Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование влияния семьи на агрессивное поведение детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с целью были определены задачи курсовой работы:
1. проанализировать социально-психологическую сущность агрессии и подражания в концептуальных идеях Н. Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры;
2. выявить влияние семейного воспитания на формирование агрессивного поведения у детей;
3. исследовать влияние семьи на агрессивное поведение детей, оставшихся без попечения родителей;
4. осуществить анализ и интерпретацию полученных результатов исследования.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА АГРЕССИИ И ПОДРАЖАНИЯ
1.1. Сущность и содержание теорий агрессии и подражания Д. Долларда, Н. Миллера, А. Бандуры 5
1.2. Влияние семейного воспитания на формирование агрессивного поведения у детей 12
Выводы по первой главе 17
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2. Анализ полученных результатов 20
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Литература
Приложение
3) У наблюдателя при этом должен быть соответствующий уровень сенсорных возможностей.
4) Двигательные навыки, позволяющие воспроизвести то, что наблюдатель воспринимает.
В отличие от других теорий агрессии, теория А. Бандуры гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Основным тезисом теории А. Бандуры было утверждение, что обучение может быть организовано не только посредством осуществления каких-либо действий, как это полагал Скиннер, но и с помощью наблюдения за поведением других людей. По всей видимости, механизмами такого обучения являются не только внешнее отслеживание последовательности совершаемых действий, но и внутренние детерминанты - когнитивные переменные.
Эта теория была предложена А. Бандурой и объясняла усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения.
С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:
А. Бандура уделяет внимание обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.
Таким образом, А. Бандура больше ориентирован на парадигму инструментального обусловливания, причем центральное место он отводит научению путем наблюдения за образцом. Эмоция гнева не является, по его мнению, ни необходимым, ни достаточным условием агрессии. Поскольку гнев представляет собой, с точки зрения А. Бандуры, всего лишь состояние возбуждения, получающее обозначение лишь постфактум, всякое эмоциональное возбуждение, идущее от негативно воспринимаемой стимуляции (скажем, шум, жара), может влиять на интенсивность агрессивных действий, если только действие вообще пойдет по пути агрессии. Ход такого действия не связан с простым запуском условных реакций, зависящих от предвосхищаемых последствий возможных действий, и никакое состояние эмоционального возбуждения, никакой побудительный компонент не являются для него необходимыми.5
Опираясь на теории Н.Миллера,
Д. Доларда. А.Бандуры, где агрессия
рассматривается как форма
1.2. Влияние семейного воспитания на формирование агрессивного поведения у детей
Одной из главных функций семьи является воспитание детей. Семья призвана обеспечить правильную организацию жизни ребенка. Именно эта роль делает семью необходимым звеном комплексного подхода к воспитательной работе.
Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь человека. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в области подсознательной. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки.
Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека.
Одна из причин влияния семьи на детей – в устойчивости первых впечатлений ребёнка от окружающей жизни. Их ребёнок получает в семье, на их основе формируется характер.
Сила семьи в том, что её влияние осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек не может от них освободиться.
Главная особенность
семейного воспитания в том, что
оно эмоционально по своему содержанию
и предполагает любовь родителей
к детям и ответное чувство
детей к родителям. Теплота домашнего
микроклимата, комфортность состояния
в домашней атмосфере стимулируют
ребёнка к восприятию бытующих в
семье правил, манеры поведения, взглядов
и устремлений. Сила влияния родителей
– в вере в них ребёнка, в
его убеждении, что близкие, любимые
им люди всегда правы, а решения и
поступки их справедливы. Дети желают
быть похожими на своих родителей
и бессознательно им подражают. Это
желание делает пример родителей
сильнейшей движущей силой семейного
воспитания. Ничто не действует на
детей так разительно, как сила
примера родителей. Образ жизни
родителей – основа их авторитета
у детей. Требования к детям не
должны расходиться с собственным
поведением. Все действия родителей
находятся под постоянным, непосредственным
контролем детей. Это налагает на
родителей особую ответственность,
обязывает их анализировать своё
собственное поведение при
Основные изменения
в личности ребенка с середины
дошкольного возраста группируются
в сфере социальных отношений
и основной причиной этого, является
расширение социальных связей ребенка
с миром, обогащение опыта его
общения с близкими взрослыми
за счет контактов с ровесниками
и посторонними людьми. Социальная
сфера ребенка становится объектом
его целенаправленного
Существуют факторы, которые влияют на становление агрессивного поведения детей-дошкольников.
Раттер рассматривает
детскую агрессивность и
Р. Бэрон, Д. Ричардсон перечисляют следующие основные источники, из которых дети получают знания о моделях агрессивного поведения.7
Семья может одновременно
демонстрировать агрессивное
Стиль семейного воспитания, реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии – это те факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение в семье и вне нее.
Отсюда нередки случаи психологического насилия в современной семье, а сексуальное, физическое насилие, жестокость по отношению к ребенку представляют собой крайнее выражение психологического насилия.
Проблеме наказания посвящено немало исследований, которые обращают внимание на недостаточную эффективность наказания как метода воспитания. Бандура А. говорит о том, что при определенных обстоятельствах применение наказания может способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания.
Выявлена тесная связь между родительским воздействием и проявлениями детской враждебности. Наказание способствует проявлению агрессивных побуждений за пределами той ситуации, где оно имело место.
По мнению С.А. Завражина подобного рода травмирующие переживания требуют выхода. Они могут выливаться в качестве ответной агрессивной реакции, а так как субъект агрессии, как правило, табуирован, то агрессия переносится на доступные объекты (члены семьи, игрушки и т.д.).
В настоящее время, подавляющее большинство исследователей признает, что применяемое по отношению к детям физическое наказание выступает как модель агрессивного поведения. Во многих случаях наказание не осуждается окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформацию и побуждает ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий.
Изучение взаимоотношений
родителей к детям выявило, что
жестокие наказания связаны с
высоким уровнем агрессивного поведения
у детей, а недостаточный контроль
и присмотр за детьми коррелирует
с высоким уровнем
Дети из семей, где физическая агрессия родителей по отношению друг к другу не редкость, острее реагируют на гневные интонации взрослых, чем дети из благополучных семей, и склонны вести себя во взаимоотношениях с окружающими агрессивно.
Следующим источником усвоения различных моделей поведения, в том числе и агрессивного, являются взаимодействия с другими людьми.
Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбления) и узнать о преимуществах такого поведения. Шумные игры, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются причинить вред друг другу – фактически могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению. Дети говорят, что им нравятся их партнеры по шумным играм, они редко получают травмы во время игр.
Другая сторона общения
со сверстниками – это то, когда
дети становятся жертвами агрессии. Существуют
убедительные свидетельства того, что
такое столкновение с агрессией
увеличивает вероятность
Социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, непредсказуемость поведения родителей, жизнь в состоянии постоянного страха) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка. Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям. При неблагополучии в семье подобные переживания возникают очень часто и влияют на формирование агрессивного поведения у детей.
Асоциальные семьи наносят вред здоровью детей как физическому, так и психическому. Дети из асоциальных семей страдают отклонениями в психическом развитии, так как воспитываются в условиях постоянного страха, скандалов, неуравновешенного поведения родителей, а часто жестокости и насилия с их стороны. Все эти нарушения значительно затрудняют воспитание и обучение детей, а ограниченный и деформированный жизненный опыт не позволяет им успешно адаптироваться к социальной среде.
Следовательно, можно сделать вывод о наличии неразрывной взаимосвязи между воспитанием и социальными факторами в становлении агрессивного поведения у детей.
Опираясь на теории Н. Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры, где агрессия рассматривается как поведение, которое моделируется посредством социального научения, проведено исследование влияния семьи на формирование агрессивного поведения у детей.
Выводы по первой главе
1) Гипотеза теории агрессии Н. Миллера и Д. Долларда наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации и, наоборот, существование фрустрации всегда ведет к некоторой форме агрессии. Основными используемыми в теории является четыре понятия: фрустрация, агрессия, “сдерживание”, “смещенная агрессия”. Однако со временем не подтвердилось положение о неразрывной, необходимой связи агрессии и фрустрации.
2) Согласно теории А. Бандуры, фрустрация не является определяющим фактором, влияющим на агрессивное поведение. Агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. По мнению автора, для приобретения новых реакций на основе подражания не обязательно подкрепление действий наблюдателя или действий модели; но подкрепление необходимо для того, чтобы усилить и сохранить поведение, сформированное благодаря подражанию.
3) Семья оказывает влияние на формирование личности ребенка в процессе социализации.
4) Под руководством родителей ребёнок приобретает свой жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Родители являются для ребенка авторитетными лицами, и то, поведение, которое они демонстрируют, какие методы, и стиль воспитания используют в отношении ребенка, оказывает влияние на появления, развития и закрепления агрессивности, как черты личности.
Глава 2. Исследование влияния семьи на агрессивное поведение детей, оставшихся без попечения родителей
2.1.
Организация и методы
Количество испытуемых составило 13 человек, среди них мальчиков - 7, девочек – 6, в возрасте от 4 до 8 лет. Исследование агрессивного поведения у детей проводилось в несколько этапов.
Цель исследования: изучить влияния семьи на агрессивное поведение детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи исследования:
1) сформировать выборку исследования;
2) организовать диагностическое обследование детей, оставшихся без попечения детей;
3) проанализировать полученные данные.
Этапы исследования.