Специфика межличностных внутригрупповых отношений старшеклассников в контексте уклона обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 20:16, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Исследование посвящено изучению социально-психологических отношений старших подростков в контексте выявления особенностей и специфики их взаимодействия в учебных группах с разным содержательным уклоном обучения. Как нам представляется, актуальным в данном вопросе в частности является выявление общего и особенного в подростковых группах, обучающихся в общеобразовательной школе. С научных и практических позиций социальной психологии, особенности и специфика межличностных внутригрупповых отношений, взаимодействий в учебных группах с разным содержательны уклоном обучения, является актуальной и значимой проблемой, требующей своего решения в конкретных социальных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….......3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ……………………………….…………………..6
1.1. Межличностные отношения как социальный феномен ..…………..6
1.2. Внутригрупповые отношения как социальное явление ..................14
1.3. Социально-психологические особенности старших школьников...17
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ, ОБЪЁМ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ ..................................................................................................24
2.1. Организация и методология исследования, объём социальной выборки и её общая характеристика ....................................………...…….24
2.2. Характеристика психодиагностических методик и их обоснование………………………………………………………………...........25
2.3. Методы математико-статистической обработки данных исследования …………………………………………………………………….29
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВОЗРАСТА 15-16 ЛЕТ С РАЗНЫМ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ УКЛОНОМ ОБУЧЕНИЯ ………………......................................…………….…………....31
3.1. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся средней общеобразовательной школы 10 «А» класса………..31
3.2. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся средней общеобразовательной школы 10 «Б» класса……....39
3.3. Корреляционной анализ данных по методикам исследования …...45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……...…………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Калякиной Татьяны.docx

— 238.49 Кб (Скачать файл)

Автономная  некоммерческая образовательная организация

высшего профессионального образования

«ОДИНЦОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

 

Кафедра социальной психологии

 

Допущена к защите

Заведующий  кафедрой

_______________Н.В.  Шарафутдинова

« ____ » _____________ 2013 г.

 

КАЛЯКИНА  Татьяна Викторовна

студентка группы П-З-I-63 6-го курса заочной формы обучения

Специальность 030301.65 «Психология»

Специализация – «Социальная психология»

 

 

СПЕЦИФИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ  ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОНТЕКСТЕ  УКЛОНА ОБУЧЕНИЯ

 

Выпускная квалификационная (дипломная) работа

 

 

 

 

Научный руководитель:

профессор кафедры  социальной психологии, кандидат психологических  наук, доцент Донцов Дмитрий Александрович

 

Работа защищена с оценкой ____________________________________

« ____ » _____________ 2013 г.

____________________ Д.А.Донцов

 

 

 

 

 

Одинцово 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………….......3

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ……………………………….…………………..6

1.1. Межличностные  отношения как социальный феномен ..…………..6

1.2. Внутригрупповые  отношения как социальное явление ..................14

1.3. Социально-психологические особенности старших школьников...17

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ, ОБЪЁМ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ ..................................................................................................24

2.1. Организация и методология исследования, объём социальной выборки и её общая характеристика ....................................………...…….24

2.2. Характеристика психодиагностических методик и их обоснование………………………………………………………………...........25

2.3. Методы математико-статистической обработки данных исследования …………………………………………………………………….29

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВОЗРАСТА 15-16 ЛЕТ С РАЗНЫМ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ  УКЛОНОМ ОБУЧЕНИЯ ………………......................................…………….…………....31

3.1. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся средней общеобразовательной  школы 10 «А»   класса………..31

3.2. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся средней   общеобразовательной  школы 10 «Б»   класса……....39

3.3. Корреляционной анализ данных по методикам исследования …...45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……...…………………………………………………48

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….50

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...53

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Исследование посвящено изучению социально-психологических отношений старших подростков в контексте выявления особенностей и специфики их взаимодействия в учебных группах с разным содержательным уклоном обучения. Как нам представляется, актуальным в данном вопросе в частности является выявление общего и особенного в подростковых группах, обучающихся в общеобразовательной школе. С научных и практических позиций социальной психологии, особенности и специфика межличностных внутригрупповых отношений, взаимодействий в учебных группах с разным содержательны уклоном обучения, является актуальной и значимой проблемой, требующей своего решения в конкретных социальных условиях.

Степень разработанности проблемы исследования. На современном этапе, в системе образования происходит активная социализация обучающихся, формируются и расформировываются учебные группы, изменяется сама структура общего, специального и дополнительного образования, что требует научно − эмпирических исследований, проводимых на конкретных выборках испытуемых в различных социальных условиях, так как именно это специфичное разнообразие исследуемого социально-психологического феномена пока недостаточно разработано и изучено. В последнее время становится всё более актуальной проблема межличностных внутригрупповых отношений в старшем школьном возрасте.

Объект исследования: межличностные внутригрупповые отношения  старших подростков 15-16 лет, обучающихся 10-х классов общеобразо- вательной школы.

Предмет исследования: особенности и специфика межличностных внутригрупповых отношений старших подростков 15−16 лет, учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы, с разным содержательным уклоном обучения.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень дружелюбия и социальной эмпатии наиболее присущ в межличностных внутригрупповых отношений старших подростков, обучающихся в средней общеобразовательной школе с социально-экономическим уклоном обучения.

Цель исследования: изучить специфику межличностных внутри- групповых отношений старших подростков 15−16 лет, учащихся 10-х классов общеобразовательной школы с разным содержательным уклоном обучения.

В соответствии с предметом, объектом и целью  исследования, нами были определены следующие задачи исследования.

  1. Осуществить теоретический анализ социально-психологической научной литературы по проблематике межличностных внутригрупповых отношений и по проблемам развития межличностных внутригрупповых отношений в учебных группах старшеклассников с разным содержательным уклоном обучения.
  2. Произвести анализ специфики межличностных внутригрупповых отношений старших подростков 15−16 лет, учащихся общеобразовательной школы с разным содержательным уклоном обучения.
  3. Изучить социометрическую структуру, типы межличностных отношений и уровень социальной эмпатии в учебных группах старших подростков 15-16 лет, обучающихся в общеобразовательной школе с разным содержательным уклоном обучения.

Методы исследования. Для решения поставленных нами в исследовании задач, мы применили следующие и использовали следующие методы исследования. 1. Библиографический метод (анализ научной социально-психологической литературы по проблемам дипломного исследования). 2. Психодиагностический метод: 1) Методика Дж. Морено «Социометрия» 2) Методика межличностных отношений Т. Лири, 3) Методика диагностики социальной эмпатии; 3. Метод корреляционного анализа (применён коэффициент корреляции Спирмена). 4. Метод системного анализа.

Научная новизна исследования. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём изучены названные характеристики именно в группе учащихся 10-ого «А» класса (физико-математическим) уклоном обучения и 10-ого «Б» класса (социально-экономическим) уклоном обучения средней общеобразовательной школы.  Научная новизна исследования выражена так же и в том, что сравнительно изучены межличностные внутригрупповые отношения обучающихся 15-16 лет, старших подростков являющихся учащимися общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе него эмпирические данные могут быть использованы в процессе психолого-педагогической работы в десятых классах общеобразовательной школы. Практическая значимость исследования обусловлена так же возможностью применения его теоретических и, особенно, эмпирических результатов и выводов в работе психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей общеобразовательной школы.

Структура работы. Настоящее исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и шести приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

 

1.1. Межличностные отношения как  социальный феномен

 

Подросток осваивает все возможные виды социальных отношений.

Отношения – термин, введенный  еще самим великим Аристотелем  для обозначения какого-либо определенного  способа бытия и познания человека. В отношении находит проявление взаимосвязь предметов и явлений. Ученые выделяют пространственные отношения, временные отношения, причинно-следственные отношения, внешние отношения, внутренние отношения, логические отношения, существенные отношения и пр. Ученые выделяют также отношения целого и части, отношения единичного, т.е. особенного и общего, т.е. всеобщего.

Выделяются  социальные отношения: отношения в  процессе учебной деятельности, отношения  в процессе производственной деятельности, дружеские отношения, семейные отношения  и т.д. Наряду с этим, человек вступает в отношения с созданными им вещами, с объективным миром и с  другими людьми. Разного рода отношения  субъекта характеризует тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди. Положительный  или отрицательный опыт взаимоотношений  человека с другими людьми влияет на формирование его личностного самоотношения к себе. Концепция отношений человека была выдвинута Лазурским Александром Фёдоровичем и получила дальнейшее развитие в работах Мясищева Владимира Николаевича. В.Н. Мясищев, утверждал, что психология отношений органически вырастает из реального взаимодействия людей, в частности, – из педагогической, медицинской, производственной, военной и иной общественной практики, и что фактически все отношения каждой личности по своей природе социальны [28, с. 43]. Формирование сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех компонентов системы стимуляции. Осознание своего отношения к окружающему рождает соответствующие чувства и эмоции, которые, в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности.

В.А. Ганзен и В.Н. Юрченко рассматривали отношение как центральную, системообразующую характеристику всего компонентного состава психического состояния. В структуре состояния эта характеристика представляет уровень сознания и самосознания человека. Отношение как характеристика сознания – это отношение к окружающей действительности, как характеристика самосознания – это саморегуляция, самоконтроль, самооценка, то есть установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения человека [44, с. 125]. Духновский С.В. считает, что категория «отношение» – одна из основных в психологической науке, наряду с такими как «отражение», «деятельность», «общение». Она выполняет гносеологическую функцию при разработке проблем характера, мотивов, установок, ценностных ориентаций, диспозиций личности, социально-психологического климата и многих других, связанных с проявлением субъектных свойств человека [31, с. 175]. Разработка категории «отношение» в отечественной психологии связана, прежде всего, с именем В. Н. Мясищева. Психологические отношения в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания [28, с. 208]. Через эту категорию он проясняет природу субъективного в человеке, раскрывают социально-психологическое содержание связей личности с ее средой, прослеживает взаимодействие мотивационных компонентов психики в их внутреннем единстве, объясняет происхождение характера и социопатий [39].

Важность  социальных отношений для психологии заключается в том, что: 1) категория психических отношений вынуждает объединить внешнее с внутренним; 2) исследование отношений целостно-личностное, потому что относится к человеку в целом как личности; 3) в системе отношений человека к действительности с исключительной убедительностью выступает доминирующая и определяющая роль отношений к людям; 4) в главном –применительно к людям – выступает двусторонний, взаимный характер этих отношений.

По мысли  В.Н. Мясищева, отношение − это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. При этом важным моментом является представление о личности как о системе отношении, структурированной по степени обобщенности − от святей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом, в частности [28]

Межличностные отношения – это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека. Межличностные отношения делятся на следующие виды: 1) официальные и неофициальные; 2) деловые и личные; 3) рациональные и эмоциональные; 4) субординационные и паритетные [27, c. 192].

Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие  взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками. Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива. Личные взаимоотношения – это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство — это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними [32, c. 217].

Товарищество  — это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба – это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения – это чувственные отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются эмоциональной близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу. Рациональные отношения – это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений.  Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке [22,с.270].

Информация о работе Специфика межличностных внутригрупповых отношений старшеклассников в контексте уклона обучения