Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:15, курсовая работа
Целью работы является анализ управления социальными конфликтами в коллективе государственных служащих (на примере различных госстуктур Санкт-Петербурга).
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
обобщить теории управления конфликтами, существующие в западной и отечественной социологии;
проанализировать конфликт как социальный феномен;
провести анализ особенностей конфликтов в сфере управления государственных структур;
разработать методические рекомендации по профилактике и способам разрешения конфликтов.
Введение
Глава 1. Понятие и содержание конфликтов
1.1 Концептуальные представления об управлении конфликтами в трудах отечественных и зарубежных исследователей
1.2 Конфликт в государственной сфере: понятие, содержание, проблемы
Глава 2. Особенности возникновения и виды конфликтов в государственных структурах
2.1 Анализ конфликтного потенциала государственной службы
2.2 Методологические подходы к разработке управленческих решений в государственном учреждении в ходе практики урегулирования конфликтов
Глава 3. Социальные аспекты управления конфликтами в государственной службе
3.1 Механизмы управления конфликтами в государственной службе
3.2 Оптимизация управленческих решений по разрешению конфликтов в государственной службе
Заключение
Список использованной литературы
1.2 Природа конфликта в организации
Еще один объективный элемент конфликта -- его среда, включающая совокупность объективных условий конфликта. Среда конфликта оказывает существенное влияние на причины его возникновения и всю динамику.
На необходимость учёта социальных условий, в которых протекает конфликт, указывал В. Лазарев [35].
С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макросреду конфликта. Микросреда конфликта -- это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами. Хотя опосредствовано макросреда влияет, конечно, и на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.
По природе составляющих ее компонентов можно выделить три вида среды конфликта:
I) физическую, 2) общественно-психологическую и 3) социальную.
Для того, чтобы точнее уяснить природу конфликта и его отличия от смежных явлений необходимо определить границы конфликта, то есть его внешние пределы в пространстве и взаимоотношения времени.
Можно выделить три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временной и внутрисистемный [19].
Пространственные границы конфликта определяются территорией, на которой происходит конфликт. Временные границы - это продолжительность конфликта, её начало и конец. От того можно ли конфликт считать начавшимся, зависит оценка действий его участников в той или иной момент времени. Внутрисистемный же аспект развития конфликта тесно связан с чётким выявлением конфликтующих сторон из всего круга его участников.
Необходимо также рассмотреть личностные элементы конфликта, к которым относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, оказывающие влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации.
Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы -- все эта и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и в конфликте внутри организации [49].
Среди личностных элементов конфликта прежде всего следует назвать:
1) основные психологические доминанты поведения;
2) черты характера и типы личностей;
3) установки личности, образующие
идеальный тип
4) неадекватные оценки и восприятия;
5) манеры поведения;
6) этические ценности.
Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта.
Важнейшую роль среди личностных факторов конфликта играют основные психологические доминанты поведения личности: 1) ценностные ориентации; 2) цели; 3) мотивы; 4) интересы; 5) потребности.
Все они имеют внутреннюю взаимосвязь и вытекают один из другого.
Рассмотрим их более подробно.
1. Ценностные ориентации
людей как субъектов конфликта
формируются в процессе
2. Цель -- это осознанный
образ предвосхищаемого
Применительно к конфликту цель его субъектов - это представление той конечной ситуации, которая возникнет в результате разрешения противоборства, и к достижению которой стремятся его участники. Именно этот полезный для участников конфликта результат и определяет направленность их поведения. В зависимости от развития конфликта основная цель может быть заменена на другую, которая в начале конфликта выступала как цель-средство.
Образ предвосхищаемого позитивного результата конфликта приобретет побудительную силу и таким образом становится целью, начинает направлять действия субъектов противоборства. Но это происходит тогда, когда осуществляется связь цели с мотивом поведения.
3. Мотив -- побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением тех или иных потребностей личности. Мотивы в конфликте -- это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. Основой вступления в конфликт, в конечном счете, выступает необходимость реализации его субъектами своих интересов.
4. Интересы участников конфликта -- это осознание ими объекта конфликта как своей потребности. Отсюда повышенное внимание именно к данному объекту конфликта, а не к другому. Именно противоречие интересов рождает конфликт.
5. Потребность. С точки зрения психологии потребность субъектов конфликта -- это такое их состояние, которое выражается в том, что объект конфликта выступает как нужда, острая необходимость для их существования. Поэтому она является самым глубинным источником активности субъектов и толкает их на конфликтные действия. Потребность, таким образом, является тем состоянием личности, которое регулирует ее поведение, в том числе и конфликтное поведение. Но при этом эта регуляция осуществляется во взаимосвязи с интересами, мотивами, целями и ценностными ориентациями личности.
Важную роль в возникновении и развитии конфликта играют черты характера личности, ее базовые характеристики. Это индивидуальные психофизиологические свойства темперамента человека, проявляющиеся в особенностях самооценки, в способе реагирования на слова и поступки людей. В этой связи выделяют прежде всего две основные психологические оси личности:
* экстраверсия -- интроверсия,
* эмоциональная неустойчивость -- эмоциональная стабильность.
В зависимости от доминирования той или иной характеристики выделяют следующие типы личностей:
1. Экстраверты -- люди, требующие
постоянной стимуляции, «подпитки»
от внешней среды. Они общительны,
стремятся к новым
2. Интроверты -- стимулы для
жизненной активности они
3. Эмоциональнонеустойчивые люди характеризуются постоянным эмоциональным напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам.
4. Эмоционально стабильные
люди -- им свойственны эмоциональная
уравновешенность, негибкость характера,
неспособность глубоко
Крайние проявления названных качеств у личности очень редки. Каждый обычно занимает позицию в диапазоне ближе к тому или иному полюсу. Но в зависимости от того, в какой степени эти качества присутствуют в человеке, выделяют четыре основных типа характера личности.
1. Меланхолик -- человек, сочетающий
в большей мере черты
2. Холерик -- сочетает черты экстраверта и эмоциональной нестабильности. Это человек обидчивый, неспокойный, возбудимый, импульсивный, резкий, активный, несдержанный. Ему свойственны спады и подъемы настроения.
3. Сангвиник -- в большей
степени сочетает свойства
4. Флегматик -- сочетает в
большей степени свойства
Особо важный личностный элемент конфликта -- чрезмерная выраженность отдельных характера черт характера индивида. Для их обозначения Н. Крогиус ввел понятие акцентуация характера, то есть определенное направление характера [33]. Акцентуированные личности испытывают дополнительные трудности во взаимодействиях с другими. А отдельные чрезмерно выраженные черты характера прямо носят конфликтную направленность
Выделенные Леонгардом типы акцентуированных личностей разделены на две группы:
1) акцентуации характера (демонстративный, нетактичный, застревающий, возбудимый);
2) акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно - боязливый, циклотимический, эмотивный, аффективно - экзальтированный).
Различия в манерах поведения, неадекватные оценки и восприятие человеком как себя, так и других людей могут также стать причиной конфликта.
Эти различия могут быть обусловлены как чертами характера, так и образованием, ценностными ориентациями, жизненным опытом, то есть факторами, связанными с процессом социализации личности. Но встречаются люди просто трудные в общении, поведение которых неудобно для окружающих и которые являются повышенными источниками возникновения конфликтов.
В своей работе «Общение с трудными людьми» Роберт М. Брэмсон выделил целый ряд таких типов трудных в общении людей [9]. Перечислим некоторые из них: агрессивисты, жалобщики, молчуны, сверхпокладистые, вечные пессимисты, всезнайки.
К личностным элементам конфликта следует отнести также такие психофизиологические качества людей, которые нашли свое выражение в выделении двух типов личности: художественного и мыслительного. Это деление обусловлено тем, что мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых «отвечает» за свои функции организма и психики.
К важным личностным элементам конфликта следует отнести установки личности, образующие идеальные образующие типы индивидуальности. В этой связи Эдуард Шпрангер (1882 - 1963) в своем сочинении «Формы жизни» выделил шесть основных идеальных типов людей, соответствующих различиям в их ценностных ориентациях: теоретический человек, экономический человек, эстетический человек, социальный человек, политический человек, религиозный человек.
Занижение или завышение качеств других людей или своих собственных может порождать самые разнообразные недоразумения, противоречия и конфликты. В этой связи выделим типичные ошибки, которые часто приводят к необъективным оценкам.
1. Эффект ореола -- ошибка,
которая возникает при
2. Эффект бумеранга - при
определенных воздействиях
3. Эффект новизны -- при
восприятии и оценке людьми
друг друга по отношению к
незнакомому человеку более
4. Эффект снисходительности
-- тенденция оценивать себя и
других более высоко по шкале
положительных характеристик и
более низко по шкале
5 Логическая ошибка -- близка к эффекту ореола. Суть ее заключается в часто повторяющейся взаимосвязи качеств личности, о которых известно лицам, выступающим в качестве экспертов.
6. Ошибка социального
стереотипа. Социальный стереотип --
это относительно устойчивый
и упрощенный образ
7. Ошибка центральной
тенденции -- возникает тогда, когда
оценивающий избегает давать
низкие или высокие оценки, а
пользуется усредненными
8. Ошибка привлекательности
и взаимной симпатии -- заключается
в том, что из-за симпатии к
близкому человеку оценка
9. Ошибка близости -- проявляется,
когда оцениваемый
Американский конфликтолог Джини Г. Скотт добавляет к этому перечню трудных в общении людей еще целый ряд типов: «максималисты», «скрытные», «невинные лгуны», «ложные альтруисты».
Обычно конфликтная ситуация характеризуется некоторой степенью искажённости и неопределённости. Поэтому именно эта «неопределённость» исхода является необходимым условием возникновения конфликта, ибо только в этом случае в конфликт могут вступать те его участники, которые с самого начала обречены на поражение [46].
Степень искажённости конфликтной ситуации - не постоянная величина.
Рассмотрим, в чём состоит искажение конфликтной ситуации:
1. Искажение конфликтной ситуации в целом:
- конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты не анализируются;
- происходит схематизация конфликтной ситуации; выделяются некоторые основные, устойчивые связи и отношения;
- уменьшается перспектива восприятия;
- восприятие ситуации происходит в полярных оценках по типу «чёрное - белое»;
- господствует категоричность оценок, которые не поддаются пересмотру и сомнениям.
2. Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте:
- собственная мотивация.
Как правило, себе приписываются
социально одобряемые мотивы. Собственные
помыслы оцениваются как благор
- мотивы оппонента оцениваются как подлые и низменные.
3. Искажение восприятия действий, высказываний, поступков:
- собственная позиция. Обычно
фиксируется нормативная
- позиция оппонента. Рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкреплённая.
4. Искажение восприятия личностных качеств:
Информация о работе Социальные аспекты управления конфликтами в государственной службе