Специфика межличностных внутригрупповых отношений старшеклассников в контексте уклона обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 20:16, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Исследование посвящено изучению социально-психологических отношений старших подростков в контексте выявления особенностей и специфики их взаимодействия в учебных группах с разным содержательным уклоном обучения. Как нам представляется, актуальным в данном вопросе в частности является выявление общего и особенного в подростковых группах, обучающихся в общеобразовательной школе. С научных и практических позиций социальной психологии, особенности и специфика межличностных внутригрупповых отношений, взаимодействий в учебных группах с разным содержательны уклоном обучения, является актуальной и значимой проблемой, требующей своего решения в конкретных социальных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….......3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ……………………………….…………………..6
1.1. Межличностные отношения как социальный феномен ..…………..6
1.2. Внутригрупповые отношения как социальное явление ..................14
1.3. Социально-психологические особенности старших школьников...17
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ, ОБЪЁМ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ ..................................................................................................24
2.1. Организация и методология исследования, объём социальной выборки и её общая характеристика ....................................………...…….24
2.2. Характеристика психодиагностических методик и их обоснование………………………………………………………………...........25
2.3. Методы математико-статистической обработки данных исследования …………………………………………………………………….29
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВОЗРАСТА 15-16 ЛЕТ С РАЗНЫМ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ УКЛОНОМ ОБУЧЕНИЯ ………………......................................…………….…………....31
3.1. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся средней общеобразовательной школы 10 «А» класса………..31
3.2. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся средней общеобразовательной школы 10 «Б» класса……....39
3.3. Корреляционной анализ данных по методикам исследования …...45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……...…………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Калякиной Татьяны.docx

— 238.49 Кб (Скачать файл)

Помимо  этого, для качественного анализа  ключевых особенностей межличностных  и межгрупповых отношений у учащихся 10 «А» класса необходимо рассмотреть  типы межличностных отношений у  учащихся с неблагоприятными социометрическими  статусами в рассматриваемом  учебном классе.

Полученные  данные представлены на рис. 3.

Рис. 3. Типы межличностных отношений у учащихся 10 «А» класса с неблагоприятным  социометрическим статусом

Анализ  данных, представленных на рис. 3 позволяет  провести качественный анализ полученных данных.

Авторитарный  тип межличностных отношений  у учащихся с неблагоприятным  социометрическим статусом диагностирован нами только у одного старшего школьника (7,10 %).

В ходе диагностики  у одного старшеклассника с неблагоприятным  социометрическим статусом был диагностирован альтруистический тип межличностных  отношений (7,1%).

Необходимо  отметить, при этом, что данный старшеклассник имеет статусное положение в 10 «А» классе как принятый.

Наиболее  выраженными у рассматриваемой  группы учащихся оказались подчиняемый и дружелюбный типы межличностных отношений, который диагностирован нами у учеников 10 «А» класса и 28,6 % случаях (соответственно у четырех старших школьников  в каждом рассматриваемом типе межличностных отношений).

Подростки с подчиняемым типом межличностных  отношений всегда слабовольны, они  не способны принимать самостоятельные  решения и нести за них ответственность.

У учащихся 10 «А» класса с неблагоприятным  социометрическим статусом выявлен  также часто встречающийся агрессивный  тип межличностных отношений, он выявлен нами у 3 учеников обследуемого класса (что соответствует 21,5 %).

У подростков 10 «А» класса с агрессивным типом отношения к окружающим преобладает стремление властвовать и подчинять своему мнению  сверстников.

Ученики с выявленным авторитарным типом  межличностных отношений в структуре  межличностных отношений наиболее требовательны и резки в оценке действий и высказываний одноклассников. В своих неудачах в учебе и  внеклассной деятельности данные старшеклассники  склонны обвинять педагогов, одноклассников, но только не самих себя.

Необходимо  отметить, что учащиеся с выявленным агрессивным типом межличностных  отношений входят в категорию  «непринятых».

Для оценки уровня социальной эмпатии в межличностных и межгрупповых отношений учеников 10 «А» класса нами были проанализированы результаты, полученные при применении методики Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова. Результаты исследования представлены в приложении 3.  

Для общей  оценки степени эмпатии и взаимовыручки в межличностных отношениях у учащихся 10 «А» класса представляется целесообразным рассмотреть общие результаты степени выраженности социальной эмпатии.

Полученные  данные представлены на рис. 4.

Рис. 4. Уровень  социальной эмпатии у учащихся 10 «А» класса

 

Анализ  данных, представленных на рис. 4 позволяет  сделать вывод о том, что у  учащихся 10 «А» класса, обучающихся  по специальному углубленному физико-математическому  курсу, в межличностных отношениях доминирует эгоистическая направленность.

Скорее  всего, это связано с особенностями обучения, поскольку программа школьного обучения с углубленным изучением физико-математических дисциплин, больше ориентирована на индивидуальное выполнение учебных задач, нежели на коллективную деятельность.

Рассмотрим  особенности проявления социальной эмпатии у учеников 10 «А» класса с благоприятным социометрическим статусом.

Полученные  результаты представлены на рис. 5.

Рис. 5 Сравнительный анализ уровня социальной эмпатии у учащихся 10и «А» класса с благоприятным и неблагоприятным социометрическим статусом в классе

 

Анализ  данных представленных на рис. 5 позволяет  сделать вывод о том, что у  учеников 10 «А» класса с благоприятным  социометрическим статусом также преобладают  выраженные эгоистические устремления.

Таким образом, проведенное исследование позволяет  сделать вывод о том, что у  учащихся 10 «А» класса, обучающихся  по курсу углубленного изучения физико-математических дисциплин уровень социальной эмпатии и взаимовыручки выражен слабо.

 

 

 

 

3.2. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся средней общеобразовательной  школы 10 «Б» класса (социально-экономический курс обучения)

 

Результаты  исследования социометрического статуса  учащихся 10 «Б» (социально-экономического) класса общеобразовательной школы  представлены в приложении 4.

Анализ  представленных данных позволяет выделить основные социометрические статусы  испытуемой группы школьников. Основная градация которых представлены в таблице 2.

Таблица 2

Социометрический статус учащихся 10 «Б» класса

Социометрический статус

Кол -во

%

1. «Звезды»

3 чел.

15,8

2. «Предпочитаемые»

5 чел.

26,3

3. «Принятые»

10  чел.

52,6

5. «Отверженные»

1 чел.

5,3


 

Согласно  данным проведенных исследований диагностики, у учащихся 10 «Б» класса (8 человек) имеют положительные социометрические статусы («звезды», «предпочитатаемые») – 42,1 %. 57,9 % школьников обследуемого класса имеют неблагоприятные социометрические статусы («принятые», «изолированные»). Полученные данные необходимо проиллюстрировать в виде следующей диаграммы (рис. 6).


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Социометрический статус учеников 10 «Б» класса

Для оценки уровня групповой сплоченности учебной группы старших школьников, обучающихся по социально-экономическому курсу необходимо индекса групповой сплоченности по представленной выше формуле 3.1.

 

 

Исходя из полученных результатов, необходимо сделать вывод о том, что индекс групповой сплочённости является высоким  (87,03%), что свидетельствует о высоком уровне сформированности межличностных отношений у учеников 10 «Б» класса.

Для количественного и качественного  анализа и оценки ключевых особенностей межличностных и межгрупповых отношений у учащихся 10 «Б» класса, обучающихся по программе углубленного социально-экономического курса, необходимо рассмотреть специфику межличностных отношений у учащихся 10 «Б» класса с благоприятным и неблагоприятным социометрическим статусом.

Полученные данные представлены в  приложении  5.

Специфика межличностных отношений у учащихся с благоприятным социометрическим статусом представлена на рис. 7.

Рис. 7. Типы межличностных отношений у учащихся 10 «Б» класса с благоприятным  социометрическим статусом

 

Анализ  данных, представленных на рисунке 7 позволяет сделать вывод о том, что у учащихся 10 «Б» класса с благоприятным социометрическим статусом преобладает как авторитарный тип межличностных отношений (у трех учащихся) в 37,5 % случаев, так и дружелюбный тип межличностных отношений (выражен в тех же пропорциях).

Диагностированный нами авторитарный тип отношения  к окружающим у старшеклассников 10 «Б» класса проявляется следующими характерными чертами: стремлением  всегда и во всем отстаивать собственную  точку зрения; неумением признавать мнение сверстников.

Дружелюбный тип поведения, характеризуется  следующими особенностями межличностных  отношений: признание мнения сверстников; отсутствие явного доминирования в  межличностных отношениях; стремлением  к равнопартнерским отношениям в совместной деятельности.

Кроме того у старших школьников 10 «Б» класса с благоприятным социометрическим статусом также диагностирован эгоистический тип межличностных отношений (у одного учащегося) в 12,5 % случаев.

Старшеклассники с эгоистичным типом отношения  к окружающим характеризуются независимостью и отсутствием долгосрочных дружеских  привязанностей; в межличностных  взаимоотношениях со сверстниками они  всегда расчетливы и заносчивы; принимают  в расчет только собственное мнение.

Необходимо  отметить при этом, что у данного  учащегося нами диагностировано  статусное положение «звезды».

Тогда как  у другого неформального лидера класса выявлен предпочитаемый тип  межличностных отношений – альтруистический (12,5 %).

Учащаяся  с альтруистическим типом отношения  к окружающим всегда ответственна за свои решения и поступки, она стремится  оказать помощь всем, кто в ней  нуждается. Иногда слишком навязчива.

Помимо  этого, для исследования особенностей межличностных и межгрупповых отношений  у учащихся 10 «Б» класса необходимо рассмотреть типы межличностных  отношений у старшеклассников с  неблагоприятными социометрическими  статусами.

Полученные  данные представлены на рис. 8.

Рис. 8. Типы межличностных отношений у учащихся 10 «Б» класса с неблагоприятным социометрическим статусом

 

 

Анализ данных, представленный на рис. 8 позволяет сделать вывод  о том, что группа учащихся 10 «Б»  класса с неблагоприятным социометрическим статусом весьма разнородна, в ней  присутствуют фактически все возможные  типы межличностных отношений. Однако преобладают при этом зависимый, дружелюбный и альтруистический типы (по 18,2 % соответственно в каждом случае).  

Для общей  оценки степени эмпатии и взаимовыручки в межличностных и межгрупповых отношениях у учащихся 10 «Б» класса представляется целесообразным рассмотреть общие результаты степени выраженности рассматриваемого признака в их сравнении с уровнем социальной эмпатии у старшеклассников 10 «А» класса.

Полученные данные представлены на рис. 9.

Рис. 9. Сравнительный анализ уровня социальной эмпатии у учащихся 10 «А» и 10 «Б» классов

 

Анализ  данных, представленных на рис. 9 позволяет сделать вывод о том, что у учащихся 10 «Б» класса, обучающихся по специальному углубленному социально-экономическому курсу, в межличностных отношениях также доминирует эгоистическая направленность. Но вместе с тем необходимо отметить, что стремление помогать другим людям у учащихся 10 «Б» класса более выражено, чем у учащихся 10 «А» класса.

Скорее  всего, это связано с особенностями  обучения, поскольку программа школьного  обучения с углубленным изучением  социально-экономических дисциплин, больше ориентированы на совместное коллективное выполнение учебных задач.

Рассмотрим  особенности проявления социальной эмпатии у учеников 10 «Б» класса с благоприятным социометрическим статусом.

Полученные  результаты представлены на рис. 10.

Рис. 10.  Уровень социальной эмпатии у учащихся 10 «Б» класса с благоприятным и неблагоприятным социометрическим статусом в классе

 

Анализ  данных представленных на рис. 10 позволяет  сделать вывод о том, что у  учеников 10 «Б» класса как с благоприятным социометрическим статусом, так и неблагоприятным также преобладают выраженные эгоистические устремления.

Таким образом, проведенное исследование позволяет  сделать вывод о том, что у  учащихся 10 «Б» класса, обучающихся по курсу углубленного изучения социально-экономических дисциплин уровень социальной эмпатии и взаимовыручки выражен лучше, чем у учеников 10 «Б» класса.

Кроме того, необходимо отметить, что у учащихся 10 «Б» класс уровень сплоченности выше, чем у учащихся, обучающихся  по программе углубленного физико-математического  курса.

 

3.3. Корреляционный анализ данных по методикам исследования

 

Исходя  из выдвинутой гипотезы исследования, заключающейся в предположении  о том, что уровень дружелюбия и социальной эмпатии наиболее присущ в межличностных внутригрупповых отношений старших подростков, обучающихся в средней общеобразовательной школе с социально-экономическим уклоном обучения. Мы провели корреляционный анализ полученных баллов по методике межличностных отношений Т. Лири (в модификации Л.Н. Собчик) (по шкале VII-дружелюбие) и диагностики уровня социальной эмпатии (авторов Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.) по критерию Спирмена.

Ниже  представлены итоговые результаты полученные корреляционных данных.

Было выполнено:

1) Ранжирование  значений уровня дружелюбия в  межличностных отношениях (критерий  А) и уровня сформированности социальной эмпатии (критерий В). Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

2) Произведен  подсчет разности между рангами А и В (колонка d);

3) Возведение  каждой разности d в квадрат (колонка d2);

4) Подсчитана  сумма квадратов;

5) Произведен  расчет коэффициента ранговой  корреляции rпо формуле: 

6) Определены  критические значения (таблица 3).

Таблица 3

Результаты  корреляционного анализа по критерию Спирмена

N

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг B

d (ранг А - ранг В)

d2

1

9

13.5

12

16

-2.5

6.25

2

8

9.5

6

7

2.5

6.25

3

8

9.5

12

16

-6.5

42.25

4

12

18

6

7

11

121

5

8

9.5

5

4.5

5

25

6

9

13.5

11

13

0.5

0.25

7

10

15

13

18

-3

9

8

8

9.5

6

7

2.5

6.25

9

6

2.5

4

2

0.5

0.25

10

12

18

14

19

-1

1

11

8

9.5

11

13

-3.5

12.25

12

8

9.5

7

9.5

0

0

13

12

18

11

13

5

25

14

6

2.5

12

16

-13.5

182.25

15

7

5.5

8

11

-5.5

30.25

16

11

16

4

2

14

196

17

7

5.5

4

2

3.5

12.25

18

6

2.5

7

9.5

-7

49

19

6

2.5

5

4.5

-2

4

Суммы

 

190

 

190

0

728.5

Информация о работе Специфика межличностных внутригрупповых отношений старшеклассников в контексте уклона обучения