Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 09:24, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование малой группы на уровне межличностных отношений ее членов, анализ взаимоотношений в малой группе, выделение лидера и определений направлений улучшения социально – психологического климата в организации. Объектом исследования в настоящей работе является малая группа ООО «Бьюти», которая состоит из 6 человек. Интерес для исследования представляют взаимоотношения в данной малой группе – взаимные чувства, симпатии, неприязни между ее членами, общие ценные ориентации, увлечения и интересы, их влияние на производственную деятельность труда.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Сущность и особенности социометрии
1.1.Сущность социометрического опроса, его назначение и сфера применения, требования к проведению................................................................5
1.2.Классификация социометрических критериев выбора и требования к их формулировке..........................................................................................................7
1.3.Методы обработки и интерпретации данных социометрии........................10
Глава 2. Анализ взаимоотношений в малой группе с использованием социометрии
2.1.Характеристика объекта и постановка цели исследования.........................19
2.2.Разработка инструментария исследования...................................................23
2.3.Проведение социометрического опроса и обработка его результатов......25
Глава 3. Выводы и предложения
3.1.Общие выводы по результатам социометрического опроса.......................40
3.2.Рекомендации и ожидаемые последствия их внедрения.............................42
Заключение.............................................................................................................45
Список литературы................................................................................................47
Глава 2. Анализ взаимоотношений в малой группе с использованием социометрии
2.1.Характеристика объекта и постановка цели исследования
Общество с ограниченной ответственностью «Бьюти» является юридическим лицом, созданным в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Гражданского кодекса РФ, действующего законодательства РФ. Место нахождения общества: Российская Федерация, 398032, г. Липецк, улица Титова, д.10. Учредителями общества являются граждане РФ. Уставной капитал ООО «Бьюти» составляется из номинальной стоимости долей его участников и определен в размере 10000 рублей.
Высшим органом общества
является общее собрание участников
общества, которое руководит
Основной целью деятельности ООО «Бьюти» является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли. Общество осуществляет следующие виды деятельности:
- розничная торговля одеждой;
- розничная торговля обувью и изделиями из кожи;
- розничная торговля
- организация и проведение аукционов, выставок, ярмарок, торгов;
- транспортирование грузов,
оказание услуг складского
- и др.
ООО «Бьюти» имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Число участников не должно быть более пятидесяти.
Структура имеет вид:
1.Генеральный директор.
2.Администратор.
3.Бухгалтер.
4.Менеджер торгового зала.
Численность работников ООО «Бьюти» на 1 января 2011 года составила 14 человек. Средняя заработная плата по организации составила 6409 рублей. Рабочий день имеет продолжительность 12 часов (с 9 часов утра до 21 часа вечера с перерывом на обед с 13 часов до 15 часов); рабочий график скользящий (как правило, два рабочих затем два выходных). Всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка в соответствии с графиком отпусков. Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 24 рабочих дней.
Оплата труда производиться с помощью тарифной и сдельно-премиальной системы оплаты труда, а также практикуются единовременные выплаты (премии) за выполнение особо важных заданий качественно и в срок.
В организации еще ни разу не проводился социометрический опрос с последующим анализом. А так как в коллективе имеет место высокая конфликтность и кроме того существует проблема с лидерством, то целью исследования малой группы на уровне межличностных отношений ее членов является анализ взаимоотношений в малой группе, выделение лидера и определение направлений улучшения социально психологического климата в организации.
Состав группы зависит от численности и основных признаков ее членов: пола, возраста, образования, профессии и т.д. Наименьшее число членов малой группы – 2. Группа из двух человек называется диадой. Это очень хрупкая группа, поскольку ее устойчивость напрямую связана с положительными эмоциональными отношениями между партнерами. Присутствие в группе третьего лица добавляет новый момент к возникающей системе отношений. Такая группа называется триада. Чем больше группа, тем более вероятно встретить в ней привлекательных для себя людей, больше возможности получить при необходимости помощь. Но при этом более формализованным становится общение между ее членами, возрастает значение лидера, что может привести к неравенству позиций отдельных ее участников. В нашем случае малая группа состоит из 6 человек. Основные признаки членов малой группы отражены в таблице 1. Структура группы определяется функциями, обязанностями каждого члена группы в их совместной деятельности. Рассмотрим должностные обязанности членов малой группы. Менеджер торгового зала выполняет необходимую работу с документацией на получаемую и отправляемую продукцию, выполняет необходимую работу по складу, выполняет необходимую работу в торговом зале и с клиентами магазина. Состав и структура группы – это признаки формальной структуры. Одновременно с ней существует и неформальная, базирующаяся на межличностных отношениях. Их определяет степень уважения, уровень стремления к труду, стремление избежания контактов или желание посоветоваться, мера напряженности в личном отношении и т.д. Групповые процессы это в первую очередь, такие процессы, которые организуют деятельность группы. С одной стороны, это совокупность предписаний, правил, которыми должны руководствоваться ее члены в сфере их контактов, с другой – «неписаные» нормы, отношения, добровольно принятые и разделяемые членами сообщества. В малой группе общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов, так как ее численность ограничена.
Таблица 1
Основные признаки членов малой группы
Ф.И.О. членов группы |
пол |
возраст |
образование |
должность |
общий стаж работы |
Стаж работы в ООО «Бьюти» |
Бритченко Мария Игоревна |
жен |
34 |
высшее |
менеджер торгового зала |
16лет |
10лет |
Дудина Наталья Михайловна |
жен |
32 |
высшее |
менеджер торгового зала |
12лет |
8лет |
Куликова Ольга Николаевна |
жен |
27 |
среднее специальное |
менеджер торгового зала |
7лет |
1год |
Лопухова Маргарита Андреевна |
жен |
25 |
высшее |
менеджер торгового зала |
8лет |
2года |
Семенихина Мария Ивановна |
жен |
28 |
высшее |
менеджер торгового зала |
11лет |
3месяца |
Ушакова Наталья Игоревна |
жен |
23 |
среднее специальное |
менеджер торгового зала |
3года |
3месяца |
2.2.Разработка инструментария исследования
При социометрическом опросе
каждому опрашиваемому
Социометрическим критерием
является вопрос социометрической карточки,
связанный со значимыми для данного
трудового коллектива видами деятельности,
для которой работнику нужно
осуществить выбор своих
- критерий должен нацеливать
субъекта, выбрать либо отвергнуть
другого члена группы на
- критерий должен не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в пределах группы, границы которой обязательно известны;
- критерий должен быть понятным всем членам группы и интересным большинству;
- критерий должен содержать конкретную информацию, особенно понятную и близкую членам группы;
- критерий должен включать
в себя предложения по выбору
или отвержению, сформулированные
так, чтобы в реакциях членов
группы проступало их
- критерий должен убеждать
человека в практической
Количество критериев определяется задачами исследования и способами обработки полученной информации.
Различают следующие основные типы социометрических критериев:
В соответствии с этими правилами была составлена социометрическая карточка для проведения опроса, которая представлена в таблице 2.
В нее вошли 5 критериев
сформулированные в положительной
форме. Первый и третий являются коммуникативными,
производственными. Четвертый критерий
– коммуникативный
Таблица 2
Социометрическая карточка
Уважаемый друг! В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе прошу Вас заполнить предлагаемую карточку (результаты оглашению не подлежат), используя следующие обозначения: «+» - предпочтение «-» - отклонение «0» - отсутствие выбора | |||||
№ п./п., Ф.И.О. членов малой группы в алфавитном порядке |
Вопрос 1. С кем из Ваших коллег Вы предпочитаете советоваться по рабочим вопросам? |
Вопрос 2. Кто из коллег позвал бы Вас на свой юбилей? |
Вопрос 3. При переводе в новый магазин с кем из коллег Вы бы хотели работать вместе? |
Вопрос 4. С кем из коллег Вы можете поделиться личными переживаниями? |
Вопрос 5. Кто из Ваших коллег став адмистратором нового магазина взял бы Вас к себе в отдел? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Бритченко |
|||||
2.Дудина |
|||||
3.Куликова |
|||||
4.Лопухова |
|||||
5.Семенихина |
|||||
6.Ушакова |
2.3.Проведение
социометрического опроса и
Результаты социометрического опроса, прежде всего, заносятся в социоматрицу, представляющую первичную информацию в компактном виде и упрощающую последующую математическую обработку собранных данных. Социоматрица – это матрица связей, с помощью которой анализируются отношения внутри коллектива. Матрица имеет вид таблицы, в которую по строкам помещают ответы каждого из членов группы.
Обработка данных социоматриц предполагает подсчет числа полученных оценок и сделанных выборов по каждому члену коллектива в отдельности и по коллективу в целом. Используя заполненные социометрические карточки, составим социоматрицы по каждому критерию выбора: таблицы 4 - 8. Для этого фамилии членов малой группы шифруются буквенными обозначениями. Отобразим их в таблице 3, так будет легче обрабатывать данные.
Таблица 3
Шифрование фамилий членов малой группы
№ п/п |
Ф.И.О. членов малой группы |
Буквенные обозначения фамилий |
1 |
2 |
3 |
1 |
Бритченко |
A |
2 |
Дудина |
B |
3 |
Куликова |
C |
4 |
Лопухова |
D |
5 |
Семенихина |
E |
6 |
Ушакова |
F |
Таблица 4
Социоматрица по критерию 1:
«С кем из Ваших коллег Вы предпочитаете советоваться по рабочим вопросам?»
Кто выбирает |
Кого выбирают |
Число сделанных выборов | ||||||||
A |
B |
C |
D |
E |
F |
+ |
- |
Всего | ||
A |
+ |
- |
+ |
0 |
- |
2 |
2 |
4 | ||
B |
+ |
- |
- |
0 |
0 |
1 |
2 |
3 | ||
C |
- |
- |
0 |
+ |
0 |
1 |
2 |
3 | ||
D |
- |
- |
+ |
+ |
- |
2 |
3 |
5 | ||
E |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
3 |
2 |
5 | ||
F |
- |
- |
0 |
+ |
- |
1 |
3 |
4 | ||
Число полученных выборов |
+ |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
0 |
10 |
||
- |
3 |
4 |
2 |
1 |
1 |
3 |
14 |
|||
Всего |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
24 |
Информация о работе Социологический анализ малых групп (социометрия)