Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:42, дипломная работа
Цель. Исследование молодёжной сексуальности.
Задачи. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие исследовательские задачи:
1. На основе теоретического анализа определить социально-психологические особенности сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых
2. Рассмотреть сексуальности подростков и сексуальности молодежи.
3. Найти формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте.
4. Изучить особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях .
5. Эмпирически выявить и проанализировать социально-психологические особенности сексуального развития молодёжи.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых……………………………...7
1.1 Изучение сексуальности подростков и сексуальности молодежи в работах ученых ..............................................................................................7
1.2 Теоретические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи: операционализация понятий, формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте. …………………….………………………………………………………...12
1.3 Основные принципы полового воспитания ........................................28
Глава 2. Социально-психологические аспекты особенностей сексуального развития молодежи…………………........................................34
2.1 Особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях: Введение в проблему...........................................34
2.2 Причины ранних сексуальных отношений .................................…….41
2.3 Сексуальное воспитание .................................................................…..47
Глава 3. Эмпирические исследования социально-психологических особенностей сексуального воспитания учеников 9х и 10х классов МОУ «Гимназии №46» и студентов Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова ………………………………………………………...55
3.1 Методики исследования ………………………………………….…..55
3.2 Результаты исследования ......................................................................58
Заключение ………………………………………………………………….….79
Список литературы ………………………………
Новым элементом является
лишь появление такой ценности сексуального
общения, как защита от ВИЧ-инфекции.
Новое страшное заболевание оказало
значительное влияние на изменение
отношения к случайным половым
связям, которые теперь стали опасны
не только угрозой случайной
Традиционно в социоподчиняющем
сексуальном воспитании доминируем
запугивание детёй негативными
последствиями нарушений
Новой чувственно-формирующей
сексуальной культурой должны быть
сформированы способы конструирования
сексуальной радости путем
Когда с раннего детства
ребенка начнут обучать получению
радости не только от простого удовлетворения
природных желаний о вкусной
пище, тепле, получении каких-то понравившихся
вещей, а и от самостоятельного регулирования
психических побуждений, создания чего-то
нового, тогда он сможет получить необходимую
базу для управления сексуальными желаниями.
Они всегда возникают на основе природных
потребностей в то время, когда современная
жизнь не позволяет их реализовывать
открыто в рамках брачной пары.
Поэтому главной задачей
Необходимо специальное обучение по насыщения этого чувства теми социальными ценностями человека, на основе которых может реализоваться природное влечение к нему. Выработка умения соединять в восприятии любимого его природные и социальные достоинства является важнейшим условием перехода сексуального воспитания на качественно новый уровень. Оно должно начинаться не с просвещения по поводу различий в физиологии мужчины и женщины, а с обучения способам целостного восприятия любого человека.[48]
Учить детей методам познания внутренних качеств человека, которые выражаются не только в поступках, но и проявляются в определенной мере в его внешности необходимо с 3-4 лет. Тогда создается возможность для преодоления одной типичной проблемы сексуального воспитания, которая заключается в том, что половое поведение строится на основе выделения лишь внешних достоинств, определенных природой. Только в результате больших разочарований человек постепенно убеждается в том, что понравившийся ему индивид приносит в основном разочарования и неприятности. В этом заключается причина того, что многие люди только с помощью "пробного брака" узнают те социальные характеристики партнера, которые могли выяснить значительно раньше в процессе умелого распознавания особенностей его внутреннего мира.
Следующим условием становления качественно нового сексуального воспитания является постоянное развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка. В настоящее время эта задача решается в первую очередь с помощью искусства. Оно призвано научить ребенка радоваться природе, тем людям, которые созданы воображением поэта, писателя, художника. В значительно меньшей степени развиваются сильные положительные чувства на основе личного опыта общения с разными людьми. Человек может сильно переживать похождения героя художественного произведения, а к ситуациям, в которых оказываются известные и даже близкие ему люди, оставаться равнодушным. Детей с раннего возраста не учат воспринимать и глубоко переживать радость от общения с какими-то людьми. Ребенок значительно сильнее воспринимает огорчения и обиды, осуждения со стороны взрослых и сверстников, а не то удовольствие, которое возникает при обычном повседневном общении с ними. Если отсутствуют неприятности, то в лучшем случае господствует среднее по силе, практически не регулируемое удовлетворение. Ребенка не учат культивировать, взращивать в себе радость от того, что другой человек сделал для него что-то приятное, сумел учесть его индивидуальность.
В результате чего в подростковом
возрасте возникают трудности с
чувственным восприятием
Таким образом в настоящее время, когда речь идет о сексуальном воспитании, очень часто имеется в виду изложение данных из области анатомии, физиологии зачатия, деторождения и др. Фиксация делается именно на этих аспектах, что также сопровождается значительными затруднениями, связанными как со стыдливостью, так и страхом попасть в смешное положение.
Во многих семьях сексуальные вопросы, с одной стороны, считаются крайне значимыми, с другой – представляют совершенно запретную зону, о которой не принято ничего говорить. Внимание детей, естественно, привлекается к запретной теме с большой силой, интерес к «уличной» информации становится одной из главных мотиваций. В таких случаях возникает также реальная угроза оказаться под влиянием лиц с различного рода сексуальными отклонениями с далеко идущими отрицательными последствиями.
Вопросы пола и его значения должны интегрироваться в сознании ребенка задолго до пробуждения сексуальных желаний. Эти знания способствуют, по данным ряда исследователей, будущей адаптации к новой реальности. Психологические исследования показывают, что в настоящее время даже в странах со сравнительно либеральными подходами к сексуальным проблемам в обществе во многих случаях дети в достаточной степени не защищены перед неблагоприятными воздействиями среды, становятся жертвами плохого воспитания. Результатом этого является возникновение упрощенных и к тому же неправильных представлений механистического характера. Добавим, что анатомические знания нередко носят «опережающий» характер, что может способствовать нарушению развития. Сведения об анатомической стороне проблемы и чувственности должны восприниматься на подготовленной психологической почве, как дополнение психологического осознания пола.[48]
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод по II главе:
1. Были выявлены черты сексуального воспитания в современных условиях и необходимость к самовоспитанию которая включает: 1) Развитие яркого чувственно-эмоционального восприятия и переживания природы. 2) Формирование пронизанного положительными чувствами общения с разными людьми. 3) следует в равной мере формировать нежность, умение быть ласковым как у девочек, так и мальчиков. 4) Необходимо учить детей, подростков, взрослых людей любить себя.
2. Были выявлены причини ранних сексуальных отношений. На наше сексуальное поведение влияют биологические, социальные и психологические факторы – ими обусловлены главные психологические причины ранних сексуальных отношений.
3. Были систематизированы качественные условия сексуального воспитания: 1) Должны быть сформированы способы конструирования сексуальной радости путем особого саморегулирования личности.2) Должны быть сформированы ценности управления половым инстинктом таким образом, чтобы сексуальное общение было составной частью целостного взаимодействия двух индивидов. 3) Необходимо специальное обучение по насыщения чувства влюбленности теми социальными ценностями человека, на основе которых может реализоваться природное влечение к нему. 4) Надо учить детей методам познания внутренних качеств человека, которые выражаются не только в поступках, но и проявляются в определенной мере в его внешности необходимо с 3-4 лет. 5) Развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка.
Глава 3. Эмпирические исследования социально-психологических особенностей сексуального воспитания учеников 9х и 10х классов МОУ «Гимназии №46» и студентов Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова
3.1 Методы исследования
1. Анкета «Секс в вашей жизни» (Кон) [Приложение 1]
Целью опроса было: Выявить уровень сексуального развития испытуемых
1. Проанализирован процесс формирования подростковой сексуальности, её проявления в этом возрасте.(3,4,8)
2. Выявлены причины ранних сексуальных отношений и отношение испытуемых к противоположному полу(6,7)
3. Выявлено какое место в жизни испытуемых занимает собственно секс.(2,5)
2. Опросник «Шкала любви и симпатий» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина) [Приложение 2]
Целью опроса было: определить, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия.
В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение. Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.[33]
В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение. Симпатия — устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям и явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т. п.[33]
1. Определено, у скольки испытуемых в отношениях преобладает любовь.( 1,3,5,7,9, 11, 13.)
2. Определено, у скольки испытуемых в отношениях преобладает симпатия. (2, 4, 6,8,10,12,14)
3. Выявлено количество респондентов имеющих пару.(1-14)
3. Опросник Левада- центра [Приложение 3]
Целью данного опроса было: выявить мотивацию и легитимацию юношей и девушек по отношению к противоположному полу.
В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение. Легитимация — достижение легитимности, обоснование права политической власти на принятие политических решений и осуществление политических поступков и действий, в том числе опирающихся на насилие (аппарат принуждения). Легитимацией называется юридическое обоснование этих действий существующими в государстве законами ("легальность"), а также достижение признания общественным сознанием уместности таких действий в смысле их соответствия духу существующей правовой системы ("легитимность").[33]
В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение. Мотивация — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.[33]
3.2 Результаты
В ходе исследования было выявлено:[ Приложение 1]
Таблица 1. Результаты первой группы испытуемых
Вопросы |
Ответы |
1 группа | |
юноши,% |
дев.,% | ||
2.Как вы соотносите такие во многом разные понятия, как «секс» и «любовь»? |
А) секс без любви не имеет смысла |
40 |
77,8 |
Б) одно другому не помеха |
0 |
22,2 | |
В) любовь- любовью, секс- сексом |
60 |
0 | |
3.Как часто ваши мысли обращаются к сексу и сексуальным приключениям? |
А) никогда или очень редко |
30 |
77,8 |
Б) раз в день-обязательно |
70 |
0 | |
В) от этого невозможно избавиться |
0 |
22,2 | |
4.Стремитесь ли вы подчеркнуть свою сексуальность одеждой или деталью? |
А) надеваю красивое нижнее белье |
0 |
11,1 |
Б) это не мой стиль |
80 |
77,8 | |
В) выбираю наряд с учетом этого |
20 |
11,1 | |
5.Какое место в вашей жизни вы отводите собственно сексу? |
А )далеко не первое |
30 |
66,7 |
Б)…. Но и не последнее |
50 |
22,2 | |
В) жизнь без секса теряет смысл |
20 |
11,1 | |
6.Как вы относитесь к флирту – легкому и ни чему не обязывающему? |
А) не упущу такой возможности |
0 |
22,2 |
Б) это все глупости |
40 |
11,1 | |
В) невинное развлечение |
60 |
66,7 | |
7.Как строятся ваши отношения с представителями противоположного пола? |
А) трудно сохранить на долго |
20 |
0 |
Б) все они потенциальные партнеры |
20 |
11,1 | |
В) можно обойтись «без постели» |
60 |
88,8 | |
8.Как часто вы, при идеальных обстоятельствах, предпочитали бы заниматься любовью? |
А) хотя бы раз в сутки |
20 |
11,1 |
Б) когда этого захочет партнер |
70 |
11,1 | |
В) несколько раз в неделю |
10 |
77,8 |
Информация о работе Социально-психологические особенности сексуального развития молодежи