Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:42, дипломная работа
Целью исследования является выявление личностных особенностей представителей молодежных субкультур;
Объектом исследования является молодежные субкультуры.
Предметом исследования являются особенности молодежных субкультур;
Теоретическую основу исследования составляют работы отечественного психолога М. В. Розина, активно занимавшегося проблемами молодежной суб- и контркультуры, в особенности культурой хиппи. В его работах рассматриваются психологические аспекты формирования субкультуры как определенного поведения, психологические последствия субкультурного образа жизни.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР…………………………………………………………………….5
1.1. Рок-культура как молодежная субкультура…………………………….....5
1.2. Основные направления рок-культуры …………………………………….10
1.3. Ролевые игры как молодежная субкультура ……………………………...19
1.4. . Социально – психологическое значение ролевых игр…………………..25
2. МЕТОДИКИ И ТЕХНИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР………………………………………………………….…….….29
2.1. Влияние ролевой игры на актуальное психологическое состояние («тест Люшера»)……………………………………………………………………..….29
2.2. Психологическое исследование молодежных субкультур с помощью «Хэнд-теста»……………………………………………………………….…….35
2.3. «Психологический профиль рок-культурного типа личности»………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..………...
Итак, движение ролевых игр, как
субкультурное социальное явление,
неоднородно по своему составу и
неоднозначно по своему социальному
значению. В силу широкого спектра
своих форм и возможностей игры притягивают
очень разных людей, с разными
целями и индивидуальными
МЕТОДИКИ И ТЕХНИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
2.1. Влияние ролевой игры на актуальное психологическое состояние («тест Люшера»)
Результаты группового тестирования по тесту Люшера, сделанные за две недели до начала игры, показывают нормальный уровень активности и актуальное психоэмоциональное состояние, характерное для этой группы. Полученные в результате тестирования данные интерпретируются следующим образом:
Существующее положение вещей.
Конфликт и
Источники стресса.
Первичное действие: напряжение из-за
застоя чувственной возбудимости. Психологический:
благодаря чувственной
Коротко: неопределенность; притязания на достойную доверия искренность.
Выявляется желание установить
связь, с каким либо партнером, который
удовлетворял бы эстетическому вкусу,
проявлял бы глубокое понимание и
своей предупредительностью и вниманием
способствовал бы установлению гармоничных
отношений. Выявляется желание утвердиться
как личность. По этой причине склонность
занимать критическую позицию по
отношению к партнеру или связи
с ним. В результате постоянно
нарушается непосредственность отношений;
то происходит сближение, то, наступает
отчуждение. Поэтому состояние
Настойчивое стремление добиваться личностного
признания и внимания к себе с
тем, чтобы быть оцененным в качестве
достойного партнера. Избирательный, критический
подход и стремление иметь свою точку
зрения приводят к выработке собственного
вкуса и самостоятельных
Удерживаемые свойства.
Стремятся к участию в
любой форме деятельности и
охотно в нее вовлекаются, но
конфликтов и волнений
Требовательны и придирчивы в своих отношениях с близкими людьми, но избегают открытых конфликтов, поскольку это может повредить осуществлению их планов надежд.
Желаемая цель.
Поиск спокойствия и гармонии в отношениях, дающих удовлетворенность и чувство приобщенности к чему-либо.
Актуальная проблема.
Желание быть ценимым и уважаемым и стремление к этому в ходе мирной и тесной дружбы, полной взаимного доверия. Данная команда создавалась с целью объединения близких по духу людей, желающих играть вместе, этим объясняются некоторые характеристики.
Эта картина, отражающая психоэмоциональное состояние данной группы в обычных условиях.
В ходе тестирования по тесту Люшера
непосредственно перед игрой
выявилось высокое
Тестирование, проведенное после игры, дало результаты, которые в групповой совокупности интерпретируются следующим образом:
Существующее положение вещей.
Считают, что на пути к желанным целям чинятся преграды и что мешают получить то, что считается существенно важным.
Источники стресса.
Первичное действие: нервно-соматическое напряжение. Тенденция к стрессу и недостаточно бережливое отношение к своей нервной системе и организму. Последствия напряженной игры.
Психологически: стремление к установлению связей, которые бы удовлетворяли собственным повышенным требованиям, не удовлетворено. Благодаря изолирующему самоутверждению готовность к длительной привязанности заторможена. Поэтому собственное стремление к единению воспринимается как порыв, который мешает самоутверждению и оценивается как унижающая зависимость от порыва. Сознательное стремление избавиться от зависимых от порыва инстинктов и утвердиться как незаурядная личность. Скорее всего, – последствия того, что игра сложилась не так, как хотелось бы, вследствие чего несколько уязвлено самолюбие команды. Поэтому нуждается в знаках внимания и признания.
Коротко: стремление к признанию. Последствия не совсем удачной игры.
Первичное действие: не уделяют должного внимания своему организму, недостаточно заботятся о нем.
Психологически: воспринимают настоящее как временное состояние и честолюбиво надеются, что с помощью определенных усилий и большого усердия выйдут на первый план. Чтобы достигнуть цели, они готовы даже отказаться от стремления к физическому удовлетворению. Нормальное состояние на игре – игровые цели важнее физиологических потребностей. Во время нападения врагов спать не ляжешь. Желание стать удачливой личностью и вести, возможно, более интересный и солидный образ жизни. Стремление завоевать как личность признание и играть решающую роль. Иногда без должной сдержанности, втягиваются в чужие дела, без надобности высказывают свое мнение. Последствия отыгрыша роли «суровых вояк», тут не до хороших манер.
Удерживаемые свойства.
Склонность считать, что надежды и идеалы реалистичны, но нуждаются в поддержке и одобрении. Предъявление очень высоких требований при выборе партнера и желание иметь абсолютную уверенность в том, что не грозят никакие потери и разочарования.
Чувство, что приходится решать больше проблем, чем следовало бы. Тем не менее, склонность придерживаться своих целей и попытка преодолеть трудности, становясь более гибким и уступчивым.
Желаемая цель.
Поиск спокойствия и гармонии в отношениях, дающих удовлетворенность и чувство приобщенности к чему-либо.
Поиск нежности и чуткости, в которых можно было бы «раствориться». Обладание эстетическими потребностями и достаточно тонким вкусом.
Актуальная проблема.
Стремление добиться прочного и спокойного состояния (положения), дающего возможность избавиться от беспокойства, что возможны помехи в достижении желаемого.
Раскладка по факторам дает следующие результаты (Таблица 1):
Факторы |
До игры |
После игры | |
1-й срез |
2-й срез |
||
Нестабильности выбора |
37.50% |
12.50% |
31.25% |
Отклонения от аутогенной нормы |
56.25% |
71.88% |
59.38% |
Тревожности |
8.33% |
50.00% |
16.67% |
Активности |
41.67% |
58.33% |
41.67% |
Работоспособности |
65.25% |
23.73% |
47.03% |
Вегетативный тонус |
- 0.27% |
0.00% |
- 0.22% |
Таблица 1
Таким образом, мы видим, что фактор нестабильности выбора перед игрой резко снизился. Скорее всего, это обусловлено определенной психологической подготовкой к игре и к своей роли в ней, что снизило неопределенность цветовых предпочтений. Отклонение от аутогенной нормы перед игрой опять – же резко повысилось. Также повысилась тревожность и активность, что говорит о напряженном состоянии непосредственно перед игрой. Следует отметить, что после игры все факторные показатели практически вошли в норму.
В общем, по тесту Люшера следует отметить, что синий цвет на первой позиции, выражающей стремления и желаемые цели, означающий стремление к гармоничным и теплым отношениям, константен во всех срезах. Это говорит о том, что данное стремление является характерным и постоянным для данной группы. Собственно, это и объясняет предпочтения ими командной формы игровой деятельности.
Доминирующее значение красного и
зеленого цветов, отражающее активное
стремление к самоутверждению и
престижу в доигровом тестировании,
смещается на второй план после игры.
Это значение смягчается выдвижением
в доминирующие фиолетового цвета,
означающего потребность в
2.2. Психологическое исследование
молодежных субкультур с
Результаты тестирования по «Хэнд-тесту» представлены в таблице 2:
Название шкалы |
1-й срез |
2-й срез |
После игры | |||
Кол- во ответов |
% от всех ответов |
Кол- во ответов |
% от всех ответов |
Кол- во ответов |
% от всех ответов | |
Агрессия |
3,5 |
8,2 |
3,8 |
12,0 |
2,9 |
11,6 |
Директивность |
4,0 |
9,4 |
5,2 |
16,4 |
2,3 |
9,2 |
Коммуникация |
3,3 |
7,7 |
2,3 |
7,3 |
1,5 |
6,0 |
Аффективность |
2,4 |
5,6 |
2,0 |
6,3 |
2,0 |
8,0 |
Страх |
0,9 |
2,1 |
1,0 |
3,2 |
1,1 |
4,4 |
Эксгибиционизм |
2,3 |
5,4 |
2,5 |
7,9 |
2,8 |
11,4 |
Зависимость |
1,3 |
3,1 |
1,3 |
4,1 |
1,5 |
6,0 |
Калечность |
1,0 |
2,4 |
0,3 |
0,9 |
0,6 |
2,4 |
Описание |
1,6 |
3,8 |
2,5 |
7,9 |
1,4 |
5,6 |
Напряжение |
1,5 |
3,5 |
1,0 |
3,2 |
0,4 |
1,6 |
Активное безличное |
7,0 |
16,5 |
8,7 |
27,4 |
5,8 |
23,1 |
Пассивное безличное |
1,6 |
3,8 |
0,7 |
2,2 |
1,0 |
4,0 |
Галлюцинации |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,4 |
1,6 |
Отказ от ответа |
0,3 |
0,7 |
0,3 |
0,9 |
0,1 |
0,4 |
Общее кол-во ответов |
42,5 |
100,0 |
31,7 |
100,0 |
25,1 |
100,0 |
Представляют интерес
В заключение стоит добавить, что движение Живых Ролевых Игр, как и любая другая субкультура, явление сложное и неоднозначное, имеющее много как явных плюсов и минусов, так и спорных моментов. Кроме того, это еще и весьма разнообразное и многозначное явление социальной среды.