Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 19:55, курсовая работа
Целью исследования: изучить психологическую характеристику педагогического общения.
Задачи исследования:
1)рассмотреть специфику и технологию педагогического общения;
2)изучить коммуникативные задачи, стадии педагогического общения и технологию их реализации;
3)рассмотреть стили общения учителя и зависимость поведения ребенка в классе от стиля общения учителя;
ВВЕДЕНИЕ ……………..…………………………………………………..…….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ …………..……… 5
Специфика и технология педагогического общения……………..……...5
Коммуникативная задача, стадии педагогического общения и
технология их реализации………………………………………………... 8
ГЛАВА 2. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ………………….12
2.1. Стили общения учителя и зависимость поведения ребенка в
классе от стиля общения учителя……………………………….……….12
2.2. Влияние стиля педагогического общения на развитие младшего
школьника………………………………………………….………….…..18
2.3. Выявление стилей педагогического общения учителей –
предметников ……………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………27
После этого была проведена беседа индивидуально с каждым педагогом, целью которой было совместно с ним подвести итог и определить реальный (насколько это возможно было сделать объективно) стиль педагогического общения с учащимися в соответствии с классификацией А.К. Марко-вой и А.Я. Никоновой. Причем каждый учитель согласился с результатами наших наблюдений и принял к сведению рекомендации по оптимизации своего стиля педагогического общения с учащимися.
Таким образом, наша гипотеза исследования подтвердилась лишь частично – только 30% учителей выбирают рассуждающее – методичный стиль. Еще 30% учителей выбирают рассуждающее – импровизационный стиль. Но, в итоге, 60% учителей выбирают консервативные отношения с учащимися, стили, которые предполагают меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, которые не всегда способны обеспечить высокие темпы работы. Это, по нашему мнению, может привести к напряженным отношениям с учащимися 11 класса, которые в силу сложившейся социальной обстановки в нашей стране воспитаны в атмосфере большей вседозволенности, меньших установок на авторитеты и стремления к установлению равноправных отношений, чего не могут обеспечить такие стили педагогического общения, как РИС и РМС.
Выводы по главе 2: Таким образом, можно сделать вывод о том, что начало младшего школьного возраста начинается с переломного периода, то есть с кризиса 7 лет. Также он является начальной ступенью обучения. В этот период у ребёнка развивается организм. Происходит психическое развитие всех видов памяти, восприятия, мышления, воображения, волевая регуляция. Происходит становление самооценки, которая развивается в результате отношения взрослого к ребёнку и сверстников к ребёнку. У ребёнка появляется новый ведущий вид деятельности – учебная деятельность. Приходя в школу, у ребенка выстраиваются новые отношения. Ребёнок начинает осознавать свои эмоции и эмоции других людей. Происходит изменение в сфере отношений ребёнка со взрослым. Для ребёнка учитель становится авторитетом наряду с родителями. Происходит изменение отношения к учению, что неразрывно связано с отношением к учителю. Переход к систематическому обучению в школе изменяет ориентировку ребёнка в окружающей действительности, создаёт возможности усвоения научной картины мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении сформируем несколько общих правил, следование которым могло бы также помочь педагогу развить свои педагогические способности:
1. Избегать частых
2. Избегать применения наказаний и каких-либо угроз в адрес ребенка.
3. Избегать перекладывания на детские своих собственных проблем и трудностей, меньше жаловаться детям.
4. Избегать проявления нетерпимости, раздражительности по отношению к детям и в их присутствии.
5. Избегать насмешек над детьми и окружающими людьми.
6. Избегать всего, что
способно как то унизить
7. Избегать делать
8. Признавать и уважать не на словах, а на деле право ребенка иметь и сметь открыто высказывать свои суждения по любым вопросам.
Только усвоив все эти правила и строго им следуя, педагог может воспитать в ребенке ту личность, которая нам сейчас крайне нужна.
На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
Общение самостоятельная сфера жизнедеятельности людей, а с другой стороны – оно пронизывает и все другие ее сферы – познания, предметно-практическую и духовно-практическую деятельность, игру, спорт.
Общение играет важную роль в развитии человека: в освоении норм социально-политического поведения, эмоциональном развитии, в приобретении индивидуального социального опыта, в реализации и утверждении себя как личности.
Педагогическое общение складывается из целого ряда компонентов. Оно включает в себя научные знания по педагогике и психологии, т.е. профессиональные способности, педагогическую этику и педагогическую технику.
Педагогическая техника позволяет учителю выбрать правильный тон в общении с учащимися и их родителями. Тон, стиль отношений с детьми правильный выбор дикции, мимика, жестикуляция – все это включается в понятие педагогической техники.
Учитель обязан постоянно проверять свое педагогическое общение тем, насколько подвластно ему решение профессиональных задач, искать лучшие пути к детскому уму и сердцу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Инструкция
Чтобы определить коэффициент вашей общительности, нужно ответить на 16 вопросов. Отвечать надо однозначно: "да", "нет", "иногда".
1.Вам предстоит ординарная или деловая, встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?
2.Не откладываете ли
вы визит к врачу до
3.Вызывает ли у вас
смятение и неудовольствие
4.Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5.Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6.Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
7.Верите ли вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8.Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад?
9.В ресторане либо в
столовой вам подали явно
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не ступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас
любая длинная очередь, где бы
она ни была (в магазине, библиотеке,
кассе кинотеатра). Предпочтете ли
вы отказаться от своего
12. Боитесь ли вы участвовать
в какой-либо комиссии по
13. У вас есть собственные
сугубо индивидуальные
14. Услышав где-либо в
кулуарах высказывание явно
15.Вызывает ли у вас
досаду чья-либо просьба
16.Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Теперь рекомендуется самому оценить ответы: за каждое "да" - 2 очка, "иногда"-1 очко, "нет" - 0. Затем общее число очков суммируется и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.
30-32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы,
предпочитаете одиночество, и поэтому
у вас, наверное, мало друзей. Новая
работа и необходимость новых
контактов если и не ввергает
вас в панику, то надолго выводит
из равновесия. Вы знаете эту
особенность своего характера
и бываете недовольны собой. Но
не ограничивайтесь только
19-24 очка. Вы в известной
степени общительны и в
14-18 очков. У вас нормальная
коммуникабельность. Вы любознательны,
охотно слушаете интересного
собеседника, достаточно терпеливы
в общении с другими, отстаиваете
свою точку зрения без
9-13 очков. Вы весьма общительны
(порой, быть может, даже сверх
меры). Любопытны, разговорчивы, любите
высказываться по разным
4-8 очков. Вы, должно быть,
"рубаха-парень". Общительность
бьет из вас ключом. Вы всегда
в курсе всех дел. Любите принимать
участие во всех дискуссиях, хотя
серьезные темы могут вызвать
у вас мигрень и даже хандру.
Охотно берете слово по любому
вопросу, даже если имеете о
нем поверхностное