Структура нравственных качеств личности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 14:04, реферат

Краткое описание

В структуре нравственных качеств личности младшего школьника В.Т. Чепиков выделил следующие компоненты: а) потребностно-мотивационный компонент, представляющий со¬бой систему доминирующих нравственных потребностей и мотивов деятельности и поведения личности младшего школьника; б) интеллектуально-чувственный компонент, определяющий уровень развития нравственного сознания младших школьников (нравственные представления, понятия, взгляды, эмоции и чувства); в) поведенческо-волевой компонент, выражающий степень сформированности и устойчивости нравственных умений, навыков и привычек, а также волевых свойств личности младшего школьника.

Вложенные файлы: 1 файл

критерии качеств2.docx

— 215.73 Кб (Скачать файл)

В этих условиях отечественная  школа, обладающая богатым опытом и  традициями воспитания, может и должна взять на себя заботу о нравственном облике молодых людей, помочь семье и обществу в целом предотвратить их моральную деградацию.

   На общетеоретическом уровне в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Г.С. Костюка, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. раскрыты психологические и социальные механизмы перехода социального морального опыта во внутреннюю психологическую сферу личности, обосновано значение деятельности и общения в формировании нравственности как целостного психологического образования, определены детерминанты и движущие силы процесса воспитания.

   Психолого-педагогические  проблемы нравственного воспитания применительно к младшим школьникам рассматриваются в исследованиях      Ш.А. Амонашвили, А.Р. Батыршиной, Л.Д. Бобылевой, О.С. Богдановой, Г.И. Веденеевой, А.Е. Дмитриева, В.В. Зайцева, А.В. Киричука, Н.А. Кудровой, В.А. Ситарова, Н.М. Трофимовой, Л.Г. Шемчук; применительно к подросткам и старшеклассникам – в исследованиях М.Н. Аплетаева, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Д.М. Гришина,  А.И. Дулова, О.Л. Калининой, Г.А. Мусаелян, В.И. Петровой, Н.Е. Щурковой, В.А. Яковлева. Они рассматривают роль и значение, цели и содержание нравственного воспитания школьников, выделяют и характеризуют его источники и факторы. Ученые предлагают различные критерии и методики диагностики нравственной воспитанности, ими получены конкретные положительные результаты нравственного воспитания учащихся в учебной, игровой, краеведческой, общественно полезной, внеклассной и других видах деятельности.

 

Результаты  психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что нравственное формирование личности происходит по-разному  в одних и тех же условиях под  влиянием одних и тех же педагогических воздействий. Внешние условия и  воспитательные воздействия учителя  на личность младшего школьника являются, как правило, лишь источником и предпосылкой формирования нравственных качеств. Личность младшего школьника не является пассивным  объектом педагогических воздействий, а выступает в качестве активного  субъекта процесса нравственного воспитания; формирование  нравственных качеств  зависит от вида деятельности, в  которую личность включается, и активности, которую проявляет ребенок в  этой деятельности.

 Следовательно,  процесс воспитания будет эффективным  только в том случае, когда  воспитательная деятельность учителя  направлена на организацию соответствующей  деятельности детей, обеспечивает  усвоение школьниками социально-нравственного  опыта, а также стимулирует  активность учеников в этой  деятельности.

 

В теоретическом  плане отечественными педагогами и  психологами (В.А. Сухомлинским, И.Ф. Свадковским, Н.А. Петровым, В.В. Зеньковским, И.А. Каировым, И.С. Марьенко, Н.И. Болдыревым, И.Ф. Харламовым и др.) были разработаны оригинальные подходы к формированию морально-нравственных качеств – дисциплинированности, вежливости, скромности, настойчивости, честности, трудолюбия, коллективизма, патриотизма и др.

Наиболее  плодотворной, на наш взгляд, является система нравственных качеств, предложенная В.Т. Чепиковым. Он определяет следующие наиболее важные и значимые нравственные качества личности, которые оптимально формируются в младшем школьном возрасте, – упорство, активность, настойчивость, старательность, внимательность, целеустремленность, сдержанность, правдивость, дружелюбие, отзывчивость, заботливость, умеренность и др. При этом формирование более сложных по своей структуре и содержанию нравственных качеств личности младшего школьника осуществляется постепенно путем объединения (интеграции) более простых.

 В  структуре нравственных качеств  личности младшего школьника  В.Т. Чепиков выделил следующие компоненты: а) потребностно-мотивационный компонент, представляющий собой систему доминирующих нравственных потребностей и мотивов деятельности и поведения личности младшего школьника; б) интеллектуально-чувственный компонент, определяющий уровень развития нравственного сознания младших школьников (нравственные представления, понятия, взгляды, эмоции и чувства); в) поведенческо-волевой компонент, выражающий степень сформированности и устойчивости нравственных умений, навыков и привычек, а также волевых свойств личности младшего школьника.

 

Диагностика сформированности нравственных качеств в начале

экспериментальной работы (1998/1999 уч. год)

 

Нравственные качества

Уровни развития

Высокий уровень (в %)

Средний уровень

(в %)

Низкий уровень

(в %)

знания

Милосердие

30,4

57,4

12,2

Трудолюбие

23,9

35,7

40,4

Послушание

31,5

39,1

29,4

 

эмоционально-мотивационная сфера

Милосердие

32,7

45,8

21,5

Трудолюбие

20,6

31,4

48,0

Послушание

27,3

32,6

40,1

 

проявление нравственных качеств  в поведении

Милосердие

24,8

39,1

36,1

Трудолюбие

18,3

32,8

48,9

Послушание

21,4

40,2

38,4


 

Диагностика духовно-нравственного  состояния учащихся показала, что  необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по приобщению их к православной культуре,  по развитию их нравственных качеств. В то же время  нами была скорректирована модель изучения православной культуры, в частности  были разработаны уроки, способствующие повышению интереса к вопросам нравственности и культуры в рамках традиций православия; была учтена необходимость дифференциации в работе с разными группами детей  по формируемым качествам; в модель была включена работа с родителями.

На заключительном этапе эксперимента в 2001–2002 годах были проанализированы и обобщены результаты исследования. В частности, была проведена диагностика  таких духовно-нравственных качеств, как милосердие, трудолюбие и послушание (см. таблицу 2).      

Таблица 2                                                                                                                                                          

Диагностика сформированности нравственных качеств

по  завершении экспериментальной работы (2001/2002 уч. год)

 

Нравственные качества

Уровни развития

Высокий уровень (в %)

Средний уровень

(в %)

Низкий уровень

(в %)

знания

Милосердие

52,1

41,6

6,3

Трудолюбие

49,1

26,2

24,7

Послушание

55,7

23,9

20,4

 

эмоционально-мотивационная сфера

Милосердие

49,5

45,1

5,4

Трудолюбие

45,4

28,3

26,3

Послушание

50,8

21,6

27,6

 

проявление нравственных качеств  в поведении

Милосердие

47,7

45,5

7,8

Трудолюбие

41,2

23,5

35,3

Послушание

48,5

30,5

21,0


              

            Заключительная диагностика показала, что количество школьников, знания  которых о милосердии соответствуют  высокому уровню, увеличилось на 21,7 %, и составило 52,1 %. Количество  детей, знания которых о милосердии  находятся на среднем уровне, уменьшилось на  15,8 % и составило  41,6 %. Процент школьников с низким  пониманием сущности данного  нравственного качества уменьшился  на 5,9 % и составил 6,3 %.

Уровень знаний о послушании изменился следующим  образом: высокий уровень возрос на 24,2 % и составил 55,7 %; средний уровень  знаний уменьшился на 15,2 % и составил 23,9 %; низкий уровень сократился на    9 % и составил 20,4 %.

Представления о трудолюбии также существенно  изменились. Количество детей с высоким уровнем осознания этого понятия возросло на   25,2 % и составило 49,1 %. Количество детей, знания которых соответствуют среднему уровню, уменьшилось на 9,5 % и составило 26,2 %. Низкий уровень осознания трудолюбия уменьшился на 15,7 % и составил 24,7 %.

Мотивация милосердия изменилась следующим образом. Высокий уровень увеличился на 14,8 % и составил 47,5 %, средний уровень  уменьшился на 0,7 % и составил 45,1 %, низкий уровень сократился на 16,1 % и составил 5,4 %.

Уровень сформированности мотивов послушания также претерпел изменения. Высокий уровень возрос на 23,5 % и составил 50,8 %, средний уменьшился на 11 % и составил 21,6 %, низкий сократился на 12,5 % и составил 27,6 %.

Высокий уровень развития мотивов трудолюбия возрос на 24,8 % и составил 45,4 %, средний  уровень уменьшился на 5,1 % и составил 26,3 %, низкий уровень уменьшился на 19,7 % и составил 28,3 %.

Данные  о проявлении формируемых нравственных качеств в поведении учащихся выглядят таким образом. Высокий  уровень выраженности милосердия в  поступках учащихся возрос на 22,9 % и  составил 47,7 %. Средний уровень вырос  на 6,4 % и составил 45,5 %. Низкий уровень  сократился на 28,3 % и составил 7,8 %.

Проявление  послушание в поступках на высоком  уровне увеличилось на 27,1 % и  составило 48,5 %. Средний уровень уменьшился на 9,7 % и составил 30,5 %. Низкий уровень  сократился на 17,4 % и составил       21,0 %.

Случаи  проявления трудолюбия, которые можно  отнести к высокому уровню, участились на 22,9 % и составили 41,2 %. Средний уровень  уменьшился на 9,3 % и составил 23,5 %. Низкий уровень сократился на 13,6 % и составил 35,3 % (см. диаграмму 1).

         

 

 

 

                                                                                                       Диаграмма   1

 

Динамика уровней сформированности нравственных качеств

(в % от числа респондентов)

 

Милосердие

                 уровни              уровни  сформирован-         уровни

         сформированности             ности  эмоционально-               проявления  качес-

  знания              мотивационной сферы              тва в поведении

                                 

                                     

                                    

             Трудолюбие

                   уровни              уровни  сформирован-         уровни

         сформированности             ности  эмоционально-               проявления качес-

     знания              мотивационной сферы              тва в поведении

 

 

Основным инструментом, посредством  которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед  ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты  ребенком, от чего зависит смысл  задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны  учителя внутреннее их содержание для  ребенка может резко разойтись  с их объективным содержанием  и с замыслом учителя, воспитателя.

Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и  нравственных качеств только при  условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение  и стимулируют их собственное  стремление к моральному развитию.

Как уже отмечалось, у  нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые  побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения  человека обеспечивает нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно  считать утверждение о том, что  методы формирования таких мотивов  есть методы нравственного воспитания.

Традиционные методы нравственного  воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют  лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем  сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.

Внутренний контроль формируется  благодаря активной деятельности ребенка  в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

Информация о работе Структура нравственных качеств личности младшего школьника