков, частая смена половых  партнеров приводят к очень печальным  результатам - болезням, передаваемым половым путем, СПИДу, бесплодию, хроническим  воспалительным заболеваниям женских  и мужских половых органов.[20]

Если молодая девушка  или юноша не хотят интимной близости или хотя бы сомневаются, они должны уметь сказать «нет». Этому их должны научить взрослые в семье  и школе. Прежде чем начать половую  жизнь, молодой человек или девушка  должны подумать и о себе, и о  своем партнере. Начало половой жизни  — ответственный шаг в жизни  каждого человека.

Как уже отмечалось выше, девочки созревают раньше, чем  мальчики, но половую жизнь они  начинают позже. Сегодня этот разрыв сократился. Изменилась установка обоих  полов относительно допустимости добрачных  связей. Сегодня существует явное  различие между «идеальным» и  «фактическим» возможным вступлением  в добрачные связи. Опросы подростков показывают: многие находят добрачные  сексуальные связи неприемлемыми, а кто-то, наоборот, считает их нормальными. Одни подростки кидаются в любовный омут, не задумываясь ни на минуту, другие нуждаются во времени, чтобы все  обдумать, третьи будут месяцами узнавать потенциального партнера. В каком  возрасте можно начинать половую  жизнь? Переход к сексуальным  отношениям является очень серьезным  шагом, поэтому крайне важно, чтобы  оба чувствовали себя готовыми к  этому. Когда речь заходит о сексе, легко сказать «да». Но требуется  много сил и мужества, чтобы  сказать «нет». И задача взрослых - объяснить прежде всего девушке, что если ее по-настоящему любит  юноша, он не порвет с ней дружбу только потому, что она не готова вступить с ним в интимную связь. Часто молодые люди с легкостью  разрывают отношения со своими подругами, и это довольно частое явление  в процессе взросления и приобретения опыта. Но такой разрыв может быть и очень болезненным. Девушки  должны знать, что половое созревание юношей заканчивается позже, они  позже задумываются о создании семьи, о детях. Испытывать сексуальные  чувства и желать сексуальных  отношений - это естественно. Но решиться на половую близость означает принять  на себя ответственность за своё поведение. Прежде чем решиться на сексуальные  отношения, необходимо всё тщательно  продумать и взвесить, так как  первый сексуальный опыт может оказаться  нелегким и принести разочарование. Взрослые должны объяснить подросткам, что никто не имеет права прикасаться к их телу, заставлять делать по отношению к ним то, к чему они не готовы, или то, что угрожает их безопасности.[20]

Семья имеет важное значение в формировании сексуального поведения  подростка. Родители всегда должны думать о том, что они хотят передать своим детям, соответствует ли их собственное поведение тем нормам, выполнения которых они требуют  от детей. Бывают родители, которые  с наступлением половой зрелости у детей резко меняют свое отношение  к ним. Отцы перестают обнимать, целовать сына или дочь, как это случалось  раньше. Такое изменившееся и уже  несвободное поведение отца, когда  дочь «уже женщина», сын «уже мужчина», может вызвать растерянность  и тоску у подростка и даже стать причиной неприятия им своего взросления.

Девочкам-подросткам родители очень часто запрещают прогулки, особенно, если те выходят в компании юношей. В них живет постоянный страх, что их дочка «может быть обманутой», «может забеременеть»… Многие родители не умеют разговаривать со своими взрослеющими детьми на «животрепещущие» темы, не знают, как предупредить о  возможных рискованных ситуациях, в которые они могут попасть. Их обуревают сомнения: как рассказать о многочисленных «подводных рифах», ожидающих сына или дочь во взрослой жизни, как помочь разобраться в  чувствах, которые обуревают подростка, и справиться с ними. Между родителями и подростками часто происходят серьезные конфликты и ссоры, которые иногда следует рассматривать  как нормальный процесс утверждения  независимости молодых людей.

Тем не менее, несмотря на конфликты, родители должны стараться сохранять  душевную близость с детьми, своей  твердостью и пониманием поддерживать у подростка чувство уверенности  в себе. Молодым людям необходимо чувствовать, что у них есть кто-то, кто им открывает новые горизонты, кто может быть требовательным и  в то же время понимать их сомнения. И хотя известно, что подростки  довольно откровенны друг с другом, охотно обсуждают разные проблемы, они все равно нуждаются в дополнительном диалоге со взрослыми, особенно с родителями, у которых свой взгляд на мир, продиктованный жизненным опытом, которого так не хватает молодым.[49]

В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение.  Воспитание - это процесс, который начинается с рождения, и половое воспитание как составная часть этого процесса должно начинаться с того же момента. Желательно, чтобы родители говорили между собой о том, какими были их детство и юность, как они переживали проблемы сексуальности, как они встретились и почему решили создать семью. Подобные воспоминания родителей очень важны для воспитания их детей. На вопросы ребенка следует отвечать по мере их возникновения, при этом ответы должны учитывать его возраст. Не надо забывать о том, что эта информация, как и любая другая, должна прийти к детям своевременно и в доступной форме. Ребенок, а позднее молодой человек или девушка, должны чувствовать, что рядом с ними находятся взрослые (родители, учителя), которым они доверяют.[33]

В современном обществе дети часто становятся жертвами сексуальной  агрессии. Серьезность данного вопроса  диктует необходимость предостеречь детей, рассказать об опасностях, которым  они могут подвергнуться. Так, их следует предупредить о существовании  «больных» молодых и взрослых людей, могущих причинить детям  и подросткам зло, вред. Их необходимо научить понимать истинные намерения  окружающих, говорить «нет» в определенных обстоятельствах. Очень важно, чтобы  у детей было желание рассказать взрослым о ситуациях, которых они  боятся или которые уже произошли.

Таким образом разговор о сексуальности всегда следует ассоциировать с понятиями любви, нежности, благополучия и положительных эмоций. Это своего рода контрвоспитание, поскольку в нашем обществе интимные отношения между мужчиной и женщиной до сих пор многие считают чем-то греховным и грязным. Речь идет о том, что у подростков надо формировать положительное отношение к собственной сексуальности, любовь к себе, самоуважение, позитивное отношение к здоровому образу жизни. Воспитание в семье, школе, обществе, влияние близких на детей и подростков очень важны для психополового развития личности. Сексуальность как составляющая жизни каждого человека должна рассматриваться в позитивном ключе с подчеркиванием качественных аспектов общения, ответственности, нежности, эмоционального подъема и радости, которые приносит подлинное чувство любви. [20]

 

1.3 Основные принципы  полового воспитания

В Словаре по сексологии и сексопатологии дается следующее  определение.  Половое воспитание - это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.[34]

 В нашей стране нет соответствующего полового воспитания. До сих пор ведутся споры вообще о его необходимости; противники аргументируют тем, что это аморально, неэстетично и каждый человек должен сам решать этот вопрос, те, которые за введение полового воспитания, предлагают лишь просвещение в биологическом, физическом и моральном аспектах интимных отношений. Предложенные программы лишь кратко освещали основные проблемы и вели сильную моральную обработку личности, лишая ребенка самого подумать над этими вопросами. Кроме того, не было соответствующих учителей по этому предмету, которые могли бы без смущения и других проявлений стыдливости осветить материал, которых действительно готовили к преподаванию этого предмета.[44]

В данной работе, не умаляются  важности семейного полового воспитанию, но также подчеркивается, то что  и оно не совершенно в наше время, так как родители боятся или не хотят по какой-то причине этим заниматься, а подростки, соответственно, не получают знаний в этой области и вынуждены искать ответы на вопросы сами. Кроме того, очень часто родители думают, что неосведомленность ребенка в вопросах пола помогает ему сохранить чистоту взглядов. Родители стараются избегать тех вопросов, которые начинают волновать ребёнка, расценивают эти вопросы как «неприличные». Иногда родители не придают должного значения происходящим у детей возрастным изменениям, то есть проводят «бесполое» воспитание.

Информация о работе Социально-психологические особенности сексуального развития молодежи