Социологический анализ малых групп (социометрия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование малой группы на уровне межличностных отношений ее членов, анализ взаимоотношений в малой группе, выделение лидера и определений направлений улучшения социально – психологического климата в организации. Объектом исследования в настоящей работе является малая группа ООО «Бьюти», которая состоит из 6 человек. Интерес для исследования представляют взаимоотношения в данной малой группе – взаимные чувства, симпатии, неприязни между ее членами, общие ценные ориентации, увлечения и интересы, их влияние на производственную деятельность труда.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Сущность и особенности социометрии
1.1.Сущность социометрического опроса, его назначение и сфера применения, требования к проведению................................................................5
1.2.Классификация социометрических критериев выбора и требования к их формулировке..........................................................................................................7
1.3.Методы обработки и интерпретации данных социометрии........................10
Глава 2. Анализ взаимоотношений в малой группе с использованием социометрии
2.1.Характеристика объекта и постановка цели исследования.........................19
2.2.Разработка инструментария исследования...................................................23
2.3.Проведение социометрического опроса и обработка его результатов......25
Глава 3. Выводы и предложения
3.1.Общие выводы по результатам социометрического опроса.......................40
3.2.Рекомендации и ожидаемые последствия их внедрения.............................42
Заключение.............................................................................................................45
Список литературы................................................................................................47

Вложенные файлы: 1 файл

Еськова курсовая по социометрии новая.docx

— 272.78 Кб (Скачать файл)

Глава 2. Анализ взаимоотношений  в малой группе с использованием социометрии

2.1.Характеристика  объекта и постановка цели  исследования

Общество с ограниченной ответственностью «Бьюти» является юридическим лицом, созданным в  соответствии с требованиями Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Гражданского кодекса РФ, действующего законодательства РФ. Место нахождения общества: Российская Федерация, 398032, г. Липецк, улица Титова, д.10. Учредителями общества являются граждане РФ. Уставной капитал ООО «Бьюти» составляется из номинальной стоимости долей его участников и определен в размере 10000 рублей.

Высшим органом общества является общее собрание участников общества, которое руководит деятельностью  общества в соответствии с законодательством  и уставом.

Основной целью деятельности ООО «Бьюти» является осуществление  коммерческой деятельности для извлечения прибыли. Общество осуществляет следующие  виды деятельности:

- розничная торговля одеждой;

- розничная торговля обувью  и изделиями из кожи;

- розничная торговля текстильными  и галантерейными изделиями;

- организация и проведение  аукционов, выставок, ярмарок, торгов;

- транспортирование грузов, оказание услуг складского хозяйства;

- и др.

ООО «Бьюти» имеет в  собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном  балансе, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество несет ответственность  по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом. Участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Число участников не должно быть более пятидесяти.

Структура имеет вид:

1.Генеральный директор.

2.Администратор.

3.Бухгалтер.

4.Менеджер торгового зала.

Численность работников ООО  «Бьюти» на 1 января 2011 года составила 14 человек. Средняя заработная плата по организации составила 6409 рублей. Рабочий день имеет продолжительность 12 часов (с 9 часов утра до 21 часа вечера с перерывом на обед с 13 часов до 15 часов); рабочий график скользящий (как правило, два рабочих затем два выходных). Всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка в соответствии с графиком отпусков. Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 24 рабочих дней.

Оплата труда производиться  с помощью тарифной и сдельно-премиальной  системы оплаты труда, а также  практикуются единовременные  выплаты (премии) за выполнение особо важных заданий качественно и в срок.

В организации еще ни разу не проводился социометрический опрос  с последующим анализом. А так как в коллективе имеет место высокая конфликтность и кроме того существует проблема с лидерством, то целью исследования малой группы на уровне межличностных отношений ее членов является анализ взаимоотношений в малой группе, выделение лидера и определение направлений улучшения социально психологического климата в организации.

Состав группы зависит  от численности и основных признаков  ее членов: пола, возраста, образования, профессии и т.д. Наименьшее число  членов малой группы – 2. Группа из двух человек называется диадой. Это очень хрупкая группа, поскольку ее устойчивость напрямую связана с положительными эмоциональными отношениями между партнерами. Присутствие в группе третьего лица добавляет новый момент к возникающей системе отношений. Такая группа называется триада. Чем больше группа, тем более вероятно встретить в ней привлекательных для себя людей, больше возможности получить при необходимости помощь. Но при этом более формализованным становится общение между ее членами, возрастает значение лидера, что может привести к неравенству позиций отдельных ее участников. В нашем случае малая группа состоит из 6 человек. Основные признаки членов малой группы отражены в таблице 1. Структура группы определяется функциями, обязанностями каждого члена группы в их совместной деятельности. Рассмотрим должностные обязанности членов малой группы. Менеджер торгового зала выполняет необходимую работу с документацией на получаемую и отправляемую продукцию, выполняет необходимую работу по складу, выполняет необходимую работу в торговом зале и с клиентами магазина. Состав и структура группы – это признаки формальной структуры. Одновременно с ней существует и неформальная, базирующаяся на межличностных отношениях. Их определяет степень уважения, уровень стремления к труду, стремление избежания контактов или желание посоветоваться, мера напряженности в личном отношении и т.д. Групповые процессы это в первую очередь, такие процессы, которые организуют деятельность группы. С одной стороны, это совокупность предписаний, правил, которыми должны руководствоваться ее члены в сфере их контактов, с другой – «неписаные» нормы, отношения, добровольно принятые и разделяемые членами сообщества. В малой группе общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов, так как ее численность ограничена.

 

 

Таблица 1

Основные признаки членов малой группы

Ф.И.О. членов группы

 

пол

 

возраст

 

образование

 

должность

общий стаж работы

Стаж работы в ООО «Бьюти»

Бритченко Мария

Игоревна

жен

34

высшее

менеджер торгового зала

16лет

10лет

Дудина

Наталья Михайловна

жен

32

высшее

менеджер торгового зала

12лет

8лет

Куликова

Ольга Николаевна

жен

27

среднее

специальное

менеджер торгового зала

7лет

1год

Лопухова Маргарита Андреевна

жен

25

высшее

менеджер торгового зала

8лет

2года

Семенихина Мария

Ивановна

жен

28

высшее

менеджер торгового зала

11лет

3месяца

Ушакова Наталья Игоревна

жен

23

среднее

специальное

менеджер торгового зала

3года

3месяца


 

 

 

2.2.Разработка  инструментария исследования

При социометрическом опросе каждому опрашиваемому вручается  социометрическая карточка, которая  является основным инструментом проведения опроса, и список членов исследуемой  группы[15, с.163].

Социометрическим критерием  является вопрос социометрической карточки, связанный со значимыми для данного  трудового коллектива видами деятельности, для которой работнику нужно  осуществить выбор своих товарищей. Критерии задают, проектируют различные  ситуации взаимодействия членов коллектива. К социометрическому критерию предъявляется  ряд требований:

- критерий должен нацеливать  субъекта, выбрать либо отвергнуть  другого члена группы на основе  заданной задачи совместной деятельности;

- критерий должен не  допускать ограничений на то, кто из членов группы может  быть выбран или отвергнут  в пределах группы, границы которой  обязательно известны;

- критерий должен быть  понятным всем членам группы  и интересным большинству;

- критерий должен содержать  конкретную информацию, особенно  понятную и близкую членам  группы;

- критерий должен включать  в себя предложения по выбору  или отвержению, сформулированные  так, чтобы в реакциях членов  группы проступало их эмоционально  – психологическое отношение;

- критерий должен убеждать  человека в практической направленности  опроса, в возможности участия  в создании, реорганизации группы.

Количество критериев  определяется задачами исследования и  способами обработки полученной информации.

Различают следующие основные типы социометрических критериев:

  1. Производственные и непроизводственные. Первые определяют отношения на уровне производственной деятельности, вторые – межличностные отношения вне работы.
  2. Коммуникативные и гностические. Первые используются для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член группы видит свое непосредственное окружение. Вторые предназначены для отражения представлений человека о том, как он видит свою роль, свою позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной задачи, кто – отвергнет.
  3. Слабые и сильные критерии. Первый критерий является не конкретизированным.

В соответствии с этими  правилами была составлена социометрическая карточка для проведения опроса, которая  представлена в таблице 2.

В нее вошли 5 критериев  сформулированные в положительной  форме. Первый и третий являются коммуникативными, производственными. Четвертый критерий – коммуникативный непроизводственный. Гностическими критериями являются второй критерий (непроизводственный) и пятый (производственный).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Социометрическая карточка

Уважаемый друг!

В целях изучения взаимоотношений  в Вашем коллективе прошу Вас  заполнить предлагаемую карточку (результаты оглашению не подлежат), используя  следующие обозначения:

«+» - предпочтение

«-» - отклонение

«0» - отсутствие выбора

№ п./п., Ф.И.О. членов малой  группы в алфавитном порядке

Вопрос 1. С кем из Ваших коллег Вы предпочитаете советоваться по рабочим вопросам?

Вопрос 2. Кто из коллег позвал бы Вас на свой юбилей?

Вопрос 3. При переводе в  новый магазин с кем из коллег Вы бы хотели работать вместе?

Вопрос 4. С кем из коллег Вы можете поделиться личными переживаниями?

Вопрос 5. Кто из Ваших  коллег став адмистратором нового магазина взял бы Вас к себе в отдел?

1

2

3

4

5

6

1.Бритченко

         

2.Дудина

         

3.Куликова

         

4.Лопухова

         

5.Семенихина

         

6.Ушакова

         

2.3.Проведение  социометрического опроса и обработка  его результатов

Результаты социометрического  опроса, прежде всего, заносятся в  социоматрицу, представляющую первичную  информацию в компактном виде и упрощающую последующую математическую обработку  собранных данных. Социоматрица – это матрица связей, с помощью которой анализируются отношения внутри коллектива. Матрица имеет вид таблицы, в которую по строкам помещают ответы каждого из членов группы.

Обработка данных социоматриц  предполагает подсчет числа полученных оценок и сделанных выборов по каждому члену коллектива в отдельности  и по коллективу в целом. Используя  заполненные социометрические карточки, составим социоматрицы по каждому критерию выбора: таблицы 4 - 8. Для этого фамилии членов малой группы шифруются буквенными обозначениями. Отобразим их в таблице 3, так будет легче обрабатывать данные.

Таблица 3

Шифрование фамилий членов малой группы

№ п/п

Ф.И.О. членов малой группы

Буквенные обозначения

фамилий

1

2

3

1

Бритченко

A

2

Дудина

B

3

Куликова

C

4

Лопухова

D

5

Семенихина

E

6

Ушакова

F


 

Таблица 4

Социоматрица по критерию 1:

«С кем из Ваших коллег Вы предпочитаете советоваться по рабочим  вопросам?»

 

Кто выбирает

 

Кого выбирают

Число сделанных выборов

A

B

C

D

E

F

+

-

Всего

A

 

+

-

+

0

-

2

2

4

B

+

 

-

-

0

0

1

2

3

C

-

-

 

0

+

0

1

2

3

D

-

-

+

 

+

-

2

3

5

E

+

-

+

+

 

-

3

2

5

F

-

-

0

+

-

 

1

3

4

Число полученных выборов

+

2

1

2

3

2

0

10

   

-

3

4

2

1

1

3

 

14

 

Всего

5

5

4

4

3

2

   

24

Информация о работе Социологический анализ малых групп (социометрия)