Социально – психологическая установка личности (альтруизм - эгоизм) и ее связь с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление связи социально – психологической установки личности с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте. Гипотеза: существует связь между альтруистической – эгоистической установкой личности и выбором предпочитаемых переживаний. Задачи: проанализировать научную психологическую литературу по теме социально – психологических установок и по проблеме предпочитаемых переживаний; изучить социально-психологическую установку личности испытуемых, выявить альтруистическую – эгоистическую установку; выявить эмоциональную направленность испытуемых, выражающуюся в их предпочитаемых переживаниях; характеризовать связь социально – психологической установки личности с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте.

Содержание

Введение …..3

Глава 1. Понятия социально – психологической установки личности и предпочитаемых переживаний в современной психологи……………………..5

Понятие социально – психологической установки личности………......5

Концепция «предпочитаемых переживаний» Б.И.Додонова………….14

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….27

Глава 2. Экспериментальное исследование связи социально – психологической установки личности (альтруизм - эгоизм) с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте………………………..29

Организация и методы исследования........................................................29

Анализ и интерпретация полученных результатов……………………...31

Выводы по 2 главе………………………………………………………………..…38

Заключение...........................................................................................................40

Список использованной литературы………………………………………..42

Вложенные файлы: 1 файл

курсач1.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

“Если говорить честно, то я больше всего люблю испытывать... нежность, заботу, тревогу за кого-то. Просто необходимо мне чувство, что я кому-то нужна, что то, что я делаю, тоже нужно другим, тогда у меня и работа спорится и, кажется, делать ее легко и приятно”.

“Самое желанное чувство  — когда сделаешь что-то приятное, нужное людям. В школе часто, даже регулярно, помогала друзьям в учебе. Ученик чего-то недопонимал, ты помог ему и видишь, как хорошо он отвечает на уроке... Такое ощущение, как будто душа рвется из меня, так хорошо”.

Альтруистические эмоции люди могут испытывать, и не помогая  другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или  иным благородным героем:

“Меня приводит в умиление, в трогательно-восторженное состояние, даже вызывает слезы радости, когда я читаю те книги, в которых описаны добрые дела какого-либо человека”.

Инвентарий альтруистических эмоций: “Желание приносить другим радость и счастье”. “Чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота”. “Сопереживание удачи и радости другого”. “Чувство нежности или умиления”. “Чувство преданности”. “Чувство участия, жалости”.

2. Коммуникативные  эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении.

В формулировках студентов коммуникативные переживания переданы так: “Больше всего люблю те чувства, которые у меня возникают среди людей, которых я уважаю. В это время испытываю приподнятое, возвышенное состояние”. “Когда тот или иной человек делает тебе что-то приятное, то... прямо реветь хочется от счастья”.

Коммуникативные переживания нередко  близки к альтруистическим. Надо отметить, что не всякая эмоция, возникающая  при общении людей, является непременно коммуникативной. В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.).

Инвентарий этих эмоций: “Желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик”. “Чувство симпатии, расположения”, “Чувство уважения к кому-либо”. “Чувство признательности, благодарности”. “Чувство обожания кого-либо”. “Желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей” .

3. Глорические  эмоции (от лат. gloria — слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Типичная для них эмоциональная ситуация — реальное или воображаемое “пожинание лавров”. Она хорошо выявлена в следующем высказывании одного из наших респондентов: “Наиболее приятные переживания я испытываю тогда, когда являюсь предметом всеобщего внимания и восхищения. В противном случае у меня возникают самые неприятные чувства”.

Инвентарий: “Стремление завоевать признание, почет”. “Чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш”. “Приятное щекотание самолюбия”. “Чувство гордости”. “Чувство превосходства”. “Чувство удовлетворения тем, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности”.

4. Праксические  эмоции. Термин “праксические чувства” введен в употребление П. М. Якобсоном, предложившим назвать так переживания, “вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения” .

В примерах праксических чувств у  П. М. Якобсона, однако, выступают очень  сложные комплексы переживаний, в которые входят и такие эмоции, как эстетические, интеллектуальные и другие, только окрашенные в “праксические тона”. Б.И. Додонов выделяет праксические эмоции в их чистом виде и специфичность таких эмоций, следуя взглядам К. Д. Ушинского и И. П. Павлова, связывает с “рефлексом цели”, “ибо цель или задача жизни есть только другая форма для выражения того же понятия “труда жизни””.

Несколько описаний студентами своих  переживаний, которые Б.И. Додонов  относит к праксическим: “Совершение  полезного и нужного с большим напряжением воли”. “Наиболее приятным для меня чувством является увлеченность работой, когда эта работа выполняется строго по тому плаву, который я задумала, и приносит желаемые результаты; В этом случае появляется какое-то вдохновение и хочется сделать как можно больше и лучше. И особенно странно то, что абсолютно не чувствуется усталость, а наоборот, голова ясная и, как говорится, хорошо на душе”. “У меня всегда хорошее настроение и бодрое состояние после того, когда работа уже закончена и я чувствую, что я выполнила ее добросовестно и добилась желаемого”.

Инвентарий: “Желание добиться успеха в работе”. “Чувство напряжения”. “Увлеченность, захваченность работой”. “Любование результатами своего труда, его продуктами”. “Приятная усталость”. “Приятное удовлетворение, что дело сделано, что день прошел не зря”.

5. Пугнические  эмоции (от лат. pugna — борьба). Эмоции, по нашему мнению, происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

Яркое описание этих переживаний мы находим, например, в воспоминаниях  генерал-полковника Глеба Бакланова, Героя Советского Союза, мастера спорта СССР: “Я обогнал тех восемь или десять человек, которые поднялись в атаку вместе со мной. Я испытывал необычайное, восторженное возбуждение. В горле пощипывало. Временами перехватывало дыхание. Разгоряченное лицо пылало огнем”. Он же признается: “Конечно, все, что приходилось делать мне на войне, делалось отнюдь не из “спортивного интереса”... Но в самом ходе боя... часто возникали переживания и ощущения, сходные с теми, которые были знакомы мне по спорту” 1.

Хорошо передает переживание названного типа перед прыжком с парашютом космонавт Алексеи Леонов: “Перед шестым прыжком в душе все равно рождается какое-то томительно-ликующее ожидание и вместе с тем захватывающее чувство высоты, власти над природой, опасности”2.

“...Я люблю это чувство — опасность”, — сказал о себе укротитель Вальтер Запашный, объясняя, почему он предпочитает работать с хищниками.

Инвентарий: “Жажда острых ощущений”. “Упоение опасностью, риском”. “Чувство спортивного азарта”. “Решительность”. “Спортивная злость”. “Чувство сильнейшего волевого и эмоционального напряжения, предельной мобилизации своих физических и умственных способностей”.

6. Романтические  эмоции. В академическом “Словаре русского языка” романтизм определяется как “умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью”, а романтиком словарь называет того, “кто настроен романтически, склонен к мечтательности, к идеализации жизни и людей”. В качестве примера в словаре приведен образ тургеневского Калиныча.

Однако не все употребляют  слово “романтик” именно в таком значении. К романтическим натурам нередко относят отважных путешественников, разного рода “первопроходцев”, то есть людей, которых менее всего можно отнести к созерцателям. Общепризнанные романтические поэты Байрон и Лермонтов отнюдь не были склонны к идеализации действительности.

В настоящей работе мы под романтизмом имеем в виду стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.

Чувство таинственности как типичная “романтическая эмоция”  появляется в связи не с любой  тайной, а только там, где живо “ощущается”  включенность в число объектов, на которые распространяется действие загадочного фактора, особенно когда ему приписывается сознательная воля, одухотворенность. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас что-то произойдет, что окажет решающее влияние на мою судьбу (или судьбу лица, за которое я “болею”). Там, где этого ожидания (хотя бы подсознательного) нет, там нет и чувства таинственности. Описание секрета самого хитрого технического устройства такой эмоции не вызывает. Познание тайн природы, очевидно, может сопровождаться чувством таинственности в зависимости от того, насколько личностно и философски значимо человек воспринимает объект исследования. “Моя душа, я помню, с детских лет  чудесного искала”, — писал М. Ю. Лермонтов. Респонденты раскрывали свои романтические переживания в таких. выражениях: “Испытываешь всегда приятное, стремясь к неизвестному. Больше всего люблю быть там, где еще никто не был (гроты, пещеры и т. д.)”. “Люблю чувство ожидания чего-то необыкновенного”. “У меня особое волнение, подъем проявляются в том случае, когда чего-то ждешь, веришь, что скоро должно произойти что-то совершенно особенное”.

Инвентарий: “Стремление  к необычайному, неизведанному”. “Ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого чуда”. “Манящее чувство дали”. “Волнующее чувство странно преображенного восприятия окружающего: все кажется иным, необыкновенным, полным значительности и тайны”. “Чувство особой значительности происходящего”. “Чувство зловеще-таинственного”.

7. Гностические  эмоции. Гностические (от греч, gnosis — знание) эмоции издавна описываются в учебниках психологии под рубрикой интеллектуальных чувств. Часто, однако, при этом в одном ряду оказываются и конкретные переживания (удивление), и свойства личности (чувство нового).

Гностические эмоции Б.И. Додонов связывает не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в “когнитивной гармонии”. Суть ее в том, чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное, приводя таким образом всю наличную, информацию к одному “общему знаменателю”. Альберт Эйнштейн очень метко назвал .это человеческое стремление “бегством от удивления”. Типичная эмоциональная ситуация, возбуждающая гностические эмоции, — это проблемная ситуация. В ответах студентов гностические переживания описывались так: “Для меня самое приятное переживание — разобраться в трудном вопросе”. “Самое приятное чувство — решить задачу, когда вначале казалось, что я её не решу”.

Инвентарий: “Стремление  нечто понять, проникнуть в сущность явления”. “Чувство удивления или недоумения”. “Чувство ясности или смутности мысли”. “Неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему”. “Чувство догадки, близости решения”. “Радость открытия истины”.

8. Эстетические эмоции. Категория эстетических чувств выделена давно. Тем не менее в вопросе о природе и самом составе эстетических переживаний до настоящего времени остается еще много неясного. Сложность проблемы состоит в том, что эстетические отношения к изображаемому проявляются через все другие чувства — радость, гнев, тоску, отвращение, страдание, горе и т. д. Однако не ясно, “что представляет собой эстетическое чувство в чистом виде, без тех чувств, которые ему сопутствуют” .

Несколько схематизируя разные точки зрения на эту проблему, можно выделить два основных взгляда. Согласно первому, эстетических эмоций в чистом виде просто не существует. “Своеобразие эстетических переживаний заключается в специфическом и неповторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значению эмоций”2. Эстетическое впечатление — результат того, что “все чувства, переживания, мысли смешались, столкнулись друг с другом”, и “это столкновение “очищает”, преодолевает обычные чувства, зарождающиеся в процессе эстетического восприятия произведения искусства”3,

Согласно второму взгляду, эстетическая эмоция есть отражение  потребности человека в гармонии с окружающим, которая представляет собой “соответствие, совпадение мер человека и мер предметов” 1. Соответствие это отражается в чувстве красоты.

В более или менее  чистом виде эстетические эмоции вызываются только такими видами искусства, в которых форма и содержание совершенно неразделимы. К ним относят в первую очередь музыку. Такое же чисто эстетическое впечатление часто производит красота природы.

Те респонденты, которые в качестве самых приятных для них переживаний назвали эстетические, чаще всего испытывали их вместе с чувством некоторой меланхолии, с “горчинкой грусти”. Они как бы тяготели одновременно к тем и другим эмоциям. Тем не менее связь переживания красоты с грустью не является безусловной. Вследствие этого Б.И. Додонов из состава эстетических переживаний выделяет специальную модификацию — лирические переживания, в которых очень значителен (иногда он даже преобладает над эстетическим) компонент светлой, “опоэтизированной” печали, очевидно, возникающей в связи с подавленными коммуникативными интенциями людей.

Инвентарий эстетических эмоций: “Жажда красоты”. “Наслаждение красотой чего-либо или кого-либо”. “Чувство изящного, грациозного” . “Чувство возвышенного или величественного”. “Наслаждение звуками”. “Чувство волнующего драматизма” (“Сладкая боль”). К лирическим чувствам как разновидности  эстетических относятся: “Чувство светлой грусти и задумчивости"”. “Поэтически-созерцательное состояние”.“Чувство душевной мягкости, растроганности”. “Чувство родного, милого, близкого”

9. Гедонистические  эмоции. К указанной категории Б.И. Додонов относит эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

В высказываниях  респондентов гедонистические переживания и  соответствующие им эмоциональные ситуации описывались так: “Очень люблю состояние покоя, благополучия, свободы от обязанностей”. “Люблю наслаждаться покоем и хорошим физическим самочувствием”. “Самые лучшие радости, на мой взгляд, радости самые простые: вкусно поесть, сладко поспать, понежиться под солнцем на пляже”.

Инвентарий: “Наслаждение приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т. д.”. “Чувство беззаботности, безмятежности”. “Нега” (“Сладкая лень”) . “Чувство веселья”. “Приятная бездумная возбужденность” (на танцах, вечеринках и т. д.). “Сладострастие” (Эта эмоция включена в данную категорию с некоторой “натяжкой”).

10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition — приобретение). Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, “коллекционированию” вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.

Информация о работе Социально – психологическая установка личности (альтруизм - эгоизм) и ее связь с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте