Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:24, дипломная работа
Часто бывает так, что девиант нуждается в психотерапии, и в психокоррекции, и в психологическом консультировании. Поэтому феноменологический подход к изучению психологии человека с девиантным поведением считается единственно верным и научно обоснованным.
Особенность другого подхода заключается в убежденности, что девиантное поведение является атрибутом исключительно подросткового периода. Важен не возраст девианта, а суть девиации. Значимы механизмы возникновения и становления отклоняющегося поведения. Последние же имеют как общевозрастные закономерности, так и специфические особенности.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Основные характеристики понятия «девиантное поведение»………….5
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Структура девиантного поведения, отклоняющегося от норм человеческого общежития
1.3 Характеристика девиантного поведения, проявляющегося в формах социальной патологии
1.4 Причины и факторы, влияющие на возникновение девиантного поведения
1.5 Возможности профилактики и коррекции девиантного поведения
Глава 2. Экспериментальная часть, направленная на выявление социального портрета семьи, имеющего подростка с девиантным поведением……………..31
2.1 Цели и задачи практического исследования
2.2 Методики исследования
2.3 Результаты исследования и их обсуждение
2.4 Анализ проведенных методик
Заключение ……………………………………………………………………………46
Список литературы……………………………………………………………………48
Приложение …………………………………………………………………………...50
По
результатам проведенной
По взаимоотношению с близкими, т. е. папой и мамой можно сказать, что взаимоотношения с мамой у ребенка лучше, чем с папой (это видно по оценкам приведенным выше).
Результаты друга средние, что говорит о взаимопонимании и взаимном отношении мальчика и друга.
По
общему показателю оценки можно сказать,
что самооценка Игоря выше средней.
Интерпретация результатов методики «Рисунок семьи»
Реальный состав семьи: Мама, папа, сестра, брат, Настя.
На
рисунке изображена вся семья
Насти. При обработке можно пояснить,
что проявляется агрессия, тревожность,
т. к. линии прорисованы сильным нажатием
карандаша, а также по взаимоотношению
к членам семьи имеется агрессия и
апатия. Взаимоотношения между сестрой
и братом напряженные, рядом она рисует
маму и папу, что говорит от нормальном
отношении к ним.
Интерпретация результатов методики «Лесенка самооценки»
Сферы самосознания | Я |
Мама |
Папа |
Друг |
Умственная | 9 | 9 | 9 | 9 |
Физическая | 7 | 8 | 8 | 7 |
Социальная | 8 | 10 | 10 | 7 |
Эмоциональная | 9 | 10 | 10 | 8 |
Результат | 33 | 37 | 37 | 31 |
Общее | 135 |
По
результатам проведенной
По взаимоотношению с близкими, т. е. папой и мамой можно сказать, что взаимоотношения с мамой у ребенка лучше, чем с папой (это видно по оценкам приведенным выше).
Результаты друга средние, что говорит о взаимопонимании и взаимном отношении мальчика и друга.
По
общему показателю оценки можно сказать,
что самооценка Игоря средняя.
Интерпретация результатов методики «Рисунок семьи»
Реальный состав семьи: Мама, папа, Ксюша.
На рисунке изображена Машина, в которой едет мама.
Также отображено солнце, что утверждает о нехватке теплых отношений в семье, в данный момент от папы девочки. Отношения дочери и мамы можно утвердить как хорошие, доброжелательные, намеренные, бесконфликтные.
Самооценка
о своем представлении, об окружающем
мире занижена, она ранима, может раздражаться
из-за ничего, характер тяжелый. Ей не хватает
поддержки и друзей.
Интерпретация результатов методики «Лесенка самооценки»
Сферы самосознания | Я |
Мама |
Папа |
Друг |
Умственная | 5 | 7 | 6 | 4 |
Физическая | 8 | 6 | 5 | 3 |
Социальная | 7 | 5 | 4 | 6 |
Эмоциональная | 5 | 8 | 7 | 3 |
Результат | 25 | 26 | 22 | 16 |
Общее | 89 |
По
результатам проведенной
По взаимоотношению с близкими, т. е. папой и мамой можно сказать, что взаимоотношения с мамой у ребенка лучше, чем с папой (это видно по оценкам приведенным выше).
Результаты друга средние, что говорит о взаимопонимании и взаимном отношении мальчика и друга.
По
общему показателю оценки можно сказать,
что самооценка Игоря ниже средней.
Интерпретация результатов методики «Рисунок семьи»
Реальный состав семьи: Мама, папа, сестра, брат, Катя
На рисунке изображена вся семья Кати. При обработке можно пояснить, что проявляется агрессия, тревожность, т. к. линии прорисованы сильным нажатием карандаша, а также по взаимоотношению к членам семьи имеется агрессия и апатия. Взаимоотношения между сестрой и братом благоприятные, но она рисует себя ниже всех вместе с сестрой и братом. А отношения с родителями не складываются, конфликтные, не дружелюбные.
Она
рисует кошку, это значит, что животное
является ее близким другом, ей не хватает
дружеских отношений, ей нужно понимание
со стороны родителей, но это на момент
не происходит.
Интерпретация результатов методики «Лесенка самооценки»
Сферы самосознания | Я |
Мама |
Папа |
Друг |
Умственная | 7 | 8 | 8 | 7 |
Физическая | 7 | 6 | 7 | 6 |
Социальная | 10 | 9 | 9 | 10 |
Эмоциональная | 5 | 6 | 7 | 4 |
29 | 29 | 29 | 27 | |
Результат | ||||
Общее | 114 |
По
результатам проведенной
По взаимоотношению с близкими, т. е. папой и мамой можно сказать, что они равные (это видно по оценкам приведенным выше).
Результаты друга средние, что говорит о взаимопонимании и взаимном отношении мальчика и друга.
По
общему показателю оценки можно сказать,
что самооценка Игоря средняя.
Интерпретация результатов методики «Рисунок семьи»
Реальный состав семьи: Мама, отчим, сводный брат, Жанна.
На рисунке изображены: мама, отчим, брат, себя девочка не рисует.
С отчимом у девочки проблемы в общении, она не хочет слушать ничего, что он ей говорит, не хочет видеть его, поэтому закрывает его лицо газетой, но иногда отношения налаживаются. Мама является лидером в семье, но отношения с ней напряженные. С братом они дружат, он младше Жанны, она с ним общается, о по рисунку выделяет на второй план после мамы.
Интерпретация результатов методики «Лесенка самооценки»
Сферы самосознания | Я |
Мама |
Папа |
Друг |
Умственная | 8 | 7 | 8 | 8 |
Физическая | 8 | 8 | 7 | 7 |
Социальная | 10 | 10 | 10 | 10 |
Эмоциональная | 9 | 8 | 7 | 9 |
Результат | 35 | 33 | 32 | 34 |
Общее | 134 |
По
результатам проведенной
По взаимоотношению с близкими, т. е. папой и мамой можно сказать, что взаимоотношения с мамой у ребенка лучше, чем с папой (это видно по оценкам приведенным выше).
Результаты друга средние, что говорит о взаимопонимании и взаимном отношении мальчика и друга.
По
общему показателю оценки можно сказать,
что самооценка завышена.
2.4
Анализ проведенных
методик
По интерпретации проведенных методик из десяти испытуемых подростков было выявлено восемь подростков, у которых в той или иной мере проявляется девиантное поведение.
Вывод можно сделать такой, что девиантное поведение, у подростка в семье возникает, во-первых, из-за разводов родителей, родители начинают большее время отдавать свободное время себе; во-вторых, семьи, в которых родители употребляют алкогольную продукцию; в-третьих, материальное положение семьи; в-четвертых, от стиля воспитания в семье; в-пятых, от низкого социально-культурного уровня родителей; в-шестых, попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.
Подросток, который отдаляется от своей семьи, попадает в микросреду, где она оказывает неблагоприятное воздействие. Поэтому многие причины отклонения у подростков исходит от семьи, и по вышесказанному можно сказать, что психологам, комиссии по делам несовершеннолетних, педагогам, воспитателям и др., нужно больше работать не только с детьми разных возрастов, но и с семьями, ведь семья это маленькая ячейка общества, в которой закладывается, тот фундамент формирования личности, с которым ребенок пойдет по жизненному пути.
Заключение
Гипотеза о том, что
Информация о работе Социальный портрет семьи, имеющий подростка с девиантным поведением